г. Москва |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А41-89255/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Бархатовой Е.А., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Алешкевич В.М.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Кооператива индивидуальных застройщиков "Лесное подворье" (ИНН 5032045740, ОГРН 1035006473039)- Халилулина Э.М., по доверенности от 12.03.202, паспорт, диплом,;
от КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области (ОГРН 1025004060014, ИНН 5032000299) представитель не явился, извещен;
от Министерство имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814, ОГРН 1025005245055)- представитель не явился, извещен,
рассмотрев апелляционную жалобу Комитета по управлению Муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области (ИНН 5032000299, ОГРН 1025004060014) на решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2023 года по делу N А41-89255/22
по заявлению Кооператива индивидуальных застройщиков "Лесное подворье" к КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области об оспаривании бездействия и о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Кооператив индивидуальных застройщиков "Лесное подворье" (далее - КИЗ "Лесное подворье") обратился в суд с заявлением к Комитету по управлению Муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области (далее -Комитет) с требованиями
- признать незаконным решение Комитета по управлению Муниципальным имуществом Администрации Одинцовского Городского округа Московской области за N Р001-8924868513-63023430 от 23.09.2022;
- обязать Комитет по управлению Муниципальным имуществом Администрации Одинцовского Городского округа Московской области подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041710:122.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2023 года по делу N А41-89255/22 заявленные требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 100-102).
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 31 декабря 1997 года N 2499 Кооперативу предоставлен земельный участок в бессрочное пользование, площадью 6,00 гектаров, для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается Государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей, зарегистрированным в Книге записей Государственных актов на право собственности, пользования землей за N 1305 от "26" февраля 1998 года.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 03.06.1998 года N 1005 членам Кооператива были выделены земельные участки в собственность общей площадью 5,068 Га.
После распределения земельных участков между членами КИЗ "Лесное подворье", в границах общего (выделенного) земельного участка, был образован земельный участок с кадастровым номером 50:20:00401710:122 - используемый для прохода / проезда и иных целей, членов КИЗ "Лесное подворье" (имущество общего пользования членов), площадью 8360+/-32 кв.м.
Распределение произошли в границах земельного участка согласно государственному акту на право пользования землей, без изменения площади и конфигурации.
Указанный земельный участок фактически используется в соответствии с видом разрешенного использования. Обременений и особых отметок не имеется.
КИЗ "Лесное подворье" обратился в Комитет по управлению Муниципальным имуществом Администрации Одинцовского Городского округа Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 8360+/-32 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0041710:122, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Дудино, тер. КИЗ "Лесное подворье", в аренду без проведения торгов.
23.09.2022 Комитет по управлению Муниципальным имуществом Администрации Одинцовского Городского округа Московской области вынес решение об отказе за N Р001-8924868513-63023430.
В обоснование отказа административный орган указал наличие Постановления Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 03.10.2019 N 928, которым земельный участок с КN 50:20:00417Ю:122 предоставлен КИЗ "Лесное подворье" в собственность за плату без проведения торгов, а также факта рассмотрения Арбитражным судом Московской области искового заявления административного органа (дела N А41-84144/20) о понуждении заявителя заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 8360+/-32 кв.м, с кадастровым номером 50:20:0041710:122.
Полагая, что отказ нарушает законные права и интересы кооператива в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, признал требования обоснованными.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП (пункты 9, 12 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
В силу пункта статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, в соответствии с правилами, установленными главой V. 1 Земельного кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. КИЗ "Лесное подворье" был соблюден указанный порядок, направлено заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041710:122 в аренду без проведения торгов.
Исходя из Положений Закона N 137-ФЗ Комитет, как уполномоченный орган, является тем лицом, для которого заключение договора купли-продажи или аренды земельного участка является обязательным в силу закона, а ответчик имеет право отказаться от заключения договора купли-продажи до его подписания либо сделать выбор в пользу договора аренды и наоборот.
До подписания договора купли-продажи КИЗ "Лесное подворье" не может считаться реализовавшим свое право на переоформление права (бессрочного) пользования, и получение от истца проекта договора купли-продажи не является его волеизъявлением на заключение самого договора.
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 8155/10.
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено, судом данные обстоятельства также не установлены.
Таким образом, в данном случае заинтересованные лица не представили доказательств отсутствия у кооператива прав на аренду земельного участка.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В целях устранения нарушенных прав суд обязал Комитет по управлению Муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041710:122 и направить его Кооперативу индивидуальных застройщиков "Лесное подворье" в течение месяца со дня принятия настоящего решения.
Довод административного органа со ссылкой на заявление, поданное Комитетом в Арбитражный суд Московской области о понуждении на подписание договора купли-продажи земельного участка с КН 50:20:0041710:122 (дело N А41-84144/20), поскольку определением Арбитражного суда Московской области от 06.12.2022 производство по делу NА41-84144/2020 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Московской области по настоящему делу - N А41-89255/2022..
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2023 года по делу N А41-89255/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-89255/2022
Истец: Кооператив индивид. застройщиков "Лесное Подворье"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области