г. Москва |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А41-35653/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Жидок Д.Ю.,
при участии в заседании:
от ООО "Мустанг Ступино" (истец) - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Московской областной таможни (ответчик) - Семина А.С. по доверенности от 17.03.2023 года, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 12 мая 2023 года по делу N А41-35653/22, по иску ООО "Мустанг Ступино" к Московской областной таможне об отмене,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мустанг Ступино" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Московской областной таможне (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Таможня) об оспаривании Постановления от 12.04.2022 N 10013000-002922/2022, которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 16.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 мая 2023 года по делу N А41-35653/22 признано незаконным и отменено постановление Московской областной таможни о назначении ООО "Мустанг Ступино" административного наказания по делу об административном правонарушении от 12.04.2022 N 10013000-002922/2022, предусмотренного статьей 16.5 КоАП РФ.
Не согласившись с данным судебным актом, Московская областная таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО "Мустанг Ступино", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с Решением о проведении проверки транспортного прокурора от 17.02.2022 N 3, на основании предписания от 17.02.2022 N10013230/170222/000004, проведен таможенный осмотр помещений и территорий особой экономической зоны "Ступино-Квадрат" резидента особой экономической зоны ООО "Мустанг Ступино". Постоянная зона таможенного контроля (далее - ПЗТК) на территории особой экономической зоны "Ступино-Квадрат" создана приказом МОТ от 20.05.2020 N337.
В результате таможенного осмотра помещений и территорий (акт таможенного осмотра помещений и территорий N 10013230/170222/000004) были зафиксированы нарушения порядка обеспечения контрольно-пропускного режима на территории ПЗТК особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) ООО "Мустанг Ступино", включая порядок доступа лиц на такую территорию.
Согласно журналу учета въезда/выезда транспортных средств на КПП, в ПЗТК резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" порожнее транспортное средство с государственным номером М320ВХ 799RUS, полуприцеп ЕК8012 77RUS въехало на загрузку 17.02.2022 в 09 час. 10 мин.
Въезд порожнего средства транспорта - железнодорожного вагона N 29100559 на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" произведен без предъявления имеющихся в наличии у перевозчика документов должностному лицу Михневского таможенного поста МОТ.
Согласно сведениям в КПС АИСТ-М, разрешение на въезд железнодорожного вагона N 29100559 путем направления уведомления через систему ЕАИС таможенных органов, на Михневский таможенный пост МОТ поступило 17.02.2022 в 12 час. 04 мин. после того как транспортное средство заехало в ПЗТК. Транспортное средство въехало на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" без разрешения таможенного органа. ООО "Мустанг Ступино" до обнаружения в ходе проверки транспортного средства с заявлением о получении разрешения на размещение в ПЗТК указанного транспортного средства на Михневский таможенный пост МОТ не обращалось.
По результатам проверки составлен акт таможенного осмотра помещений и территорий от 17.02.2022 N 10013230/170222/00004.
Также по результатам проверки Восточным транспортным прокурором 28.02.2022 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
12.04.2022 таможенным органом в отношении Общества вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 16.5 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 16.5 КоАП РФ перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.5 КоАП России, выражается в перемещении товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
Объектом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрены статьей 16.5 КоАП РФ, является установленный таможенным законодательством порядок совершения операций с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Субъектом указанных административных правонарушений является лицо, фактически осуществившее действия, перечисленные в диспозиции указанной нормы.
Обязательным признаком этих действий является их незаконность, т.е. проведение операций без разрешения на это должностных лиц таможенного органа.
Как верно установлено судом первой инстанции, согласно журналу учета въезда/выезда транспортных средств на КПП, в ПЗТК резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" порожнее транспортное средство с государственным номером М320ВХ 799RUS, полуприцеп ЕК8012 77RUS въехало на загрузку 17.02.2022 в 09 час. 10 мин.
Въезд порожнего средства транспорта - железнодорожного вагона N 29100559 на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" произведен без предъявления имеющихся в наличии у перевозчика документов должностному лицу Михневского таможенного поста МОТ.
Согласно сведениям в КПС АИСТ-М, разрешение на въезд железнодорожного вагона N 29100559 путем направления уведомления через систему ЕАИС таможенных органов, на Михневский таможенный пост МОТ поступило 17.02.2022 в 12 час. 04 мин. после того как транспортное средство заехало в ПЗТК. Транспортное средство въехало на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" без разрешения таможенного органа. ООО "Мустанг Ступино" до обнаружения в ходе проверки транспортного средства с заявлением о получении разрешения на размещение в ПЗТК указанного транспортного средства на Михневский таможенный пост МОТ не обращалось.
