г. Хабаровск |
|
21 июня 2023 г. |
А73-1703/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от акционерного общества "ССК": представитель не явился;
от Хабаровской таможни: Небутовой А.М. представителя по доверенности от 19.10.2022, сроком на 1 год;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 10.04.2023
по делу N А73-1703/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "ССК" (ОГРН 1142801007975, ИНН 2801199399)
к Хабаровской таможне (ОГРН 1022701131826, ИНН 2722009856)
о взыскании процентов в размере 177962,25 руб.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ССК" (далее - заявитель, общество, АО "ССК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Хабаровской таможне (далее - таможня, таможенный орган) с заявлением о взыскании процентов на сумму излишне взысканных платежей уплаченного утилизационного сбора в размере 177962,25 руб. в отношении товара, задекларированного по ДТ N 10704050/070618/0003746 (далее - ДТ N 3746).
Решением суда от 10.04.2023 заявленные требования удовлетворены частично: с таможни в пользу АО "ССК" взысканы проценты в сумме 31244,04 руб., начисленные на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении товара, задекларированного по ДТ N 10704050/070618/0003746; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано; с таможни в пользу АО "ССК" взысканы 1112,91 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Хабаровская таможня обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме.
Заявитель жалобы утверждает следующее: при рассмотрении судебного дела N А73-1703/2023, допущено неправильное применение норм материального права, а именно неприменение закона, подлежащего применению - пункта 35 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; Конституционным судом Российской Федерации проводилась проверка конституционности пункта 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в то время как АО "ССК" ввезены колесные транспортные средства (автосамосвалы), в отношении которых подлежит уплате утилизационный сбор на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; при рассмотрении судебного спора, не принят во внимание пункт 35 Правил, прямо устанавливающий, что при возврате излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов проценты с излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов не выплачиваются, суммы не индексируются, и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.
Представитель общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие АО "ССК" в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель таможни в судебном заседании поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит удовлетворить ее и отменить решение суда первой инстанции.
Заслушав представителя таможенного органа, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, общество в июне 2018 года ввезло на территорию ЕАЭС и задекларировало путем подачи в Благовещенскую таможню ДТ N 3746 новые грузовые автомобили - тягач седельный марки "SHACMAN", модель SX4358DV385, полная масса 25 т. в количестве 2 шт.
Уплата утилизационного сбора в отношении тягачей, оформленных по ДТ N 3746, произведена обществом в размере 825000 руб. за каждый, всего - 1650000 руб.
Посчитав, что утилизационный сбор исчислен и уплачен в завышенном размере, общество обратилось в таможню с заявлением от 18.03.2021 о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении ввезенных колесных транспортных средств по вышеуказанной декларации на товары.
Решением от 23.03.2021 N 6 таможня отказала в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, о чем сообщила в письме от 23.03.2021 N 14-28/04867 "О направлении документов".
АО "ССК" не согласившись с указанным решением таможни от 23.03.2021, обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 16.08.2021 по делу N А73-6756/2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.02.2022, признано незаконным решение таможни от 23.03.2021 N 6 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора; на таможню возложена обязанность вернуть АО "ССК" излишне уплаченный утилизационный сбор в общей сумме 813000 руб.
Таможня во исполнение вступившего в законную силу решения суда по платёжному поручению от 29.11.2021 произвела возврат обществу излишне уплаченного утилизационного сбора.
АО "ССК" направило в таможню претензию с требованием выплатить проценты, начисленные за период с 07.06.2018 по 29.11.2021, в сумме 177962,25 руб., полученную таможенным органом 15.12.2022.
Таможня по результатам рассмотрения претензии приняла решение, изложенное в письме от 12.01.2023 N 17-25/00318, об отказе в выплате процентов, указав, что не подлежат начислению и выплате проценты в случаях, когда утилизационный сбор излишне уплачен самостоятельно декларантом.
Указанный отказ в выплате процентов явился основанием для обращения общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
По пункту 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации; взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 1291) и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
В пункте 24 Правил N 1291 указано, что в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
При этом вопрос о законности требования общества о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 813000 руб. в отношении двух грузовых автомобилей-самосвалов, задекларированных по ДТ N 3746, разрешен арбитражным судом в рамках дела N А73-6756/2021 с участием этих же лиц.
Согласно материалам дела возврат излишне уплаченного утилизационного сбора произведен таможней 29.11.2021 по платежному поручению N 676612.
Доводы таможенного органа об отсутствии оснований для начисления процентов со ссылкой на пункт 35 Правил N 1291, судом правомерно отклонены по следующим основаниям.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2022 N 47-П пункт 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35, 52, 53, 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, устанавливая запрет на выплату процентов при возврате излишне взысканных утилизационных сборов, не предусматривает упрощенного порядка восстановления имущественных прав плательщика утилизационного сбора, нарушенных излишним взысканием этого сбора.
Этим же Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Правительству Российской Федерации надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления, на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Впредь до внесения таких изменений, для выплаты процентов с излишне взысканных, в том числе путем направления уполномоченным органом уведомления об уплате, утилизационных сборов при их возврате плательщику, подлежит применению по аналогии порядок выплаты процентов, предусмотренный статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации для случаев излишнего взыскания налога, сбора, страховых взносов.
Как верно установлено судом, приведенный в указанном постановлении правовой подход позволяет сделать вывод о том, что он применим и к оценке пункта 35 Правил N 1291, поскольку отсутствие упрощенного механизма для плательщиков утилизационного сбора влечет нарушение принципов охраны права частной собственности, равенства и соразмерности публичных платежей, поддержания доверия к закону и действиям государства применительно к сфере публичных финансов независимо от того, что именно явилось объектом обложения утилизационным сбором: колесное транспортное средство, шасси, самоходная машина или прицеп.
Следовательно, общество, вопреки доводам таможни, вправе требовать начисления процентов в случае несвоевременного возврата суммы утилизационного сбора, являющегося излишне уплаченным или излишне взысканным.
В заявлении АО "ССК" привело расчет процентов, согласно которому проценты начислены с 07.06.2018 (даты уплаты заявителем утилизационного сбора в излишнем размере) по 29.11.2021 (день фактического возврата излишне уплаченного утилизационного сбора) в сумме 177 962,25 руб.
Суд, проверив представленный расчет процентов, обоснованно не признал его верным в части начала начисления процентов, соответствующей дате уплаты утилизационного сбора.
При декларировании ввезенного товара по ДТ N 3746 утилизационный сбор в размере 1650000 руб. рассчитан и уплачен обществом самостоятельно.
Таким образом, полагать, что сумма утилизационного сбора 813000 руб., впоследствии возвращенная обществу таможенным органом, являлась излишне взысканной, не имеется.
Следовательно, утилизационный сбор в сумме 813000 руб. был излишне уплачен заявителем, ввиду чего у последнего возникло право на возврат (зачет) этой суммы в установленном порядке.
Согласно пунктам 24, 25 Порядка N 1291 в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора, излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, составляемого по форме, приведенной в приложении N 4.
В соответствии с пунктом 33 Порядка N 1291 общий срок рассмотрения заявления, принятия решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и осуществления возврата утилизационного сбора не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления.
Следовательно, плательщик, обратившийся в уполномоченный орган за возвратом излишне уплаченного утилизационного сбора, но не получивший в установленный срок положительного решения своего вопроса, не может быть поставлен в худшее положение по сравнению с плательщиками иных обязательных платежей, столкнувшимися с незаконными действиями либо бездействием органов государственной власти и их должностных лиц.
Кроме того, Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ (часть 18 статьи 67), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) (часть 9 статьи 79) предусмотрена выплата процентов в случае нарушения уполномоченным органом срока выполнения соответствующей обязанности, корреспондирующей праву лица на своевременный возврат излишне уплаченного обязательного платежа.
Так как, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 08.11.2022 N 47-П указал, что до внесения соответствующих изменений в законодательство, для выплаты процентов с излишне взысканных утилизационных сборов при их возврате плательщику подлежит применению по аналогии порядок выплаты процентов, предусмотренный статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации для случаев излишнего взыскания налога, сбора, страховых взносов, суд полагает необходимым руководствоваться положениями этого Кодекса при определении порядка выплаты процентов при нарушении уполномоченным органом срока возврата излишне уплаченного утилизационного сбора.
Согласно части 9 статьи 79 НК РФ на сумму денежных средств, перечисленных на открытый в банке счет организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с нарушением более чем на 10 дней срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, начисляются проценты за каждый календарный день, следующий по истечении 10 дней со дня: получения заявления лица о распоряжении путем возврата, но не ранее принятия налоговым органом решения о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость или акциза в соответствии со статьей 176 или 203 настоящего Кодекса либо решения о предоставлении налогового вычета в соответствии со статьей 221.1 настоящего Кодекса; признания в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 11.3 настоящего Кодекса единым налоговым платежом излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса, налога на профессиональный доход или сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов после получения заявления о возврате сумм соответствующих излишне уплаченных налогов или сборов; принятия налоговым органом решения о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость или суммы акциза в соответствии со статьей 176.1 или 203.1 настоящего Кодекса.
НК РФ связывает начисление процентов с датой получения налоговым органом заявления лица о возврате денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета.
Поскольку в силу пункта 33 Порядка N 1291 в общий срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи заявления, включается как срок рассмотрения заявления, принятия решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, так и срок осуществления возврата утилизационного сбора, период начисления процентов в связи с несвоевременным возвратом утилизационного сбора следует исчислять со дня, следующего за истечением этого 30-дневного срока.
В рамках дела N А73-6756/2021 заявление общества о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора получено Хабаровской таможней 18.03.2021.
Таким образом, 30-дневный срок на возврат процентов истекал 17.04.2021, соответственно проценты подлежат начислению с 18.04.2021.
Проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченного утилизационного сбора подлежат начислению за период с 18.04.2021 по 29.11.2021.
За указанный период сумма процентов составляет 31244,04 руб. согласно приведенному расчету: 813 000 руб. 8 1/360 4.5% = 813,00 руб.; 813 000 руб. 50 1/360 5% = 5 645,83 руб.; 813 000 руб. 41 1/360 5.5% = 5 092,54 руб.; 813 000 руб. 49 1/360 6.5% = 7 192,79 руб.; 813 000 руб. 42 1/360 6.75% = 6 402,38 руб.; 813 000 руб. 36 1/360 7.5% = 6 097,50 руб.
Итого: 31244,04 руб.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил частично заявленные требования общества, взыскав с таможни в пользу АО "ССК" проценты в сумме 31244,04 руб., начисленные на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении товара, задекларированного по ДТ N 3746., в остальной части требований отказал.
В связи с изложенным выше, арбитражный суд апелляционной инстанции
считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 апреля 2023 года по делу N А73-1703/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1703/2023
Истец: АО "ССК"
Ответчик: ХАБАРОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Шуварская В.В