г. Самара |
|
21 июня 2023 г. |
Дело N А55-5252/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 апреля 2023 года по делу N А55-5252/2023 (судья Агафонов В.В.),
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш", г. Самара,
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара,
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Самарский завод Нефтемаш" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - ответчик) о взыскании 6 004 руб. 98 коп., в том числе 5 445 руб. 74 коп. задолженности по внесению платы за коммунальные услуги, поставленные на объект недвижимости по адресу: г.Самара, ул. Белорусская, д. 109, кв.7, за период с 06.05.2022 по декабрь 2022 г., 559 руб. 24 коп. пени за период с 11.06.2022 по 07.02.2023.
Судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому он просил взыскать с ответчика 5 752 руб. 64 коп., в том числе 5 445 руб. 74 коп. задолженности по внесению платы за коммунальные услуги, поставленные на объект недвижимости по адресу: г.Самара, ул. Белорусская, д. 109, кв.7, за период с 06.05.2022 по декабрь 2022 г., 306 руб. 90 коп. пени за период с 02.10.2022 по 06.04.2023.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 апреля 2023 года с Департамента управления имуществом городского округа Самара в пользу Закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш" взыскано 5 752 руб. 64 коп., в том числе 5 445 руб. 74 коп. задолженности, 306 руб. 90 коп. пени., а также расходы по оплате государственной пошлине в сумме 2 000 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 12 апреля 2023 года по делу N А55-5252/2023 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Определением суда апелляционной инстанции от 03.05.2023 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 31.05.2023.
Определением суда апелляционной инстанции от 31.05.2023 судебное разбирательство по делу было отложено на 14.06.2023.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Самарский завод Нефтемаш", являясь поставщиком тепловой энергии в Куйбышевском районе городского округа Самара, поставляет тепловую энергию на отопление, тепловую энергию и горячую воду на ГВС в том числе на многоквартирный дом по адресу: г. Самара, ул. Белорусская, д. 109 кв. 7.
06.05.2022 года жилое помещение внесено в Единый государственный реестр недвижимости. Правообладателем является Муниципальное образование городской округ Самара.
Как указывает истец, в добровольном порядке расходы по оплате за поставленную тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение на объект недвижимости г. Самара, ул. Белорусская, дом 109 кв. 7 ответчик не производит, в связи с чем за период с 06.05.2022 по декабрь 2022 за ответчиком образовалась задолженность в размере 5 445,74 руб.
Также истцом начислены пени на основании ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в размере 306 руб. 90 коп. пени за период с 02.10.2022 по 06.04.2023 (с учетом уточнений).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании ч. 9.4. ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
При расчете платы за коммунальную услугу по отоплению в настоящем случае подлежит применению специальная норма, которой являются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлений коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в мйогоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила N 354), в которой утвержден порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к Правилам 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Данный расчет надлежащим образом ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
В соответствии с п. 26 приложения N 2 к Правилам 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23.
Начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на спорный объект недвижимости не производились. Данная коммунальная услуга не значится в расчетно-платежных документах за спорный период.
Документально не опровергнуто, что начисление платы за коммунальные услуги произведено за фактически отпущенные энергоресурсы определенные исходя из норматива потребления, общей площади жилого помещения и по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов для ЗАО "СЗ Нефтемаш".
Единый срок внесения платы за коммунальные услуги предусмотрен статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Так, плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги и сроки ее исполнения возложены на потребителя действующим законодательством, в частности, ст. 544 ГК РФ, ч.1 ст. 153, ч.1 ст. 155 ЖК РФ.
Начисление платы за оказанные услуги произведено за фактически отпущенные энергоресурсы по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов для ЗАО "СЗ Нефтемаш".
Информирование потребителя коммунальных услуг об изменениях тарифов производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 г. N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования".
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Ответчик доказательств внесения платы не представил, расчет суммы задолженности, а также обстоятельства, положенные в основание иска, документально не оспорил, в силу чего суд считает их доказанными истцом.
Принимая во внимание изложенное, в соответствии со ст. ст. 309, 310, 539, 544 ГК РФ требования истца о взыскании 5 445 руб. 74 коп. задолженности по внесению платы за коммунальные услуги за период с 06.05.2022 по декабрь 2022 г. правомерно удовлетворены судом.
Доводы ответчика о том, что он не является собственником указанного помещения, судом первой инстанции обоснованно отклонены.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Федеральным законом от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", обязанность по организации теплоснабжения в границах муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления.
Указанным Законом предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органом местного самоуправления.
Самарская городская Дума постановлением от 30.05.2002 N 154 утвердила Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", в соответствии с пунктом 1.2. которого, Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 2.2. данного положения, объектами муниципальной собственности городского округа Самара являются муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
Согласно статье 45 Устава от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент).
Полномочия Департамента по решению вопросов местного значения определяются статьей 47 вышеуказанного устава, департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, а также осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
В соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 26.03.2009 N 710 "Об утверждении формы отчета о работе Департамента управления имуществом городского округа Самара" Департамент осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества и предоставляет отчеты о своей работе в Думу городского округа Самара за отчетный период, в том числе данные об использовании нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также осуществляет контроль за соблюдением условий по использованию муниципального имущества, выявлению пустующих помещений.
Как усматривается из выписки из ЕГРЮЛ с 06.05.2022 Муниципальное образование городской округ Самара является собственником 27/38 доли в спорном помещении, полномочия собственника, в связи с вышеизложенным осуществляет ответчик.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательства по оплате, истцом за период 02.10.2022 по 06.04.2023 начислены пени в сумме 306 руб. 90 коп. на основании пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством (часть 9.4 статьи 15 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Согласно пункту 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Проверив произведенный истцом расчет пени, суд признал его соответствующим установленным законом требованиям и арифметически верным.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что требование истца о взыскании пени за период с 02.10.2022 по 06.04.2023 в сумме 306 руб. 90 коп. подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, были предметом исследования суда первой инстанции, рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества (ст.45 Устава городского округа Самара).
Факт оказания истцом услуг и подачи ресурсов в спорное помещение, наличие на стороне ответчика спорной задолженности подтверждено материалами дела и подателем жалобы не опровергнуто.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 апреля 2023 года по делу N А55-5252/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5252/2023
Истец: ЗАО "Самарский завод Нефтемаш"
Ответчик: Департамент управления имуществом городского округа Самара