Заявитель, обращаясь в суд с заявлением в обосновании своих доводов указывает, пунктом 32 раздела V Порядка не предусмотрена обязанность наличия или получения разрешения таможенного органа для въезда порожнего транспортного средства на территорию ОЭЗ, а его отсутствие в соответствии с пунктом 32 раздела V Порядка не формирует состав административного правонарушения в соответствии со ст. 16.5 КоАП.
В Постановлении таможенным органов не отмечается тот факт, что на территории ПЗТК резидента ОЭЗ - ООО "МУСТАНГ СТУПИНО" не оборудовался КПП таможенного органа, а, следовательно, таможенный орган по своей инициативе не запрашивал документы у порожнего транспорта, въезжающего на территорию ОЭЗ и ПЗТК.
Также таможенный орган в Постановлении ссылается на создание Постоянной зоны таможенного контроля на территории ОЭЗ "Ступино-Квадрат" на основании Приказа Московской областной таможни от 20.05.2020 N 337.
Однако данный приказ Заявителю предъявлен не был, в материалах дела отсутствует. Наличие данного приказа позволило бы установить границы ПЗТК, а, следовательно, места расположения должностных лиц таможенных органов и КПП таможенных органов, в адрес которых должны быть предъявлены документы о въезде порожнего средства транспорта, двигающегося в адрес резидента ОЭЗ.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о что, что в материалах дела отсутствуют доказательства оборудования территории ПЗТК резидента ОЭЗ - ООО "МУСТАНГ СТУПИНО" КПП и дежурства на нем должностных лиц таможенного органа.
Также суд первой инстанции указал, что суду не представлено доказательств оборудования территории ПЗТК соответствующими электронными средствами, которым мог быть предъявлен вид электронного документа, полученный после регистрации в системе ЕАИС таможенных органов, при этом сам таможенный орган указывает, что въезд на территорию ПЗТК контролируется посредством внесения записей в журнал.
С данными выводами суда первой инстанции, апелляционный суд не согласен, так как в порядке ст. 69 АПК РФ в рамках дела N А40-102650/22-145-770, установлено, что КПП резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" расположено по адресу: Московская обл., Ступинский р-н, д. Шматово, ул. Индустриальная, владение 40, и находится на удаленности более 15 км от Михневского таможенного поста МОТ, который находится по адресу: Московская обл., Ступинский р-н, городское поселение Михнево, пос. Михнево, ул. Старомихневская, владение 41. Не принадлежащее ООО "Мустанг Ступино" частное охранное предприятие, осуществляет пропуск на въезд и на выезд личного транспорта, а также грузовых транспортных средств с товарами в зону таможенного контроля без разрешения таможенного органа. При этом должностные лица таможенного органа без уведомления, как в устной форме или письменной форме, так при регистрации электронных уведомлений, не могут проверить грузовые порожние транспортные средства на предмет законности перемещения товаров через границы зоны таможенного контроля. Существующая система видеонаблюдения позволяет провести только идентификацию номеров транспортных средств, архивное хранение видеозаписей на таможенном посту отсутствует.
В условиях отсутствия должностных лиц таможенного органа на КПП резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" в 2021 году, так и в 2022 фиксация фактов въезда и выезда грузовых автотранспортных средств и железнодорожных вагонов осуществляется с использованием систем видеонаблюдения.
При этом, ошибочный вывод суда первой инстанции не повлиял на верность судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
Согласно п. 1 ст. 319 ТК ЕАЭС зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств - членов о таможенном регулировании. В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.
В соответствии с п. 4 ст. 319 ТК ЕАЭС порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требования к ним, а также правовой резким зоны таможенного контроля устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно ст. 217 Федерального закона Российской Федерации от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 203 ТК ЕАЭС, ч. 2 ст. 37.2 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля. Перемещение товаров, транспортных средств, лиц включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы особых экономических зон и в их пределах допускается с разрешения таможенного органа и под его надзором с учетом положений настоящей статьи.
Приказом ФТС России N 566 от 26.03.2012 года утвержден Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядка идентификации (далее - Порядок).
Согласно пункт 32 раздела V Порядка установлено, что въезд порожнего средства транспорта на территорию ОЭЗ допускается при условии, что такое средство транспорта въезжает на территорию ОЭЗ в целях осуществления перевозки товаров, и лицом, в адрес которого оно следует, согласно документам, имеющимся в наличии у перевозчика и предъявленным должностному лицу таможенного органа на КПП, является резидент ОЭЗ или нерезидент ОЭЗ.
