г. Пермь |
|
21 июня 2023 г. |
Дело N А50-777/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дружининой О.Г., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хасаншиной Э.Г.,
при участии:
от заинтересованного лица - Свечников К.Е., служебное удостоверение, доверенность от 09.01.2023, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Судницына Александра Николаевича,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 24 апреля 2023 года по делу N А50-777/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Судницына Александра Николаевича (ОГРНИП 307590514300011, ИНН 590300122988)
к Администрации Пермского муниципального округа Пермского края (ОГРН 1225900022798, ИНН 5948066266)
о признании недействительным Постановления главы Пермского муниципального района от 23.11.2022 N СЭД-2022-299-01-01-05.С-680 в части пункта 6 приложения к указанному Постановлению,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Судницын Александр Николаевич (далее - заявитель, ИП Судницын А.Н.) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации Пермского муниципального округа Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным постановления главы Пермского муниципального района Пермского края от 23.11.2022 N СЭД-2022-299-01-01-05.С-680 в части пункта 6 приложения к указанному постановлению.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24 апреля 2023 года в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что доводы Администрации об изменении вида разрешенного использования земельных участков в целях их дальнейшей продажи и строительства не подтверждены. Заявитель полагает необоснованным вывод суда о том, что для спорных земельных участков установлен особый правовой режим, обстоятельства отнесения земель к сельхоз. угодьям, формирования земельных участков за счет земельных долей не подтверждены. По мнению апеллянта, земельные участки с 2007 года не относятся к сельхоз. угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, отсутствуют основания для применения Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, установление в отношении земельных участков заявителя территориальной зоны СХ-2 не противоречит Правилам землепользования и застройки, отказ Администрации неправомерен, нарушает права и законные интересы заявителя.
Отзыв на апелляционную жалобу заинтересованным лицом не представлен.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагает судебный акт законным и обоснованным.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Судницыну А.Н. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:3980009:0229, 59:32:3980009:0231, площадью 3 200 кв.м каждый, расположенные по адресу: Пермский край, Пермский район, Култаевское сельское поселение, д. Башкултаево. Указанные обстоятельства подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23.03.2010, 26.03.2010.
Земельные участки имеют категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
03.11.2022 заявитель обратился в Администрацию Пермского муниципального района с заявлением об установлении в отношении указанных земельных участков территориальную зону СХ-2 "Зона садоводческих или огороднических земельных участков".
Постановлением Главы Пермского муниципального района от 23.11.2022 N СЭД-2022-299-01-01-05.С-680 "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Култаевское сельское поселение", утвержденные решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09.06.2014 N 53" заявителю было отказано в удовлетворении заявления.
Согласно п. 6 Приложения к постановлению Главы Пермского муниципального района от 23.11.2022 N СЭД-2022-299-01-01-05.С-680 причиной отказа заявителю указано, что земельные участки расположены на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Генеральным планом Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края, утвержденным решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 (в редакции решений Земского собрания Пермского муниципального района от 29.06.2016 г. N157, от 25.03.2021 г. N121), вышеуказанные земельные участки расположены в границах функциональной зоны "Зона сельскохозяйственного использования". В соответствии с Правилами землепользования и застройки вышеуказанные земельные участки расположены в границах территории, применительно к которым градостроительные регламенты не устанавливаются. В соответствии с Единым государственным реестром недвижимости, вышеуказанные земельные участки имеют категорию земель - "Земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "Для ведения личного подсобного хозяйства". Установление территориальной зоны СХ-2 "Зона садоводческих или огороднических земельных участков" в отношении Земельных участков противоречит ч.3 ст.31, ч.1 ст.34, ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, а так же п. 6 ст.79 Земельного кодекса РФ.
Полагая постановление незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемого постановления незаконным, поскольку для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель по иному назначению.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Главы Пермского муниципального района от 23.11.2022 N СЭД-2022-299-01-01-05.С-680 отклонены предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Култаевское сельское поселение", перечень отклоненных предложений и причины их отклонения указаны в приложении к постановлению.
Заявитель оспаривает правомерность отказа в установлении в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - "Для ведения личного подсобного хозяйства", территориальной зоны СХ-2 "Зона садоводческих или огороднических земельных участков".
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на определенные категории.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (ст. 1 ГрК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 5 ст. 37 ГрК РФ).
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
В силу положений ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах сохранение целевого использования земельных участков, что установлено п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" указано, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях.
Установив, что земельные участки заявителя расположены за границами населенных пунктов, в функциональной зоне сельскохозяйственного использования, отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - "Для ведения личного подсобного хозяйства", градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого заявителем постановления в части пункта 6 приложения к указанному постановлению незаконным.
Доводы апеллянта о недоказанности формирования земельных участков за счет земельных долей, отсутствии оснований для применения Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ опровергаются материалами дела, в частности постановлением Главы Пермского муниципального района от 16.02.2007 N 604, публичной кадастровой картой (фрагмент), Генеральным планом Култаевского сельского поселения, Правилами землепользования и застройки (материалы эл. дела).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании приведенных выше норм материального права. Выводы суда являются правильными, соответствуют разъяснениям, изложенным в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определение Судебной коллегии по административным делам от 22.12.2021 N 48-КАД21-18-К7, согласно которой включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Судебные расходы на оплату государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 апреля 2023 года по делу N А50-777/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
О.Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-777/2023
Истец: Судницын Александр Николаевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕРМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА