г. Москва |
|
21 июня 2023 г. |
Дело N А40-15171/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
В.И. Попова, Л.Г. Яковлевой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Потребительского жилищно-строительного кооператива "ГлавАПУ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2023 по делу N А40-15171/2023
по заявлению: Потребительского жилищно-строительного кооператива "ГлавАПУ"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Управление Росреестра по Москве
о признании незаконными действия;
об обязании
при участии:
от заявителя: |
Рыжов Е.А. дов. от 19.04.2023 |
от заинтересованного лица: от третьего лица: |
Гулян Г.В. дов. от 30.05.2023 не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2023, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований Потребительского жилищно-строительного кооператива "ГлавАПУ" (заявитель, ЖСК "ГавАПУ") о признании незаконными действий Департамента городского имущества города Москвы (заинтересованное лицо, Департамент), выразившихся в проведении кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Фестивальная, д. 13 кв. 3, в соответствии с проектом межевания территории квартала, утвержденного распоряжением Департамента от 20.06.2018 N 20046, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке, отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом решением, ЖСК "ГавАПУ" обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В деле участвует третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (третье лицо, Управление Росреестра по Москве).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Представитель Департамента в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, распоряжением Департамента от 20.06.2018 N 20046 был утвержден Проект межевания территории квартала N 77:09:0001009, согласно которому площадь участка N 28 жилого дома, расположенного по адресу: ул. Фестивальная, д. 13, к. 3 установлена в размере 0,458 га, что меньше нормативно-необходимого размера территории в силу сложившихся планировочных особенностей квартала.
Полагая, что действия Департамента, выразившиеся в проведении кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка многоквартирного жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, в соответствии с проектом межевания территории квартала, утвержденного распоряжением от 20.06.2018 N 20046, являются не законными, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных ЖСК "ГавАПУ" требований о признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На основании п. 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента в том числе по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Суд принял во внимание, что 02.08.2019 Федеральным законом N 267-ФЗ внесены изменения в ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которым на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, включая обеспечение утверждения в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории.
Как следует из материалов дела, на территорию квартала района Левобережный, ограниченного Ленинградским шоссе, Беломорской улицей, внутриквартальным проездом, Фестивальной улицей утвержден проект межевания квартала.
Согласно материалам дела, при подготовке оспариваемого проекта межевания квартала проведено обследование и выполнена оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и планировочной обособленности выделяемых земельных участков, осуществлено определение конфигурации границ земельных участков с учетом особенностей сложившейся или установленной градостроительной документации, планировки и застройки территории.
Таким образом, при разработке указанного проекта межевания осуществлен комплекс мер по установлению оптимальных границ земельных участков с учетом критериев, предусмотренных действующим законодательством, о чем свидетельствует текст проекта.
С учетом изложенного, утвержденный проект межевания и корректировка разработана и утверждена в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 63, ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение проектов межевания территории, разработанных в составе проектов планировки территории, осуществляются Правительством Москвы с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний. Каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке.
Для утверждения проекта планировки территории представляются:
1) согласованный органами исполнительной власти города Москвы, указанными в техническом здании на подготовку проекта планировки территории, проект нормативного правового акта Правительства Москвы об утверждении проекта планировки территории с приложением основной части проекта планировки территории.
2) протокол публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний по проекту планировки территории, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Границы земельных участков в проекте межевания определяются, в том числе в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации: учитываются сведения ЕГРН, оформленные земельно-правовые отношения, утвержденная градостроительная документация, расчетное обоснование размеров земельных участков, а также архитектурно-планировочные особенности и фактическое использование территории.
Проект межевания территории квартала района Левобережный, ограниченного Ленинградским шоссе, Беломорской улицей, внутриквартальным проездом, Фестивальной улицей прошел процедуру общественных обсуждений в соответствии с Порядком организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП.
Действующим законодательством проведение повторных публичных слушаний не предусмотрено.
Границы земельных участков в проекте межевания определяются в том числе в соответствии с нормами ГрК РФ, Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), учитываются планировочные особенности территории квартала, расчетное обоснование размеров земельных участков, оформленные земельно-правовые отношения, утвержденная градостроительная документация.
В отношении обоснования размеров земельных участков, предложенных к образованию проектом межевания территории, сообщаю, что согласно п.п. 2, 3 ст. 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" площади земельных участков многоквартирных домов определяются в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В рамках работ по межеванию территории исполнителем работ (разработчиком проекта) осуществляется расчет нормативно-необходимой территории земельных участков существующих зданий, сооружений и территорий общего пользования в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.01.2000 N 49 "Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1557-ПП).
Судом установлено, что расчет минимальной и максимальной нормативно-необходимой площади территорий участков для многоквартирных жилых домов производится по следующим формулам: - Sзу min = ((S общая жилых помещений + S общая встроенно-пристроенных нежилых помещений) /20 кв.м общей площади жилой застройки *8,6) + S здания, сооружения по наружному обмеру; - Sзy max = ((S общая жилых помещений + S общая встроенно-пристроенных нежилых помещений) /20 кв.м общей площади жилой застройки * 12,0) + S здания, сооружения по наружному обмеру.
Минимальное и максимальное значение коэффициента обеспеченности придомовой территории (8,6-12,0) представлено в таблице 2 приложения N 3 к постановлению.
Исходя из архитектурно-планировочных особенностей, определен земельный участок необходимый для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Фестивальная, д. 13, к. 3.
Таким образом, в разработанных материалах межевания указанным многоквартирным домам определены земельные участки в максимально возможных границах.
Кроме того, в разработанных материалах межевания указанным многоквартирным домам определены границы земельных участков общественных территорий детской и спортивной площадок, для обеспечения возможности пользования всеми жителями многоквартирных домов.
Судом правомерно указано, что заявленное требование направлено на увеличение придомовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Фестивальная, д. 13, к. 3 вопреки ненормативно-правовому акту, в соответствии с которым в рамках действующего законодательства определена площадь, необходимая для эксплуатации такого многоквартирного жилого дома.
Кроме того, указанный проект межевания территории квартала, утвержденный Распоряжением от 20.06.2018 N 20046, не был обжалован.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Исходя из положений ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 36 ЖК РФ, право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом возникает у собственников помещений в доме с момента постановки такого участка на государственный кадастровый учет.
Принятие в указанном случае решения органа государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка не требуется, что подтверждено определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26.11.2008 N 14992/08.
При этом, собственники как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирном доме имеют равные возможности приобретения права общей долевой собственности на соответствующий земельный участок.
В связи с вступлением в силу поправок к ЗК РФ с 01.03.2015, а также согласно ст. 11.3 ЗК РФ, ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" образование земельных участков под многоквартирными домами осуществляется исключительно на основании разработанных и утвержденных в установленном порядке проектов межевания территории.
Перераспределение земель общего пользования есть прямая функция Департамента при утверждении проекта межевания квартала или его последующей корректировки.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что при разработке проекта корректировки межевания части квартала были приняты в расчет множество факторов, соблюден баланс публичных и частных интересов, а также интересы всех землепользователей квартала, следовательно, образование земельных участков вопреки действующему Проекту межевания территории квартала не допускается и противоречит положениям земельного и градостроительного законодательства.
Кроме того, как обоснованно указано судом, Заявителем оспариваются действия Департамента, возложенные на Департамент в силу закона и направленные на постановку на кадастровый учет земельных участков, необходимых для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
Вместе с тем, Департамент осуществляет указанные действия в соответствии с проектом межевания территории квартала, утвержденным Распоряжением от 20.06.2018 N 20046.
Доводы заявителя жалобы о том, что в отношении земельных участков, необходимых для эксплуатации многоквартирного жилого дома реализуется общий порядок формирования земельных участков и установления границ земельных участков, несостоятельны, поскольку действующим законодательством прямо предусмотрено, что все действия осуществляются публично, а именно, проведение публичных слушаний и утверждение проекта межевания территории квартала.
Защита гражданских прав осуществляется способами защиты, предусмотренными статьями 12 ГК РФ.
Исходя из смысла статьи 12 ГК РФ истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, в то же время избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обратившиеся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Жильцы многоквартирных домов, расположенных в жилом квартале, в отношении которого осуществляется разработка проекта межевания участвуют в публичных слушаниях и тем самым совершают волеизъявление относительно границ земельного участка и иных вопросов, связанных с межеванием территории квартала.
После утверждения проекта межевания совершить волеизъявление либо установить границы земельного участка без оспаривания проекта межевания территории квартала не представляется возможным, так как будут нарушены права неопределенного круга лиц.
В случае увеличения площади или конфигурации границ одного из земельных участков в проекте межевания территории квартала в априори изменяется площадь и конфигурация иных земельных участков, предназначенных для эксплуатации многоквартирных домов, собственниками жилых помещений в которых Заявители не являются.
Формирование земельных участков для эксплуатации МКД на основании площади, которая существовала на момент строительства такого МКД не закреплено нормами земельного законодательства, напротив, земельный участок для эксплуатации МКД формируется на основании проекта межевания территории квартала и в случае, если на территории квартала будет возведено еще одно МКД - происходит перераспределение территории всего квартала или его части для формирования земельного участка необходимого для вновь возведенного МКД.
Относительно представленного заявителем экспертного заключения судом отмечено, что данное заключение не может являться надлежащим доказательством, поскольку специалисты не предупреждались об уголовной ответственности.
Определяя описание границ земельного участка, следует исходить из сложившегося землепользования на основании утвержденного Департаментом проекта межевания жилого квартала, сохранения его площади и конфигурации.
Следовательно, Департамент не имеет права согласовать границы земельного участка, которые противоречат действующему проекту межевания территории квартала равно как и издать схему расположения земельного участка (поставить на кадастровый учет) которая бы противоречила проекту межевания территории квартала, который отражает общеправовой принцип справедливости, не обеспечивает баланс прав и законных интересов каждой из сторон.
При таких обстоятельствах обжалуемые действия департамента выразившихся в проведении кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Фестивальная, д. 13 кв. 3, в соответствии с проектом межевания территории квартала, утвержденного распоряжением Департамента от 20.06.2018 N 20046, не нарушает права ЖСК "ГавАПУ".
Частью 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2023 по делу N А40- 15171/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15171/2023
Истец: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ГЛАВ АПУ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