г. Санкт-Петербург |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А26-362/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13026/2023) Государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.03.2023 по делу N А26-362/2023, принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Решетник Оксаны Владимировны
к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия"
об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии и обязании предоставить субсидию,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Решетник Оксана Владимировна (далее - заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" (далее - ответчик, Учреждение) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении субсидии от 17.11.2022 N 321627/2202 в редакции уведомления от 18.11.2022 N 2733 и обязании Учреждения предоставить субсидию для возмещения затрат.
Решением суда от 29.03.2023 заявленные Предпринимателем требования удовлетворены, суд признал недействительным решение Учреждения от 17.11.2022 N 321627/2202 в редакции уведомления о назначении (отказе в назначении) государственной социальной помощи от 18.11.2022 N 2733, а также обязал Учреждение в целях устранения нарушенного права заявителя принять решение о назначении государственной социальной помощи по заявлению Решетник О.В. от 27.10.2022 N 3001006/2202 (дело N 14010001735).
Не согласившись с вынесенным решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, настоящий спор не относится к компетенции арбитражного суда с учетом характера спорных правоотношений. Также Учреждение не согласно с выводами суда о неправомерности вынесенного решения в редакции уведомления и о возможности Предпринимателя расходования государственной социальной помощи на покупку строительных изделий в рамках бизнес-плана.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
От Предпринимателя поступил письменный отзыв, в котором она выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27.10.2022 в Отделение ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" в Пудожском районе обратилась Предприниматель с заявлением от 27.10.2022 N 3001006/2202 об оказании государственной социальной помощи в виде социального контракта на открытие своего дела - разведение собак породы чихуа-хуа.
Из листа собеседования и приложенных к заявлению N 3001006/2202 документов следует, что семья Решетник О.В. состоит из трех человек, является малоимущей, нуждается в финансовой помощи. Заявитель планирует заниматься разведением собак, для чего ей необходимо приобрести трех животных общей стоимостью 350 000 руб. - двух самок стоимостью 100 000 руб. каждая и самца стоимостью 150 000 руб. (раздел 8 "Финансовый план. Источники финансирования бизнес-плана").
По результатам рассмотрения данного заявления на заседании 10.11.2022 межведомственной комиссией, образованной ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия", было принято решение рекомендовать Решетник О.В. в срок до 15.11.2022 доработать бизнес-план в части финансового плана, а именно уточнить стоимость собак породы чихуа-хуа, поскольку на основании проведенного ценового мониторинга рынка заявленной породы было установлено существенное завышение заявителем их стоимости по сравнению со среднерыночной (протокол N 76).
Данное решение было доведено до сведения Решетник О.В. уведомлением от 11.11.2022 N 2693.
В разделе 8 "Финансовый план" уточненного бизнес-плана Решетник О.В. указала сумму 350 868 руб. 12 коп., состоящую из стоимости одного животного (70 000 руб.), двери входной (54 126 руб.), трех дверей для выгула (по 54 126 руб. каждая), двери межкомнатной (36 749 руб. 40 коп.), окна (12354 руб. 14 коп.) и трех форточек проветривания (по 5 100 руб. 34 коп. каждая). При этом из указанной суммы собственные средства составили 868 руб. 12 коп.
На заседании межведомственной комиссии 17.11.2022 было принято решение N 321627/2202 об отказе в предоставлении Решетник О.В. денежной выплаты в размере 350 000 руб. на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности по уточненному бизнес-плану (протокол N 78). Данное решение изложено в уведомлении от 18.11.2022 N 2733.
Не согласившись с вынесенным решением Учреждения об отказе в предоставлении субсидии от 17.11.2022 N 321627/2202 в редакции уведомления от 18.11.2022 N 2733, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Предпринимателя, правомерно руководствовался следующим.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям определены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которому государственная социальная помощь оказывается в целях, в том числе повышения доходов населения (статья 3); получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (статья 7).
Порядок назначения государственной социальной помощи установлен в статье 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и заключается в том, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отдельные вопросы оказания государственной социальной помощи на территории Республики Карелия регулируются законом Республики Карелия от 09.03.1998 N 270-ЗРК "О государственной социальной помощи".
В соответствии с названным законом право на получение государственной социальной помощи на территории Республики Карелия имеют категории граждан, определяемые ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи категории граждан из малоимущих семей и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с законодательством Республики Карелия, категории граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также иные категории граждан, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия в соответствии со статьей 6 настоящего Закона (пункт 1 статьи 4).
Порядок оказания государственной социальной помощи для каждой категории граждан и ее размер определяются ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи. Государственная социальная помощь оказывается в форме предоставления единовременной материальной помощи (части 2.1, 2 и пункт 2 части 6 статьи 6).
Оказание государственной социальной помощи на территории Республики Карелия осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия, а также за счет средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (статья 12 названного Закона).
Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 11.01.2022 N 9-П утверждена Ведомственная целевая программа оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2022 год, в соответствии с которой к мероприятиям программы отнесено оказание на основании социального контракта государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на осуществление мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и связанных с выполнением обязательств по социальному контракту, на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (пункт 4 перечня).
Порядок исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2022 год утвержден приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 18.01.2022 N 19-П (далее - Порядок), пунктом 15 которого установлен состав межведомственной комиссии и порядок принятия ею решений, а пунктами 3 и 129 Порядка установлен порядок обращения гражданина для получения государственной социальной помощи с заявлением.
Отношения по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта урегулированы в разделе 5 Порядка.
Так, государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается в форме денежной выплаты на осуществление мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и связанных с выполнением обязанностей по социальному контракту (пункт 55).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется гражданам из малоимущих семей и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (подпункт 2 пункта 57).
Предоставление денежной выплаты осуществляется при наличии бизнес-проекта (пункт 71).
В пункте 72 Порядка перечислены требования, которым должен соответствовать субъект на дату подачи заявления.
Пунктом 73 Порядка установлено, что денежная выплата субъектам не предоставляется на возмещение затрат по сделкам между аффилированными лицами, а также по операциям, произведенным в форме взаимозачета; на электрическую энергию, тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение в зданиях и (или) помещениях, предоставленных иным лицам в аренду и (или) субаренду, безвозмездное пользование или на ином законном праве; на арендную плату за пользование помещениями, не относящимися к жилищному фонду, сданными в субаренду. Денежная выплата субъектам не предоставляется на приобретение недвижимости, относящейся к жилищному фонду, земельных участков.
Как установлено судом первой инстанции, сведений о несоответствии Решетник О.В. вышеназванным требованиям (пункты 71, 72, 73) ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" в решении не приведено.
Согласно пункту 75 Порядка для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 57 Порядка, дополнительно к документам, указанным в пункте 3 Порядка, граждане представляют в Отделение следующие документы (сведения): 1) документы (сведения), подтверждающие ведение индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе: 2) копии договоров о приобретении оборудования (копии документов, подтверждающих прием-передачу оборудования), необходимого для ведения субъектом малого предпринимательства своей деятельности; 3) копии счетов или счетов-фактур, накладных, документов, подтверждающих оплату по договорам приобретения оборудования; 4) копии договоров и (или) дополнительных соглашений, заключенных с ресурсоснабжающими организациями, оказывающими соответствующие услуги; 5) копии счетов или счетов-фактур, накладных, документов, подтверждающих оплату по договорам оказания услуг ресурсоснабжающим организациям; 6) копии договоров (смет затрат) на строительство, реконструкцию объектов; 7) копии смет затрат на строительство и реконструкцию объектов.
Как установлено судом, отказ в предоставлении денежной выплаты, мотивирован Учреждением непредставлением или представлением не в полном объеме документов, являющихся основанием для оказания государственной социальной помощи, а также тем, что в смете расходов бизнес-плана учтено приобретение строительных изделий (дверные и оконные блоки), что не соответствует методическим рекомендациям по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.08.2021 N 536, Порядку исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2022 год, утвержденному приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 18.01.2022 N 19-П.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела документы, в том числе решения и уведомления, содержащие мотивы отказа Предпринимателю в предоставлении субсидии, посчитал оспариваемое решение в редакции уведомления не соответствующим Федеральному закону "О государственной социальной помощи".
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно статье 9 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и части 5 статьи 6 Закона Республики Карелия "О государственной социальной помощи" в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
В пункте 19 Порядка указано, что основаниями для отказа в предоставлении (назначении) государственной помощи являются:
1) непредставление либо представление не в полном объеме документов, являющихся основанием для оказания государственной социальной помощи;
2) представление гражданином неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Основания для применения названных правовых норм при рассмотрении заявления Решетник О.В. от 27.10.2022 судом не установлены.
Следовательно, поскольку у Решетник О.В. имелось право на получение испрашиваемой по заявлению от 27.10.2022 государственной социальной помощи, а предусмотренные вышеприведенными правовыми актами основания для отказа в предоставлении денежной выплаты отсутствовали, обжалуемое решение нельзя признать соответствующим требованиям Федерального закона "О государственной социальной помощи".
При таких обстоятельствах, вопреки ошибочным выводам Учреждения, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление Предпринимателя и признал недействительным обжалуемое решение об отказе в предоставлении субсидии от 17.11.2022 N 321627/2202 в редакции уведомления от 18.11.2022 N 2733 как не соответствующее нормам действующего законодательства и нарушающее права Предпринимателя.
В качестве восстановления нарушенных прав Предпринимателя суд также правомерно обязал Учреждение принять решение о назначении государственной социальной помощи по заявлению Решетник О.В. от 27.10.2022 N 3001006/2202 (дело N 14010001735).
Доводы ответчика о невозможности расходования государственной социальной помощи на покупку строительных изделий, необходимых для обустройства контейнера, приобретенного для размещения животных, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонены.
Так, в пункте 69 Порядка прямо указано о возможности осуществления денежной выплаты гражданину, заключившему социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте 2 пункта 57 Порядка, для закупки оборудования.
Кроме того, суд также принял во внимание установленную Порядком процедуру реализации принятого решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В частности, согласно подпункту 2 пункта 94 Порядка социальный контракт заключается между ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" и гражданином на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по форме согласно приложению 6 к Порядку.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которая является неотъемлемой частью социального контракта. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта и содержит виды, объем, порядок и сроки реализации мероприятий, обязательных для реализации Отделением и гражданином при исполнении социального контракта (пункт 95).
Решение об эффективности проведенных мероприятий по социальной адаптации принимается межведомственной комиссией после исполнения сторонами условий социального контракта на основании конечного результата предоставления помощи на основании социального контракта, в том числе сравнения установленных программой социальной адаптации мероприятий и фактически достигнутых результатов по их исполнению. Заключение об эффективности проведенных мероприятий по социальной адаптации подписывается межведомственной комиссией (пункт 97).
По мероприятиям, указанным в подпунктах 2-3 пункта 57 Порядка, социальный контракт заключается с гражданином на срок не более чем на 12 месяцев (подпункт 2 пункта 123).
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается с месяца, следующего за месяцем возникновения обстоятельств, в случаях нецелевого использования гражданином денежных средств при выполнении обязательств, предусмотренных социальным контрактом; нарушения гражданином условий социального контракта; представления гражданином недостоверной информации (сведений) о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (подпункты 3, 5 и 9 пункта 124).
Суммы денежных выплат, излишне выплаченных вследствие представления гражданами документов, содержащих неполные или недостоверные сведения, вследствие ошибки, допущенной Отделением, кроме счетных ошибок, подлежат удержанию из сумм последующих выплат на основании приказа Отделения, а при прекращении выплаты возмещаются заявителем добровольно не позднее 3 месяцев со дня прекращения выплаты (пункт 127).
Доводы Учреждения о том, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, также обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку в соответствии с частями 1 и 2 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" учреждено Министерством социальной защиты Республики Карелия с целью осуществления деятельности в области обязательного социального обеспечения, а заявитель обладает статусом индивидуального предпринимателя, который обратился в Учреждение для получения субсидии именно на осуществление указанной деятельности.
Таким образом, с учетом субъектного состава и характера спора настоящее дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Кроме того, правомерность указанного вывода суда первой инстанции подтверждена Определением Пудожского районного суда от 21.12.2022, в соответствии с которым заявление индивидуального предпринимателя Решетник Оксаны Владимировны возвращено подателю в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции. При этом споры о подведомственности между судами не допускаются.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 29.03.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29 марта 2023 года по делу N А26-362/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-362/2023
Истец: ИП Решетник Оксана Владимировна
Ответчик: ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия ", Отделение по работе с гражданами в Пудожском районе Государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия "