город Ростов-на-Дону |
|
21 июня 2023 г. |
дело N А32-8962/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобровой М.Ю.,
при участии:
от ответчика: представитель Помеляйко В.Е. по доверенности от 14.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Коммунальная энерго-сервисная компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.04.2023 по делу N А32-8962/2022
по иску Администрации муниципального образования город Краснодар
к ООО "Коммунальная энерго-сервисная компания"
при участии третьих лиц: Государственной жилищной инспекции Краснодарского края; Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар; общества с ограниченной ответственностью "УКЭСК"
об обязании, взыскании судебной неустойки
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город Краснодар обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "КЭСК" об обязании обеспечить предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению в помещениях многоквартирного дома N 21 по ул. 9-ой Тихой в городе Краснодаре в соответствии с требованиями пункта 3 раздела I Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, взыскании судебной неустойки в размере 5 000 руб., начиная со дня окончания месячного срока установленного для исполнения решения суда до его фактического исполнения.
Решением от 17.04.2023 иск удовлетворен частично, суд обязал ООО "КЭСК" в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению в помещениях многоквартирного дома N 21 по ул. 9-ой Тихой в городе Краснодаре в соответствии с требованиями п. 3 раздела I Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Взыскал с ООО "КЭСК" в пользу администрации муниципального образования город Краснодар судебную неустойку в сумме 500 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная со дня истечения одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу по день исполнения решения суда.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, не указав желаемой процессуальной судьбы исковых требований.
Жалоба мотивирована следующим.
Организацией, не наделенной статусом гарантирующего поставщика, не имеющей правовых оснований на выдачу технических условий на подключение к сетям водоснабжения (водоотведения) предоставила застройщику справку о их выполнении, что является нарушением действующего на момент выдачи справки законодательства. Предписания государственных органов являются обязательными к исполнению и придание им обязательности путем обращения в суд действующим законодательством не предусмотрено.
В отзыве истец указал на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар поступило обращение от 21.01.2021 N 22-600-П/21 по вопросу ненадлежащего предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в многоквартирном доме N 21 по ул. 9-ой Тихой в г. Краснодаре, а также предписание государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 17 05 2021 N 698.
С целью рассмотрения обращения и с целью исполнения требований содержащихся в предписании государственной жилищной инспекции Краснодарского края Управлением инициирована внеплановая выездная проверка.
На основании распоряжения администрации муниципального образования город Краснодар от 22.06.2021 N 1328-р "О проведении внеплановой выездной проверки общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная энерго-сервисная компания" управлением истребованы и рассмотрены документы и иная информация о деятельности общества, связанная с осуществлением поставки коммунальной услуги по холодному водоснабжению в МКД.
С копией распоряжения о проведении проверки ознакомлен, при проведении проверки присутствовал представитель ООО "КЭСК" по доверенности Помеляйко В.Е. (имеются отметки в акте проверки от 25 06 2021 N 1132/1328-р).
В ходе внеплановой выездной проверки произведен осмотр инженерных систем холодного и горячего водоснабжения в индивидуальном тепловом пункте МКД, выявлено наличие конденсата на поверхности трубопровода, что является нарушением требований п. "г" п. 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
По результатам замеров давления холодного водоснабжения ХВС на вводе в МКД 23.06.2021 в 21:50 поверенным манометром составило 0,21 Мпа.
В 21:29 23.06.2021 произведен замер давления поверочным манометров в кв. N 45 в МКД давление ХВС. По результатам замеров давление ХВС составило 0 Мпа.
В 21:39 23.06.2021 произведен замер давления поверенным манометром в кв. N 37 в МКД давление ХВС. По результатам замеров давление ХВС составило 0,08 Мпа.
В 22:01 23.06.2021 произведен замер давления поверенным манометром в кв. N 24 в МКД давление ХВС. По результатам замеров давление ХВС составило 0,11 Мпа.
В 22:13 23.06.2021 произведен замер давления поверенным манометром в кв. N 24 в МКД давление ХВС. По результатам замеров давление ХВС составило 0,2 Мпа.
Также 23.06.2021 в 09:00 в ходе комиссионного обследования с участием представителей управления, ООО "Краснодар Водоканал" произведен замер давления холодного водоснабжения, подаваемого в МКД, а также в одной из квартир на 6 этаже 1 подъезда МКД поверенным манометром. По результатам замеров давления ХВС на вводе в МКД составило 0,37 Мпа, а в одной из квартир на 6 этаже 1 подъезда в МКД составило 0,15 Мпа.
Полагая, что ответчик поставляет коммунальную услугу по холодному водоснабжению ненадлежащего качества, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 22.11.2017 N 3700-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" с 01.01.2018 орган местного самоуправления, то есть администрация муниципального образования город Краснодар, наделена отдельными государственными полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования город Краснодар, утверждённым решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11 п.6 "О принятии устава муниципального образования город Краснодар", на основании положения об управлении по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар, утверждённым постановлением администрация муниципального образования город Краснодар от 30.08.2010 N 6523 Управление осуществляет региональный государственный жилищный надзор в части организации и проведения внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона N 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила N 354).
Данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с пп. "в" п. 3 Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 3 приложения N 1 Правил N 354 одним из требований к качеству коммунальных услуг является наличие давления в системе холодного водоснабжения в точке разбора: в многоквартирных домах (0,3 кгс / кв. см) до 0,6 Мпа (6 кгс / кв. см), у водоразборных колонок - не менее 0,1 МПа (1 кгс / кв. см), при этом отклонение давления не допускается.
В ходе проверки установлено ненадлежащее предоставление собственникам помещений в МКД коммунальной услуги по холодному водоснабжению, что является нарушением требований п. 3 раздела I Приложения N 1 Правил N 354.
Данные нарушения зафиксированы актом проверки от 25 06 2021 N 1132/1328-р.
С целью устранения причин и последствий допущенных нарушений ООО "КЭСК" выдано предписание от 25.06.2021 N П32/1328-р, которым предписано в срок до 15.07.2021 обеспечить предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению в помещениях МКД в соответствии с требованиями п. 3 раздела I Приложения N 1 Правил N 354. С предписанием ознакомлен, копию предписания получил представитель по доверенности - Помеляйко В.Е. (имеются отметки в предписании от 25.06.2021 N 1132/1328-р).
В рамках рассмотрения дела N А32- 31452/2021 ООО "КЭСК" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар о признании недействительным предписания от 25.06.2021 N 1132/1328-р.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.02.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Суды двух инстанций в рамках дела N А32-31452/2021, имеющего преюдициальное значение для настоящего спора, установили факт ненадлежащего исполнения обязательств ООО "КЭСК" по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.03.2019 N 04- 2018/18, в связи с чем, у административного органа имелись законные основания для выдачи предписания от 15.02.2021 N 113/138-р.
С целью проведения проверки исполнения ООО "КЭСК" ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами от 25.06.2021 N 1132/1328-р, Управлением в период с 01.09.2021 по 07.09.2021 на основании распоряжения администрации муниципального образования город Краснодар от 01.09.2021 N 1853-р "О проведении внеплановой выездной проверки общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная энерго - сервисная компания" инициирована внеплановая выездная проверка.
В ходе проведения проверки установлено, что требования предписания от 25.06.2021 N 1132/1328-р в установленный срок не исполнены, данный факт зафиксирован актом проверки от 07.09.2021 N 1530/1853-р.
Рассматривая требования, суд отмечает, что исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению в спорном МКД является именно ООО "КЭСК".
Действие договора поставки коммунальной услуги по холодному водоснабжению и водоотведению между ООО "КЭСК" и ООО "УК Краснодар РЦ-23" прекращено на основании п. 2 ст. 157.2 ЖК РФ (уведомление от 21.11.2019 N 2741), между собственниками помещений в МКД и ООО "КЭСК" заключены прямые договоры.
В силу п. 1 Приложения N 1 к Правилам N 354, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84).
Подпункт "в" п. 3 Правил N 354 регламентирует, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть, бесперебойно либо с перерывами, не превышающими установленную продолжительность.
Таким образом, действие (бездействие) ООО "КЭСК" повлекло нарушение обязательных требований п. 3 раздела 1 Приложения N 1 Правил N 354.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе, в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.
ООО "КЭСК", являясь исполнителем коммунальной услуги, обязано обеспечить нормативный уровень и режим бесперебойной передачи коммунального ресурса по холодному водоснабжению.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с п. 149 Правил N 354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
В ходе рассмотрения дела ответчик не оспаривал выявленный факт нарушения им положений Правил N 170 и Правил N 354, в обоснование возражений ссылался на то, что перепады давления во внутридомовой сети происходят ввиду того, что застройщиком района ЗАО ФЦ "Краснодарстрой-инжиниринг" не были выполнены требования технических условий на водоснабжение объекта, не предусмотрены подкачивающие насосы.
Вместе с тем, вопрос о несоблюдении застройщиком договорных гарантийных обязательств не свидетельствует об исполнении ООО "КЭСК" публично-правовых обязанностей в области предоставления коммунальной услуги.
ООО "КЭСК", как профессиональный участник рассматриваемых правоотношений, при должной осмотрительности могло предпринять меры по предотвращению возникшей ситуации.
Исходя из материалов дела, рассматриваемый МКД находится в эксплуатации, ООО "КЭСК" с 2019 года является исполнителем коммунального ресурса по холодному водоснабжении. Доказательств ненадлежащего выполнения требований технических условий на водоснабжение объекта застройщиком в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, либо иными способами, установленными законом.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Требование об обязании ответчика обеспечить подачу коммунального ресурса (горячей воды) надлежащего качества заявлено истцом на основании абз. 7 ст. 12 ГК РФ, предусматривающего защиту гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Предусмотренный абзацем третьим ст. 12 ГК РФ способ защиты права путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, носит превентивный характер, направлен на исключение угрозы материальному праву истца, предупреждение вредных последствий таких действий (определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.04.2019 N 306-ЭС18-20653). Возмещение убытков, возникших после введения прекращения подачи коммунального ресурса, не обеспечивает потребителю такой возможности.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 29.07.2020 по делу N А18-1642/2019.
В связи с изложенным, судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование истца об обязании обеспечить предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению.
Также истцом заявлено требование о взыскании судебной неустойки в сумме 5 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда.
Частью 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст.1 ГК РФ).
Судебная неустойка, предусмотренная ст. 308.3 ГК, является инструментом понуждения исполнения судебного акта. Согласно указаниям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 32 постановления Пленума от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.
Пунктом 31 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 установлено, что суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (ч 1 и 2.1 ст. 324 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и установленные по делу обстоятельства, приняв во внимание, что размер судебной неустойки должен носить разумный характер и отвечать принципам справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения, суд первой инстанции пришел выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца в части взыскания с ответчика судебной неустойки в размере 500 руб. (как следует из резолютивной части решения от 29.03.2023 и резолютивной части полного текста решении от 17.04.2023) за каждый день неисполнения решения суда.
С учетом уменьшения судом первой инстанции размера судебной неустойки, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для иных выводов в указанной части.
Доказательств несоразмерности размера судебной неустойки ответчиком в материалы дела не представлено.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.04.2023 по делу N А32-8962/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8962/2022
Истец: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Краснодара
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, ООО "УКЭСК", ООО "Коммунальная энерго-сервисная компания"