В соответствии с пункт 33 раздела V Порядка, выезд средства транспорта, на котором ранее осуществлялся ввоз товаров на территорию ОЭЗ и который выезжает с территории ОЭЗ порожним, осуществляется без письменного разрешения на выезд.
Выезд осуществляется под надзором таможенного органа и на основании сведений о средстве транспорта (регистрационном номере средства транспорта), содержащихся в программном средстве, применяемом таможенными органами.
Пункт 34 раздела VI Порядка устанавливает, что ввоз (вывоз) на (с) территорию(ии) ОЭЗ строительных материалов и строительной техники, отходов строительства, а также въезд (выезд) средств транспорта, перевозящих такие товары (включая порожние), осуществляется с разрешения уполномоченного таможенного органа, выдаваемого в виде временного пропуска на средство транспорта (далее - временный пропуск).
Временный пропуск выдается уполномоченным таможенным органом на каждую единицу средства транспорта, в том числе имеющего в своем составе прицеп/полуприцеп, а также на каждую единицу самоходной строительной техники.
Временный пропуск оформляется должностным лицом уполномоченного таможенного органа на бумажном носителе с указанием в нем следующих сведений о:
- средстве транспорта (указывается марка (модель), регистрационный номер средства транспорта);
- лице, осуществляющем строительные работы (указывается наименование юридического лица, или фамилии, имени, отчества физического лица, осуществляющего строительные работы на территории ОЭЗ);
- строительном объекте (указывается наименование строительного объекта(ов) инфраструктуры ОЭЗ);
- сроке действия временного пропуска.
Должностное лицо уполномоченного таможенного органа подписывает временный пропуск (с указанием фамилии, имени, отчества, должности такого лица) и заверяет оттиском печати таможенного органа.
Временный пропуск регистрируется должностным лицом уполномоченного таможенного органа в соответствии с журналом учета и регистрации временных пропусков (начиная с цифры 1, с использованием сквозной нумерации в течение календарного года) с указанием даты его выдачи.
Таким образом, порядком не установлена обязанность организации предоставлять, разрешение на порожнее транспортное средство въезжающее в ОЭЗ, за исключением п. 34 раздела VI Порядка.
Доказательств наличия оснований, предусмотренных п. 34 раздела VI Порядка, материалы дела не содержат.
Таким образом, вывод, таможенных органов противоречит представленным по делу доказательствам и нормам таможенного регулирования.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ недоказанность наличия как объективной, так и субъективной сторон состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в деянии общества состава административного правонарушения статье 16.15 КоАП РФ и необходимости отмены вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что въезд порожнего транспорта на погрузку произведен без предъявления, имеющихся в наличии документов должностному лицу Михневского таможенного поста МОТ, а указанные документы должны направляться таможенному органу через систему ЕАИС на Михневский таможенный пост для выдачи разрешения на перемещение товаров.
Также заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что на территории ООО "Мустанг Ступино" имеется 2 оборудованных КПП, ведется видеонаблюдение, присутствует частное охранное предприятие, которое контролирует въезд/выезд транспортных средств, путем внесения записи в журнал учета въезда/выезда транспортных средств.
Данные доводы заявителя апелляционной жалобе подлежат отклонению, так как п. 32 Порядка к приказу Приказом ФТС России N 566 от 26.03.2012 года не содержит требований письменного разрешения на въезд.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы о том, что состав вменяемого правонарушения может образовать вывоз товаров и (или) транспортных средств без разрешения таможенного органа, поскольку на ввоз порожнего транспортного средства "разрешение" таможенного органа не требуется. Предполагаемое таможенным органом нарушение порядка въезда порожних транспортных средств, минуя КПП или без предъявления транспортного средства сотрудникам таможни, объективную сторону не образует, так как не свидетельствует о нарушении Порядка (исключая п. 34).
Исходя из буквального толкования статьи 16.5 КоАП РФ, Заявителю в качестве объективной стороны правонарушения может быть вменено перемещение транспортного средства через границу ОЭЗ без разрешения, если такое разрешение обязательно.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в деянии ООО "Мустанг Ступино" объективной стороны вменяемого правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.05.2023 года по делу N А41-35653/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35653/2022
Истец: МОСКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ, ООО "МУСТАНГ СТУПИНО"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