20 июня 2023 г. |
Дело N А84-10522/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.06.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каримовым А.А.,
с участием представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - Михалковской Е.С. по доверенности от 09.01.2023 N 7,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" - Трифоновой А.Ф. по доверенности от 26.12.2022 N Д-125/22,
в отсутствие представителя Баймурзина Дмитрия Анатольевича, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 22.03.2023 по делу N А84-10522/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Баймурзина Дмитрия Анатольевича, о признании незаконным постановления, представления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (далее - ООО "Севастопольэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене: постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 14.11.2022 N 082/04/9.21-1344/2022, которым ООО "Севастопольэнерго" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.; представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 082/04/9.21-1344/2022 от 14.11.2022.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 22.03.2023 заявленные требования были удовлетворены. Признаны незаконными и отменены постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю о назначении административного наказания по делу N 082/04/9.21-1344/2022 от 14.11.2022, и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 082/04/9.21-1344/2022 от 14.11.2022.
Не согласившись с указанным решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Заявитель указывает на законность оспариваемого постановления и представления антимонопольного органа, считает, что материалами административного дела подтвержден факт совершения обществом административного правонарушения.
В судебном заседании 08.06.2023 объявлен перерыв до 15.06.2023.
В судебное заседание Баймурзин Д.А. явку своего уполномоченного представителя не обеспечил, уведомлен надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 30.08.2022 в Крымское УФАС России поступило заявление Баймурзина Д.А., в котором указано на несогласие с размером платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям согласно выставленному ООО "Севастопольэнерго" счету на оплату от 22.08.2022.
С целью проверки фактов, изложенных в заявлении Баймурзина Д.А., должностными лицами административного органа проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Баймурзин Д.А. 11.07.2022 подал заявку в ООО "Севастопольэнерго" N Зтп/22-06753 на осуществление технологического присоединения (увеличения мощности) жилого дома, расположенного по адресу: г.Севастополь, Балаклавский район, ПК "Медик-88", д.369.
Согласно п.9 заявки, максимальная мощность ЭПУ (присоединяемых и ранее присоединенных) составляет 15 кВт, при напряжении 0,4 кВ, в том числе:
- вновь присоединяемая мощность 11,5 кВт, при напряжении 0,4 кВ.;
- ранее присоединенная мощность 3,5 кВт, при напряжении 0,22 кВ.
Рассмотрев вышеуказанную заявку, ООО "Севастопольэнерго" письмами от 14.07.2022 и 21.07.2022 уведомило Баймурзина Д.А. о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомлений скорректировать сведения в заявке, а также предоставить недостающие документы к заявке.
08.08.2022 заявка была принята для разработки технических условий, обществом были размещены счет на оплату от 22.08.2022 N 25022-4483-001 в размере 45000 руб., условия типового договора, технические условия от 19.08.2022 N 4483-22, инструкция.
Усмотрев в действиях ООО "Севастопольэнерго" нарушение порядка технологического присоединения, специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя Крымского УФАС России Паниотина М.С., в присутствии представителя общества, составила протокол об административном правонарушении по делу N 082/04/9.21-1344/2022 от 18.10.2022 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
14.11.2022 заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, в присутствии представителя общества, было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 082/04/9.21-1344/2022, которым ООО "Севастопольэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000,00 руб.
Представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 14.11.2022, Крымское УФАС России обязало ООО "Севастопольэнерго" устранить нарушение ч.2 ст.9.21 КоАП РФ путем выставления счёта на оплату за технологическое присоединение ЭПУ жилого дома, расположенного по адресу: г.Севастополь, Балаклавский район, ПК "Медик-88", д.369, по заявке от 11.07.2022 N Зтп/22- 06753 из расчёта за 11,5 кВт.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление о привлечении к административной ответственности и представление являются незаконными и подлежат отмене, ООО "Севастопольэнерго" обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35- ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
В соответствии с абзацем 9 пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, направляемую заявителем физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, а также приложенные к такой заявке документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пункте 14 Правил N861.
При отсутствии сведений и документов, указанных, в том числе в пункте 9 и Правил N 861, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами N 861 должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) определяется как стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт - с 1 июля 2022 г., 4000 рублей за кВт - с 1 июля 2023 г. и 5000 рублей за кВт - с 1 июля 2024 г. (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, Баймурзин Д.А. подал заявку в ООО "Севастопольэнерго" на осуществление технологического присоединения (увеличения мощности) которая была принята обществом 08.08.2022 после внесения корректировок, был выставлен счет на оплату от 22.08.2022 N 25022-4483-001 в размере 45000 руб. Расчет платы за технологическое присоединение выполнен по следующей формуле: 15 кВт (запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств) X ПТП (плата за технологическое присоединение) = 3000,00 руб.* 15 кВт = 45000,00 руб. (с учетом НДС).
Расчет суммы осуществлялся обществом с учетом пункта 17 Правил N 861, а также того обстоятельства, что запрашиваемая мощность заявителя составляла 15 кВт, поскольку документов о выделении Баймурзину Д.А. указанной в заявке ранее присоединенной максимальной мощности в размере 3,5 кВт в сетевую организацию не предоставлен.
Крымское УФАС России пришло к выводу, что ООО "Севастопольэнерго" нарушило Правила N 861, поскольку сетевой организацией выставлен счет на оплату увеличения мощности в размере 15 кВт, тогда как запрашиваемая мощность заявителя составляет 11,5 кВт (с учетом ранее присоединенной мощности 3,5 кВт), таким образом, по мнению административного органа, счет на оплату должен составлять 34 500 руб.
Между тем, из буквального содержания пункта 17 Правил N 861 следует, что расчет платы за технологическое присоединение осуществляется не исходя из величины дополнительно запрашиваемой мощности, а именно из величины максимальной запрашиваемой мощности, в данном случае указанная величина, согласно поданной заявке, составляет 15 кВт. Кроме того, административным органом не дана надлежащая оценка доводам общества о том, что при подаче заявки не были представлены документы, подтверждающие выделение Баймурзину Д.А. указанной в заявке ранее присоединенной мощности в размере 3,5 кВт.
Согласно пп. "г" п.14 Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должна быть указана, в том числе, запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
В соответствии с п.8 Правил N 861 заявка направляется по формам согласно приложениям N 4-7 к указанным Правилам. Общий состав сведений, указываемых в заявке, и перечень прилагаемых документов указаны в п. 9, п.10 Правил N 861.
Согласно п.9 заявки N Зтп/22-06753 от 11.07.2022, ранее максимальная мощность ЭПУ (присоединяемых и ранее присоединенных) составляет 15 кВт, при напряжении 0,4 кВ.
При указанных обстоятельствах, ООО "Севастопольэнерго" правомерно произведен расчет по формуле 15 кВт (запрашиваемая максимальная мощность) * плату за технологическое присоединение = 3000 руб. *15 кВт = 45 000 руб.
В связи с указанным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях ООО "Севастопольэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события или состава административного правонарушения признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах заявленные требования о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю о назначении административного наказания по делу N 082/04/9.21-1344/2022 от 14.11.2022 правомерно удовлетворены судом.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю о назначении административного наказания по делу N 082/04/9.21-1344/2022 от 14.11.2022 является не законным и не обоснованным, следовательно, имеются правовые основания для признания незаконным представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 14.11.2022.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 22.03.2023 по делу N А84-10522/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-10522/2022
Истец: ООО "СЕВАСТОПОЛЬЭНЕРГО"
Третье лицо: Баймурзин Дмитрий Анатольевич, Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю