город Ростов-на-Дону |
|
20 июня 2023 г. |
дело N А32-33750/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириленко А.М.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2022 по делу N А32-33750/2022
по иску администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН 1022301606799, ИНН 2310032246)
к ответчику - Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ОГРН 1102308008330, ИНН 2308171570)
при участии третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Янтарь", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город Краснодар (далее - истец, администрация) обратилась с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - ответчик, управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303066:33, площадью 150 кв. м, расположенный в Центральном внутригородском округе города Краснодара по улице Гоголя (вблизи Кооперативного рынка).
Определением от 07.11.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Янтарь", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2022 суд признал отсутствующим зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303066:33, площадью 150 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для эксплуатации магазина", расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир (вблизи Кооперативного рынка). Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Гоголя, (вблизи Кооперативного рынка). Суд указал, что решение является основанием для аннулирования регистрационной записи о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303066:33 в Едином государственном реестре недвижимости (дата регистрации: 12.03.2003; номер регистрационной записи:
23-01.00-8.2003-465).
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе управление приводит доводы о том, что применительно к фактическим обстоятельствам рассматриваемого спора надлежащим способом защиты нарушенного права истца является виндикационное требование, следовательно, на заявленное администрацией требование распространяется общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса в три года.
В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением главы администрации города Краснодара от 26.09.2002 N 1631 "О предоставлении ООО фирме "Янтарь" земельного участка в Центральном административном округе города Краснодара" ООО фирме "Янтарь" предоставлен в аренду на пять лет земельный участок площадью 150 кв. м с кадастровым номером 23:43:0303066:33 для эксплуатации кафе, расположенный в Центральном внутригородском округе города Краснодара по улице Гоголя (вблизи Кооперативного рынка). Администрацией заключен договор аренды земельного участка от 05.02.2003 N 4300009360 (далее-Договор) сроком действия до 26.09.2007, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 12.03.2003 N 23-01.00-8.2003-465.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 06.05.2022 N КУВИ-001/2022-68759333 на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303066:33 зарегистрировано право собственности Российской Федерации (запись регистрации от 12.03.2003 N 23-01.00-8.2003-465), в отношении указанного земельного участка в ЕГРН также внесена аналогичная запись об обременении в виде аренды.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303066:33 была произведена одновременно с регистрацией ограничения (обременения) земельного участка в виде аренды (регистрационная запись от 12.03.2003 N 23-01.00-8.2003-465).
Согласно выписке из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов от 05.05.2022 N КУВИ-001/2022-67956976 запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303066:33 в ЕГРН была внесена на основании Конституции Российской Федерации.
На момент предоставления вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303066:33 вопрос об отнесении к тому или иному уровню собственности данного земельного участка решен не был, соответственно администрация муниципального образования город Краснодар имела право заключить договор аренды указанного земельного участка.
Администрация, ссылаясь на безосновательную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, обратилась в арбитражный суд.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, часть 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, действующего с 1 января 2017 года, пункт 52 постановления Пленумов N 10/22).
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП (ЕГРН). В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП (ЕГРН).
Статей 17 Земельного кодекса Российской Федерации к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
До 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.2001 N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ признан утратившим силу с 01.07.2006.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности в настоящее время установлены статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю установлены критерии принадлежности земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3.1. Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся па праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук.
Согласно пункту 2 статьи 3.3. Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно статьям 6 и 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ до разграничения государственной собственности на землю орган местного самоуправления управляет и распоряжается земельными участками, находящимися на территории муниципального образования.
Статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлен перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ определены положения о государственной регистрации нрава собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
При этом Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ не предусмотрено такое основание для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на расположенные на территории муниципального образования земли как Конституция Российской Федерации.
С учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации, действовавших в период государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок отсутствовали основания для отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303066:33 к федеральному уровню собственности.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303066:33 на момент заключения договора аренды относился к землям неразграниченной государственной собственности.
Статьей 304 ГК РФ установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
При таких обстоятельствах, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы сводятся исключительно к применению срока исковой давности.
Как разъяснено в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим. Положения, предусмотренные абзацем пятым статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, не применяются к искам, не являющимся негаторными (например, к искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
В силу пункта 57 постановления 10/22 течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРН. При этом сама по себе запись в ЕГРН о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРН лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу абзаца пятого статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРН не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
Аналогичная правовая позиция относительно применения исковой давности к требованиям о признании права собственности высказана в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2020 N 306-ЭС19-23752.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2022 по делу N А32-33750/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33750/2022
Истец: Администрация мо город Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Мерегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в КК и Республике Адыгея
Третье лицо: ООО "Фирма Янтарь", Росреестр по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю