г. Санкт-Петербург |
|
21 июня 2023 г. |
Дело N А42-12013/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13712/2023) индивидуального предпринимателя Мининой Елены Владимировны на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.03.2023 по делу N А42-12013/2022, принятое
по иску акционерного общества "СИТИМАТИК"
к индивидуальному предпринимателю Мининой Елене Владимировне
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ситиматик" в лице Мурманского филиала (далее - истец, Общество, региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к индивидуальному предпринимателю Мининой Елене Владимировне (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании задолженности за оказанные в период с 01.01.2020 по 30.09.2022 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 102 631,46 руб.
Определением суда от 09.01.2023 исковое заявление принято к производству к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 15.03.2023 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором произвести расчет стоимости услуг по обращению с ТКО в соответствии с пунктом 19 постановления Правительства Мурманской области от 03.05.2018, по нормативу (0,31-м/год на одного сотрудника, поскольку предпринимательская деятельность осуществляется в помещении, расположенном в многоквартирном доме).
В отзыве истец просит решение оставить без изменения, поскольку объемы рассчитаны в соответствии с договором.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 40,3 м, расположенное по адресу ул. Ленина, д. 16, г. Апатиты, Мурманской области.
АО "Ситиматик" на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мурманской области от 10.01.2018 с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области является Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Мурманской области.
Между истцом (региональный оператор) и ответчиком (Заказчик) заключен типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 81/332/0003404, по условиям которого региональный оператор обязуется обеспечить прием ТКО в объеме и месте, которые определены в настоящем Договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а Заказчик обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (пункт 1.1 Договоров).
Согласно пункту 2.2 Договора расчет размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
Под расчетным периодом по настоящему Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (пункт 2.1 Договора).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора (пункты 2.4 и 2.5 Договора).
Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется Региональным оператором с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 1.4 настоящего Договора (пункт 2.3).
В соответствии с пунктом 10.1 договора, настоящий Договор вступает в силу с даты его подписания Сторонами, распространяется на правоотношения Сторон, возникшие с 01.01.2020. и действует по 31.12.2021 включительно, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Договору, или до его расторжения в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором; предусматривает возможность дальнейшей пролонгации (пункт 10.3).
Приложением к Договору, являющимся его неотъемлемой частью, установлен объем и место сбора и накопления ТКО на 2020-2021 года с принадлежащего ответчику объекта - магазин, по адресу ул. Ленина, д. 16, г. Апатиты, Мурманской области - 41,912-м ежегодно, исходя из площади помещения - 40,3 м
, и норматива накопления 1,04-м
/год за каждый метр; периодичность вывоза в соответствии с законодательством РФ.
Исполнив принятые на себя обязательства истец выставил ответчику счета за услуги Регионального оператора по обращению с ТКО оказанные в период с 01.01.2020 по 30.09.2022, размер обязательств по которым рассчитан исходя из объема принимаемых ТКО 3,493 м в месяц (площадь помещения 40,3 м
умноженная на установленный Постановлением
192-ПП/4 норматив накопления ТКО для категории объектов - объекты торговли (с торговым залом) 1,04 м
/год и деления на 12 месяцев), которые не были оплачены предпринимателем, в результате чего образовалась задолженность в сумме 102 631,46 руб.
Поскольку в претензионном порядке задолженность не погашена, АО "Ситиматик" обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции требования признал обоснованными.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей.
Частью 1 статьи 24.7 Закона об отходах производства предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
На основании пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Частью 2 статьи 24.7 Закона об отходах производства по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с частью 4 той же статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 5 той же статьи).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с данными Правилами основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Правил N 1156).
Законом N 89-ФЗ (пункт 6 статьи 24.7) установлена возможность для юридического лица, в результате деятельности которого образуются ТКО отказаться от заключения договора с региональным оператором - в случае наличия в его собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Доказательств того, что у ответчика имелись основания отказаться от заключения договора с региональным оператором по пункту 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, в материалы дела не представлено.
В рассматриваемом случае предприниматель обратился с заявкой на заключение договора, с указанием, что объем ТКО должен рассчитываться исходя из штатной численности сотрудников.
Сопроводительным письмом от 24.08.2021 АО "Ситиматик" направило в адрес ответчика договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 81/332/0003404, с предложением подписать договор, скрепить печатью и вернуть адрес Регионального оператора.
Как следует из материалов дела, указанный договор ответчиком получен 19.11.2021, в адрес Регионального оператора, в установленный срок подписанный ответчиком договор, не поступил.
При таких обстоятельствах следует признать, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен между истцом и ответчиком по правилам абзаца 4 пункта 8 (17) Правил N 1156 на условиях Типового договора.
Публичная оферта (договор) на оказание услуг по обращению с ТКО опубликована в печатном средстве массовой информации "Мурманский вестник" 08.02.2018 и размещена на официальном сайте Регионального оператора в сети Интернет по адресу: http://reqoperator.ru/doqovora-s-potrebitelvami-murmansk.
Таким образом, договор N 81/332/0003404 считается заключенным на условиях Типового договора по цене, указанной Региональным оператором в проекте договора, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об отсутствии между истцом и ответчиками договорных отношений ввиду неподписания договора ответчиками, отклоняются как противоречащие материалам дела и нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном начислении стоимости оказанных услуг по нормативу накопления отходов и необходимости перерасчету стоимости услуг, исходя из количества и объема контейнеров накопления отходов, неправомерны.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 и пункту 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), коммерческий учет твердых коммунальных отходов, в том числе в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, осуществляется расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Довод ответчика о том, что истец при определении объема принимаемых ТКО указал не верный норматив накопления ТКО, и, исходя из того, что нежилое помещение расположено в многоквартирном доме, расчет стоимости услуг по обращению с ТКО следует производить исходя из штатной численности сотрудников юридического лица (п. 19 Постановления Правительства Мурманской области N 192-ПП от 03.05.2018) не имеют правового обоснования и основан на неправильном понимании ответчиком действующего законодательства.
В связи с тем, что собственные контейнеры у ответчика отсутствовали, учет объема производился в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Нормативы накопления ТКО на территории Мурманской области в установленном законом порядке утверждены постановлением правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.1996 N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно - нормативы, отходы), включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Нормативы накопления ТКО в Мурманской области установлены Постановлением Правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4 (ред. от 18.12.2018) "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Мурманской области" (далее - Постановление N 192-ПП/4).
Согласно ст. 4 Правил N 269 нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы;
г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
При этом место осуществления деятельности не является критерием определения норматива накопления
ТКО.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4, к ответчику был применен норматив накопления ТКО определенный п. 4 Нормативов накопления ТКО на территории Мурманской области: объекты торговли с торговым залом с установленным нормативом 1,04 мЗ/год.
Ответчик указывает, что некоторые объекты, поименованные в пункте 19 Постановления N 192-ПП/4 также содержаться в других разделах, следовательно, критерием определения норматива накопления ТКО также является место осуществления деятельности и должен применяться норматив накопления ТКО 0,31 мЗ/год из расчета на одного сотрудника.
Доводы ответчика построены на неверном толковании норм права. При этом строка 19 расчетной единицей в отношении которой является 1 сотрудник содержит четкий перечень объектов в ношении которых применяется норматив накопления ТКО 0,31 м/куб в год.
Таким образом, на основании вышеизложенного норматив накопления ТКО определяется исходя из категории объекта, а не места нахождения (осуществления деятельности). Соответственно, норматив, использованный в Приложении N 1 Договора, определен - верно.
Ответчик ссылается на статью 154 Гражданского кодекса Российской Федерации и отсутствие заключенного договора N 81/332/0003404, данный довод не имеет правового значения и основан на неправильном понимании ответчиком действующего законодательства.
Общие нормы гражданского законодательства, что договор считается незаключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора в правоотношениях по оказанию услуг по обращению с ТКО не имеет правового значения, поскольку договор заключён в силу норм специального законодательства об отходах производства и потребления.
Само по себе несогласие ответчика с установленными на уровне законодательных и иных правовых актов РФ и субъектов РФ способами, условиями и правилами расчета объемов ТКО не имеет отношения к существу рассматриваемого спора и не могло служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца.
Ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств не оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказания услуг в меньшем объеме, иной стоимости или некачественно, равно как и доказательств составления в спорный период актов о нарушении региональным оператором договорных обязательств, следовательно, услуги фактически были оказаны ему и по общему правилу, должны быть оплачены с учетом возмездного характера отношений сторон и во избежание возникновения неосновательного обогащения на стороне ответчика за счет истца.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения в ходе апелляционного обжалования, в силу чего, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.03.2023 по делу N А42-12013/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-12013/2022
Истец: АО "СИТИМАТИК"
Ответчик: Минина Елена Владимировна