город Ростов-на-Дону |
|
20 июня 2023 г. |
дело N А32-54048/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.03.2023 по делу N А32-54048/2022
по исковому заявлению отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю
(ИНН 2308014320, ОГРН 1022301602091)
к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 28 "Радуга" муниципального образования город-курорт Анапа
(ИНН 2301060399, ОГРН 1062301016700)
о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - истец, отделение, фонд, ОСФР по Краснодарскому краю) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 28 "Радуга" муниципального образования город-курорт Анапа (далее - ответчик, учреждение, МБДОУ Д/С N 28 "Радуга", страхователь) о взыскании ущерба в размере 58 202,90 руб.(требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда первой инстанции от 28.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы фонд ссылается на то, что причиной выплаты пенсионерам пенсии в завышенном размере явилось несвоевременное представление ответчиком сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года. ОСФР по Краснодарскому краю при вынесении решений о выплате пенсии (с учетом индексации) (01.02.2020, 19.07.2020, 01.08.2021) не располагало сведениями об осуществлении пенсионером Калустьян Л.Л. оплачиваемой трудовой деятельности за декабрь 2019 года, ввиду того, что ответчик отчет по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года со сведениями на Калустьян Л.Л., как работающее лицо, представило только 10.12.2021. Факт необоснованной выплаты пенсии в увеличенном размере установлен ОСФР по Краснодарскому краю в связи с представлением ответчиком 10.12.2021 отчета по форме СЗВ-М с кодами "дополняющая" за декабрь 2019 года. При этом из сведений, полученных от ответчика за январь 2020 года и последующие месяцы, не следует, что пенсионер осуществлял трудовую деятельность в декабре 2019 года. Она могла быть уволена и вновь принята на работу, в случае чего размер пенсии не мог быть пересмотрен в сторону уменьшения. Наличие сведений о трудоустройстве за другие периоды при отсутствии сведений за декабрь 2019 года не является основанием для прекращения выплаты пенсии с учетом индексации.
В отзыве на апелляционную жалобу МБДОУ Д/С N 28 "Радуга" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, МБДОУ Д/С N 28 "Радуга" 10.12.2021 представлены в фонд сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года в отношении застрахованного лица - Калустьян Л.Л.
Фонд посчитал, что в связи с тем, что сведения за декабрь 2019 года страхователем в установленный срок представлены не были, а пенсионер Калустьян Л.Л. считается прекратившим работу, то выплата пенсии указанному лицу должна производиться с учётом индексации, как неработающему пенсионеру, в порядке, установленном частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Фонд указал, что непредставление в срок указанных сведений ответчиком повлекло за собой переплату пенсии Калустьян Л.Л. за период с 01.03.2020 по 31.01.2022 в размере 58 202,90 руб.
Фонд уведомил страхователя о возникших переплатах пенсии, направив претензию от 07.09.2022 N 03.2-68487 и предложив возместить ущерб в добровольном порядке.
В связи с отсутствием добровольного возврата переплаты пенсии, фонд обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с учреждения суммы неосновательно выплаченных денежных средств бюджета фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в сумме 58 202,90 руб.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе, договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).
На основании части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Часть 1 статьи 66.1 Закона N 400-ФЗ предусматривает, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Из материалов дела следует, что Калустьян Л.Л., трудоустроенная в МБДОУ Д/С N 28 "Радуга", является работающим пенсионером.
МБДОУ Д/С N 28 "Радуга" действительно, как указал фонд, в нарушение положений п. 2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ в установленный законом срок не представило сведения по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2019 года в фонд по Калустьян Л.Л. как о застрахованном лице. Указанные сведения были предоставлены 10.12.2021 по форме СЗВ-М (дополняющая).
Вместе с тем, МБДОУ Д/С N 28 "Радуга" своевременно представило в фонд сведения по застрахованному лицу Калустьян Л.Л. по форме СЗВ-М (исходные) за период январь 2020 года - январь 2022 года, что подтверждается представленными формами СЗВ-М (исходные) (т. 1 обратная сторона л.д. 66 - 92), а именно: за январь 2020 сведения представлены страхователем 14.02.2020; за февраль 2020 - 06.03.2020; за март 2020 - 13.04.2020; за апрель 2020 - 15.05.2020; за май 2020 - 09.06.2020; за июнь 2020 - 08.07.2020, за июль 2020 - 12.08.2020; за август 2020 - 16.09.2020; за сентябрь 2020 - 08.10.2020; за октябрь 2020 - 06.11.2020; за ноябрь 2020 - 10.12.2020; за декабрь 2020 - 14.01.2021; за январь 2021 - 06.02.2021; за февраль 2021 - 11.03.2021; за март 2021 - 08.04.2021; за апрель 2021 - 15.05.2021; за май 2021 - 04.06.2021; за июнь 2021 - 13.07.2021; за июль 2021 - 12.08.2021; за август 2021 - 14.09.2021; за сентябрь 2021 - 08.10.2021; за октябрь 2021 - 09.11.2021; за ноябрь 2021 - 01.12.2021; за декабрь 2021 - 14.01.2022; за январь 2022 - 07.02.2022.
Из изложенного следует, что фонд располагал информацией о том, что пенсионер Калустьян Л.Л. является работающим в МБДОУ Д/С N 28 "Радуга" пенсионером.
В свою очередь, ОСФР по Краснодарскому краю за период с 01.03.2020 по 31.01.2022 выплатил пенсионеру Калустьян Л.Л. пенсию с учётом индексации, как неработающему пенсионеру.
Судебная коллегия приходит к выводу, что у фонда на момент принятия решения об индексации пенсии имелись данные об осуществлении пенсионером (застрахованным лицом) трудовой деятельности в марте - январе 2022 года, соответственно, фонд имел возможность при надлежащей работе по обработке получаемых данных предотвратить излишнюю выплату пенсии работающему пенсионеру, своевременно скорректировать выплаты за рассматриваемый период.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, приняв во внимание, что на период с 01.03.2020 по 31.01.2022 у фонда имелись данные об осуществлении застрахованным лицом трудовой деятельности, с учетом установленного Законом N 400-ФЗ порядка выплаты страховой пенсии в период осуществления работы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что фонд не доказал совокупность обстоятельств, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, а именно: наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика по непредставлению формы за декабрь 2019 года и по предоставлению сведений за январь 2020 года - январь 2022 года по форме СВЗ-М и возникновением у заявителя убытков.
ОСФР по Краснодарскому краю предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ действия не выполнило, указанными сведениями не воспользовалось, дополнительную проверку не проводило, что повлекло излишнюю уплату пенсии с учетом ее индексации.
С учетом изложенного, выплата проиндексированных пенсий в спорный период не связана с действиями учреждения, заявителем не доказана причинно-следственная связь между действиями учреждения и возникшими у заявителя убытками, ввиду этого совокупность обстоятельств, предусмотренных статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявителем не доказана, а потому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2023 по делу N А32-54048/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54048/2022
Истец: Отделение ПФР по КК, Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю
Ответчик: МДОУ детский сад N28 "Радуга", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение деьский сад N28 "Радуга" муниципального образования город-курорт Анапа