г. Москва |
|
21 июня 2023 г. |
Дело N А40-247132/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
В.И. Попова, Л.Г. Яковлевой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2023 по делу N А40- 247132/2022
по заявлению: акционерного общества "МОСТРАНССТРОЙ"
к 1. Правительству Москвы; 2. Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица: 1. ТУ Росимущества в г.Москве; 2. ОАО "РЖД"
об оспаривании распоряжения
при участии:
от заявителя: |
Бахарев Д.Н. дов. от 15.03.2021, Чайковская Е.Э. дов. от 16.02.2023 |
от заинтересованных лиц: от третьих лиц: |
1-2 не явились извещены; 1. не явился, извещен; 2. Калюга Е.В. дов. от 06.05.2022 |
УСТАНОВИЛ:
ст. 49 АПК РФ, удовлетворены требования акционерного общества "МОСТРАНССТРОЙ" (заявитель) к Правительству Москвы и Департаменту городского имущества города Москвы (заинтересованные лица) о признании незаконными распоряжение Департамента городского имущества города Москвы (Департамент) от 19.07.2022 N 40582Б и действия Департамента по образованию земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003018:176.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ТУ Росимущества в г.Москве) и открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД").
Не согласившись с принятым судом решением, заинтересованные лица обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просили решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Правительство Москвы, Департамент и ТУ Росимущества в г.Москве, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Представители заявителя и третьего лица - ОАО "РЖД" в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы по доводам отзывов, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 30.09.2003 между городом Москвой (арендодатель) и АО "Мострансстрой" (арендатор) заключен договор аренды N М-04-506392 земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:87.
Срок действия договора истек, однако при отсутствии возражений со стороны арендодателя, на основании ч. 2 ст. 621 ГК РФ возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
На участке имеются принадлежащие АО "Мострансстрой" объекты недвижимости и строения. Организованы склады, ведется деятельность в соответствии с видом разрешенного использования "под производственно-складские цели".
АО "Мострансстрой", стремясь формализировать арендные отношения с городом, инициировал процедуру продления срока действия договора, однако заявителю было отказано в приеме документов о предоставлении государственной услуги, необходимой для начала процесса оформления договора аренды.
Указанный отказ явился основанием для обращения в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о его признании незаконным (Дело N А40-110982/2022).
В ходе рассмотрения дела N А40-110982/2022 представитель Департамента передал АО "Мострансстрой" копию распоряжения Департамента городского имущества города Москвы N 40582Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером", в соответствии с которым, изменена схема расположения земельного участка и уменьшена его площадь.
В результате произведенного межевания из части участка с кадастровым номером 77:04:0003010:87 образована часть участка с кадастровым номером 77:04:0003018:176 с иным видом разрешенного использования, не предполагающим размещение производства и складов.
Полагая распоряжение Департамента от 19.07.2022 N 40582Б незаконным, нарушающим права и законные интересы АО "Мострансстрой", в том числе как собственника расположенных на данном земельном участке строения, последний обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции признал оспариваемые действия и распоряжение Департамента недействительными в силу нижеследующего.
Судом установлено, что АО "МОСТРАНССТРОЙ" является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:04:0003018:1113, 77:04:0003018:1114, 77:04:0003010:1221, 77:04:0003010:1222 и 77:04:0003010:1223, находящихся по адресу: г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Люблино, Егорьевский пр-д, д. 1А, стр. 1, стр. 2, стр. 3, стр. 4 и д. 5, стр. 2, что подтверждается соответствующими записями в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Указанные нежилые здания расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:87, общей площадью 3.214 кв. м, имеющего адресный ориентир: г. Москва, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Люблино, Егорьевский пр-д, вл. 1А (далее - земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003010:87).
Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании п. 1 ст. 125 ГК РФ и деф. 1 п. 1 раздела I "Общие положения" Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим следующие функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента: - функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в т.ч. жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003010:87 относится к земельным участкам, находящимся на территории города Москвы, собственность на которые не разграничена, а также управление и распоряжение которыми осуществляются Департаментом.
Между тем, АО "МОСТРАНССТРОЙ" до настоящего времени земельно-правовые отношения на указанный земельный участок не оформлены.
В начале 2022 года заявитель обратился в Департамент по вопросу уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:87 в целях дальнейшего оформления договора аренды под производственно-складские цели.
Согласно представленной АО "МОСТРАНССТРОЙ" схеме, земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003010:87 пересекается с земельным участком с кадастровым номером 77:04:0003018:176, общей площадью 2 452,6 кв. м, имеющим адресный ориентир: (г. Москва, Курское направление железной дороги, дополнительный участок N 7Е (выше и далее - земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003018:176) и находящимся в собственности Российской Федерации.
Право распоряжения земельными участками, относящимися к федеральной собственности, городу Москве как субъекту Российской Федерации не принадлежит, что следует из п. 2 ст. 9 ЗК РФ.
В частности, согласно информационной системе "РЕОН" (Положение о Реестре единых объектов движимости города Москвы, утв. Распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП), на основании Постановления Правительства Москвы от 15.08.1995 N 22-МКЗ земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003018:176 предоставлен ОАО "РЖД" для эксплуатации и развития железных дорог.
С учетом изложенного, а также в связи с тем, что до настоящего времени земельно-правовые отношения на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003010:87 не были оформлены, в целях повышения эффективности использования земель в городе Москве, руководствуясь нормами ст. 1 ЗК РФ, Постановлением Правительства Москвы от 18.11.2014 N 675-ПП "О мерах по реализации мероприятий, направленных на обеспечение оформления земельных отношений в городе Москве", Департаментом было издано распоряжение от 23.11.2021 N 53482Б "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" по адресу: г. Москва, внутригородская территория муниципальный округ Люблино, Егорьевский пр-д, земельный участок 1 А/1.
Указанное распоряжение предусматривало новое формирования границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:87 с целью исключения пересечений с земельным участком с кадастровым номером 77:04:0003018:176.
В адрес правообладателя земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:176 направлен межевой план для проведения процедуры согласования границ земельных участков.
ОАО "РЖД" принято решение о согласовании представленного межевого плана.
После завершения процедуры согласования границ межевой план был направлен в Управление Росреестра по Москве.
Однако, в результате рассмотрения межевых планов органом регистрации прав и кадастрового учета вынесены решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.
Основной причиной приостановлений послужило отсутствие документов, подтверждающих изменение границ уточняемого земельного участка.
В связи с чем, Департаментом издано распоряжение от 04.03.2022 N 11229Б "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
В адрес ОАО "РЖД" был направлен межевой план, сформированный на основании распоряжения Департамента от 04.03.2022 N 11229Б, для проведения процедуры согласования границ земельных участков.
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:176 был получен отказ в согласовании представленного межевого плана в связи с не устранением пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0003010:87, 77:04:0003010:176 при выполнении работ.
Департаментом издано распоряжение от 19.07.2022 N 40582Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:87", которое в настоящее время направлено в ГБУ МосгорБТИ в рамках выполнения государственного задания на осуществление работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 18.11.2014 N 675-ПП, Департамент обеспечивает проведение работ по образованию земельных участков из земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, включая проведение кадастровых работ, а также обеспечивает постановку образованных земельных участков на государственный кадастровый учет с целью дальнейшего оформления договора аренды и направления его в адрес правообладателя здания и взыскания затрат города.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
В силу ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Поскольку правообладателем земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:176 является ОАО "РЖД", Департамент не вправе распоряжаться федеральной собственностью РФ.
По мнению заинтересованных лиц, при наличии подобных обстоятельств, оспариваемое распоряжение от 19.07.2022 N 40582Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:87" издано в полном соответствии закону.
Оценка доказательств показала следующее.
В силу ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В нарушение указанной нормы, город принял распоряжения, влекущее невозможность заключения договора аренды на весь фактически занимаемый арендатором земельный участок.
Указанная невозможность подтверждается последующими действиями ДГИ, отказавшим в принятии у АО "Мострансстрой" документов, необходимых для получения государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка".
В качестве причин отказа, указано именно то, что земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003010:87 пересекается с участком с кадастровым номером 77:04:0003018:176.
Невозможность переоформления договора аренды привела к тому, что органами Правительства Москвы был составлен акт о выявлении факта незаконного использования земельного участка от 22.11.2021 г. N 9049234/2, на основании которого осуществлен снос нескольких сооружений АО "Мострансстрой".
В акте указано, что по сведениям Информационной системы Реестра единых объектов недвижимости города Москвы земельный участок с адресным ориентиром проезд Егорьевский, вл. 1А, кадастровым номером 77:04:0003010:87 земельно-правовыми отношениями не обременён".
Кроме того, в результате образования на участке арендатора участка с иным видом разрешенного использования, арендатор не может эксплуатировать его целиком под собственные производственно-складские нужды, а использовать его в соответствии с вновь определенным видом разрешенного использования "эксплуатация и развитие железных дорог" не может.
На вновь образованном земельном участке кад. N 77:04:0003018:176 с новым видом разрешенного использования расположено два складских здания АО "Мострансстрой". Его эксплуатация для складских целей становится невозможной.
Статьей 11.9. ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Так в силу п. 4 указанной нормы не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В силу п. 5. этой нормы не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Изменение границ участка кад. N 77:04:0003010:87 и образование участка с кад. N77:04:0003018:176 нарушает оба указанных запрета: в соответствии с новым видом разрешенного использования невозможно использовать по назначению склады, но также невозможно использовать под размещение железной дороги участок земли с расположенным на нём складами.
Ссылки заинтересованных лиц на то, что земельные отношения на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003010:87 не оформлены, правомерно были отклонены судом в силу нижеследующего.
Спорный земельный участок общей площадью 3.214 кв.м. принадлежит АО "Мострансстрой" на праве аренды на основании договора от 30.09.2003 N М-04- 506392. Договор был заключён сроком на два года.
Поскольку по истечении срока АО "Мострансстрой" продолжало пользоваться земельным участком, ответчики в адрес арендатора возражений, отказа от договора в установленном законом порядке не направляли, договор аренды был возобновлён на тех же условиях на неопределённый срок в порядке ч. 2 ст. 621 ГК РФ.
Факт того, что договор является действующим был установлен решениями Московского городского суда от 11.08.2016 по делу N За-771/2016 (абз. 6 л. 2) и от 16.06.2020 по делу N За-2809/2020.
В заключении эксперта по результатам оценочной судебной экспертизы по административному делу N За-2809/2020 указан документ-основание права аренды договор от 30.09.2003 N М-04-506392.
Ответчиками по указанным судебным делам были Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, договор аренды от 30.09.2003 N М-04-506392 является действующим до настоящего времени и действовал в момент принятия оспариваемого распоряжения.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ч. 4 ст. 11.2. ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В соответствии с п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 19.07.2022 N 27322Б "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004044:89 с сохранением в измененных границах" не соответствует действующему законодательству РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заинтересованных лиц, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права и направлены на переоценку сделанных судом выводов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателей жалобы, которые освобождены от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2023 по делу N А40- 247132/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-247132/2022
Истец: АО "МОСТРАНССТРОЙ"
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ОАО РЖД