г. Санкт-Петербург |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А56-50886/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Жуковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Апхудовым А.А.,
при участии:
от истца: Григорчак П.П. по доверенности от 15.11.2022,
от ответчика: Глушкова И.Н. по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14160/2023) общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2023 по делу N А56-50886/2022, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго"
к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
3-е лицо:
1)Жилищный комитет
2)Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (истец, ООО "Петербургтеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ответчик, Учреждение) о взыскании 152 776,88 рублей задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной по адресу: г.Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, пос. Красавица, д.55, лит.А, 11 387,76 рублей неустойки, начисленной с 11.11.2021 по 07.04.2022.
Определением от 07.12.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Жилищный комитет, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга.
В ходе судебного разбирательства истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные исковые требования, просил взыскать с ответчика 152 776,88 рублей задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной в период с октября 2021 года по январь 2022 года, 36 754,59 рублей пени.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2023 с ответчика в пользу истца взыскано 123 263,02 рублей задолженности, 29 654,23 рублей неустойки, 5588 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение изменить, удовлетворив требования Истца в полном объеме, а именно - взыскать задолженность за потребленную тепловую энергию в размере 152 776,88 рублей за период с октября 2021 года по январь 2022 года, а также пени за просрочку исполнения обязательств по оплате потребленной в вышеуказанный период тепловой энергии в размере 36 754,59 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 686 рублей.
В обоснование заявленной позиции указано на то, что судом были некорректно разрешены вопросы, связанные с уплатой Истцом государственной пошлины.
Так, за подачу иска Истцом были уплачены 8 308 рублей (п/п N 14369 от 25.11.2021). При этом сумма требований Истца (согласно ходатайству от 27.02.2023) составила 189 531,47 рублей, следовательно, поскольку сумма госпошлины, подлежавшая уплате, составляет 6 686 рублей, в любом случае подлежавшая возврату Истцу из федерального бюджета сумма составляет 1 622 рублей.
Истец полагает, что судом не были надлежащим образом исследованы обстоятельства и материалы дела, связанные со статусом здания по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, терр. Красавица, д. 55 лит. А (бывший д. 3), применение льготного тарифа незаконно.
В отзыве ответчик просит решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец осуществляет теплоснабжение нежилого здания, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, пос. Красавица, д.55, лит.А.
Как утверждает истец, указанное нежилое здание является собственностью федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.
Истец в адрес ответчика направил подписанный со своей стороны договор теплоснабжения и ГВС N 10133-1-21/27, однако договор теплоснабжения ответчиком подписан не был, протокол разногласий в адрес Энергоснабжающей организации не поступал.
Вместе с тем, ответчик осуществил фактическое потребление тепловой энергии в период с октября 2021 года по январь 2022 года на сумму 152 776,88 рублей согласно прилагаемым счетам-фактурам, актам-товарным накладным и расчетам фактического теплоотпуска.
Наличие неоплаченной задолженности в размере 152 776,88 рублей послужило поводом для обращения Общества в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что между истцом и ответчиком сложились фактические договорные отношения по поставке, потреблению тепловой энергии и ГВС, учитывая, что спорный объект является общежитием, проверив расчеты истца, признал иск подлежащим удовлетворению в части.
Истец оспаривает решение в части примененного тарифа, полагая, что здание не является МКД.
Данный довод подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется ее оплачивать. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 38 Правил N354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В силу статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В силу частей 1, 2 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире (пункт 51 Правил N 354).
Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях квартирного типа, производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме (пункт 52 Правил N 354).
Учреждение по отношению к конечным потребителям является наймодателем, исполнителем коммунальных услуг, поскольку осуществляет покупку тепловой энергии и горячей воды для обеспечения коммунальными ресурсами потребителей, проживающих в общежитиях.
Согласно подпункту "д" пункта 2 Правил N354 они применяются при определении размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом Правил определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N1190 "О Правилах определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии".
Согласно подпункту б(1) пункта 22 Правил N124 стоимость коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), определенных (установленных) для населения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N190-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных указанным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 3 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Закона N190-ФЗ регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя. Указанный принцип предполагает установление экономически обоснованных тарифов в сфере теплоснабжения.
При этом части 13 - 15 статьи 10 Закона N190-ФЗ допускают установление на территории соответствующего субъекта Российской Федерации льготных (то есть не учитывающих весь объем экономически обоснованных расходов регулируемой организации) тарифов. Тем самым восстанавливается баланс интересов потребителей и поставщиков тепловой энергии, поскольку возмещение разницы между экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом, принимает на себя бюджет субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом или должностям лицом, которого принято решение об установлении льготного, то есть экономически необоснованного тарифа.
Таким образом, действующим законодательством, регулирующим отношения в сфере теплоснабжения, государственным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право самостоятельного определения величины льготных тарифов в сфере теплоснабжения, а также порядка применения таких тарифов при условии полного возмещения организации, осуществляющей регулируемую деятельность и реализующей соответствующий товар или услугу по льготному тарифу, разницы между льготным и экономически обоснованным тарифом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Закона Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N111-17 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга" к лицам, имеющим право на льготы в виде льготных тарифов, кроме прочего, относятся управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, иные юридические лица, предоставляющие тепловую энергию, в том числе через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько многоквартирных домов, на нужды отопления и(или) горячего водоснабжения лицам, пользующимся на праве собственности или ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме и потребляющим коммунальные услуги, и заключившие с теплоснабжающей организацией договоры теплоснабжения либо договоры о расчетах за тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией на основании заключенных с застройщиком или уполномоченным от имени застройщика лицом договоров до заключения договоров теплоснабжения.
Особенностью тарифного регулирования на территории Санкт-Петербурга в спорный период являлось наличие двух видов тарифов на горячее водоснабжение для населения: в рублях за Гкал и за куб. м.
Так, распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N252-р (далее - Распоряжение N 252-р) Предприятию были установлены тарифы в сфере теплоснабжения, в том числе тарифы на поставляемые потребителям на территории Санкт-Петербурга тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду (горячее водоснабжение) в открытых системах теплоснабжения, а также льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга на 2019-2021 годы.
Приложением N 5 к Распоряжению N252-р для населения на 2016 - 2023 годы установлен тариф на горячую воду в рублях за Гкал.
Одновременно распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2018 N 216-р, от 16.12.2019 N 215-р (далее - Распоряжения N 216-р, 215-р) на период 2019-2020 годов были установлены тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам.
При этом, согласно Распоряжениям N215-р, 216-р тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах, и тариф для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и(или) закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах, установлен в рублях за Гкал. В свою очередь тариф на горячую воду, поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с открытой и(или) закрытой централизованной системой горячего водоснабжения, установлен в рублях за куб. м.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2020 N243-р с 01.01.2021 по 30.06.2021 размер платы за услугу "отопление" установлен - 1 81 8,29 руб./Гкал.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 22.07.2020 N 1494 за ответчиком на праве оперативного управления закреплен объект "общежитие" по адресу: г.Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, территория Красавица, д.3.
В техническом паспорте указанный объект значится жилым домом, жилая площадь в котором используется под общежитие.
Поскольку истцом начислена задолженность по оплате тепловой энергии за нежилое здание, суд первой инстанции правомерно принял во внимание информационный расчет истца, произведенный с применением льготного тарифа для населения. В указанной связи решение в части взыскания основного долга и неустойки является правомерным.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что судебные расходы распределены неверным образом, в силу чего в указанной части решение подлежит изменению.
Как следует из материалов дела, первоначально иск был заявлен на сумму 164 164,64 рублей, госпошлина на указанную сумму рассчитана в сумме 5925,00 рублей.
В ходе судебного разбирательства истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные исковые требования, просил взыскать с ответчика в общей сложности 189 530,80 рублей, следовательно, госпошлина на указанную сумму иска составляет 6686,00 рублей.
При обращении в суд истец представил платежное поручение 14369 от 25.11.2021 на сумму 8 308 рублей, следовательно, переплата Общества составила 1622,00 рубля. Данная сумма должна быть возвращена стороне как излишне уплаченная из федерального бюджета Российской Федерации.
В остальной части судебные расходы распределены в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворённым требованиям. Поскольку по материальному существу решение не изменено, расходы по госпошлине за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции оставлены на истце.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2023 по делу N А56-50886/2022 изменить в части распределения судебных расходов по иску.
Взыскать с федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" 5 394,00 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" из федерального бюджета Российской Федерации 1 622,00 рубля излишне уплаченной госпошлины по иску.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-50886/2022
Истец: 1, ООО "ПЕТЕРБУРГТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)"
Третье лицо: Жилищный комитет, Комитет по тарифам СПб