21 июня 2023 г. |
А43-39395/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.03.2023
по делу N А43-39395/2022,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "ТСК" (ИНН 6316213310, ОГРН 1156313057295) о признании незаконным решения Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 30.09.2022 N ОО-ПФО-12-00-08/3836,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "ТСК" - Ефременко О.И. по доверенности от 10.01.2023 сроком на 1 год, диплом о высшем юридическом образовании представлен;
Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу - Морозовой М.А. по доверенности от 27.12.2022 N ПФО-01-07-15/2581 сроком действия до 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании представлен;
Министерства обороны Российской федерации - Константиновой Ю.В. по доверенности от 11.10.2022 N 207/10/010/8/457 сроком до 27.09.2027, диплом о высшем юридическом образовании представлен,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПКФ "ТСК" (далее - ООО "ПКФ "ТСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании незаконным решения Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) от 30.09.2022 N ОО-ПФО-12-00-08/3836
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее- Министерство).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.03.2023 заявленное требование удовлетворено. Одновременно суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ПКФ "ТСК". Кроме того, суд взыскал с Департамента в пользу ООО "ПКФ "ТСК" 3000 руб. расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Департамент настаивает на том, что оспариваемое решение является законным, поскольку при наличии сведений о расположении в границах Ясненского района Оренбургской области земельного участка с кадастровым номером 56:00:0000000:24, границы которого не определены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации, имеются основания для отказа в предоставлении права пользования недрами, так как при этих обстоятельствах поданное заявление не отвечает требованиям Порядка N 583.
Министерство обороны Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу указывает на обоснованность ее доводов, просит удовлетворить апелляционную жалобу Департамента.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представители Департамента, Общества и Министерства поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденного Приказом Минприроды России от 10.11.2016 N 583 и исходил из того, что Департамент не доказал законность и обоснованность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон от 21.02.1992 N 2395-1), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Статья 1.1 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 предусматривает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.
Согласно статье 1.2 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2.1 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.
К участкам недр федерального значения относятся участки недр, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.
Участки недр федерального значения, перечень которых официально опубликован в соответствии с частью второй настоящей статьи, сохраняют статус участков недр федерального значения независимо от изменения требований, установленных настоящей статьей, если иное не установлено федеральным законом.
Статья 8 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 предусматривает, что пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды.
Частью 1 статьи 11 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.
В силу пункта 1.2 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденного Приказом Минприроды России от 10.11.2016 N 583 (далее - Порядок N 583), таким органом является комиссия, создаваемая Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - Комиссия).
Порядком N 583 установлены требования к содержанию заявки, перечень документов, необходимый для предоставления в обязательном порядке, право заявителя по представлению документов и сведений, перечисленных в подпунктах 8 - 14 пункта 4.1 Порядка N 583, по собственной инициативе, а также установлен перечень сведений, необходимых для принятия решения.
Согласно абзацу 1 пункта 4.6 Порядка N 583 в срок, не превышающий 8 рабочих дней с даты получения всех документов и сведений, запрошенных в соответствии с абзацем 3 п.4.5 Порядка N 4.5, или в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты поступления документов и сведений, свидетельствующих о несоответствии представленной заявки, прилагаемых к ней документов и сведений, или участка недр, предполагаемого для получения права пользования в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых или углеводородного сырья, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, требованиями настоящего Порядка, Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган рассматривает поступившие материалы и направляет заявку и прилагаемые к ней документы и сведения для принятия решения в Комиссию.
Абзацем 1 пункта 1.2 Порядка N 583 установлено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" право пользования участками недр для целей геологического изучения недр возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр (далее - Комиссия).
В соответствии с абзацем 2 пункта 4.6 Порядка N 583 Комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления заявки, документов и сведений, представленных в Комиссию в соответствии с абзацем 1 п.4.6 Порядка N 583, осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 4.7 Порядка N 583, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по геологическому изучению участка недр, в том числе, в части обоснования границ участка недр, а также требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о недрах к пользователям недр.
Перечень оснований для отказа в приеме заявки установлен в пункте 4.7 Порядка N 583, согласно которому в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О недрах" отказ Комиссией в приеме заявки может последовать в следующих случаях: 1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований; 2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения; 3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ; 4) если в случае предоставления права пользования участком недр, в отношении которого подана заявка, данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Этот перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Установлено по делу, что в адрес Департамента поступила заявка ООО "ПКФ "ТСК" от 20.04.2021 N 1/15 на получение права пользования участком недр "Фабричный" в целях геологического изучения (поиски и оценка) полезного ископаемого (россыпное золото). Участок недр расположен в 13 км к юго-востоку от п.Кумак в пределах Ясненского района Оренбургской области.
Заявка Общества о выдаче лицензии на геологическое изучение участка недр "Фабричный" подана с соблюдением требований, предусмотренных Порядком N 583 и обратное не доказано.
После регистрации заявки с помощью единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия Департамент направил запросы в государственные органы и подведомственные государственным органам организации, в распоряжении которых находятся документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8-14 пункта 4.1 Порядка N 583.
На направленные запросы Департамент получил ответы от Министерства обороны РФ от 14.07.2021 N 141/24102, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 06.07.2021 N ИС12-18/16424, ФБУ "ТФГИ" по Приволжскому федеральному округу от 29.04.2021 N 1001-01/2, ФСБ РФ от 20.07.2021 N ОО3070, Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.09.2022 N 15-46/36266.
28.09.2022 на заседании Комиссии по рассмотрению заявки ООО "ПКФ "ТСК" на получение права пользования недрами в целях геологического изучения участка недр "Фабричный" установлено, что участок недр "Фабричный" расположен в границах территории Ясненского городского округа Оренбургской области.
В соответствии с письмом Министерства обороны Российской Федерации от 14.07.2021 N 141/24102, в границах Ясненского района Оренбургской области расположен земельный участок с кадастровым номером 56:00:0000000:24, границы которого не определены в соответствии с действующим земельным законодательством Российской Федерации, предоставить информацию о вхождении участка недр в границы земель обороны не представляется возможным.
По результатам рассмотрения представленных материалов, обсуждения и обмена мнениями Комиссия приняла решение отказать ООО "ПКФ "ТСК" в удовлетворении заявки на предоставление права пользования недрами с целью геологического изучения участка недр "Фабричный" и направила в адрес ООО "ПФК "ТСК" уведомление от 30.09.2022 N ОО-ПФО-12-08/3836 о невозможности предоставления участка недр "Фабричный".
В данном случае в качестве основания для отказа Департамент сослался на письмо Минобороны России от 14.07.2021 N 141/24102.
При этом судом не установлено ни одно из предусмотренных пунктом 4.7 Порядка N 583 оснований для принятия оспариваемого решения.
Утверждение Департамента о том, что испрашиваемый участок недр расположен на земельном участке Минобороны России, следовательно, заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, носит предположительный характер и ничем не подтверждается.
В рамках рассмотрения настоящего дела суд предлагал представителям Департамента и Министерства представить доказательства наличия указанного обстоятельства.
Однако в нарушение положений части 5 статьи 200, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства наличия указанных обстоятельств ни Департаментом, ни Министерством в материалы дела не представлены.
В силу пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 3 части 4 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: описание местоположения объекта недвижимости.
При этом местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Установление границ земельных участков в целях упорядочения существующих объектов землеустройства осуществляется путем проведения межевания. Процедура межевания необходима для идентификации земельного участка, в том числе в целях защиты интересов землепользователей.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, но не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявления.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент не доказал законность и обоснованность своего решения.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил требования Общества.
Руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и установленных обстоятельств суд первой инстанции правильно определил правовосстановительную меру по делу.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд удовлетворил заявленные требования, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно взыскал с Департамента в пользу Общества понесенные по делу судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Департамента признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.03.2023 по делу N А43-39395/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-39395/2022
Истец: ООО "ПКФ "ТСК"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, Министерство обороны Российской Федерации