г. Тула |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А68-15009/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.06.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Волошиной Н.А. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителей заинтересованного лица - Тульской таможни (ОГРН 1027100592507, ИНН 7107020323) - Рыбакова К.И. (доверенность от 09.01.2023 N 03-29/6) и Грачевой А.И. (доверенность от 09.01.2023 N 03-29/1), в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Прощеный колодец" (ОГРН 1147154034720, ИНН 7129500644), уведомленного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тульской таможни на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.04.2023 по делу N А68-15009/2022 (судья Косоухова С.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Прощеный колодец" (далее - ООО "Прощеный колодец", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Тульской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 12.12.2022 N 10116000-834/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, прекращении производства по делу.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.04.2023 заявление общества удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, что судом ошибочно определено начало течения срока (с 15.07.2021) привлечения к административной ответственности. Считает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии повторности совершения административного правонарушения является незаконным и необоснованным.
От общества в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 13.06.2023.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 21.12.2021 общество заполнило и при помощи электронно-цифровой подписи в автоматическом режиме зарегистрировало на сайте ФТС России (www.customs.ru) статистическую форму учета перемещения товаров (системный номер ED20211221111130571 (регистрационный номер 10116000/211221/С798626) по ввозу товаров на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь за июнь 2021 года в рамках договора от 12.05.2021 N 24-Э, заключенного с Республиканским унитарным предприятием "Управляющая компания холдинга "Белорусская стекольная компания" (Республика Беларусь).
Главным государственным таможенным инспектором Тульского таможенного поста Тульской таможни при осуществлении контроля за своевременностью представления обществом статистической формы учета перемещения товаров и достоверностью содержащихся в ней сведений составлен протокол N 10116000-834/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, поскольку общество нарушило сроки представления статистической формы учета перемещения товаров в таможенный орган.
Постановлением от 12.12.2022 N 10116000-834/2022 общество признано виновным в совершении вменяемого правонарушения, ему назначен административный штраф в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и удовлетворяя его, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании части 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств-членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств-членов ЕАЭС.
Объективную сторону административного правонарушения составляет противоправное деяние, выраженное в несвоевременном представлении статистической формы учета перемещения товаров в таможенный орган.
В силу статьи 24 Договора ЕАЭС и Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к договору) официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств-членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении ЕЭК официальной статистической информации уполномоченными органами государств членов ЕАЭС".
На основании пункта 2 части 2 статьи 254 и частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
В силу пунктов 1, 2 и 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые:
- заключили сделку, либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российской Федерации с территорий государств-членов ЕАЭС;
- не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза", которым на основании пункта 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ 5 утверждены также Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС, статформа и правила ее заполнения (далее - Правила).
В силу пункта 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств-членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров
Для товаров, отправляемых посредством торговли в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в адрес физических лиц, статистическая форма представляется по всем отгрузкам за отчетный месяц отдельно по каждой стране получения (пункт 6 Правил).
Пунктом 8 Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
В соответствии с 9 пунктом Правил, статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.
Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет (пункт 10 Правил).
Согласно пункту 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом первой инстанции установлено, что общество должно было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров по ввозу товаров на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь за июнь 2021 года в рамках договора от 12.05.2021 N 24-Э, заключенного с Республиканским унитарным предприятием "Управляющая компания холдинга "Белорусская стекольная компания" (Республика Беларусь), не позднее 14.07.2021.
Статистическая форма за июнь 2021 года заполнена обществом на сайте ФТС России 21.12.2021, представлена в Тульскую таможню путем регистрации с помощью электронной цифровой подписи - 21.12.2021, то есть с нарушением установленного срока.
В данном случае факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 29.11.2022 N 10116000-834/2022, постановлением о назначении административного наказания от 12.12.2022 N 10116000-834/2022, другими материалами дела.
Разрешая вопрос о квалификации правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
При этом суд первой инстанции исходил из следующего.
В отношении общества вынесены постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения по делам об административном правонарушении от 21.04.2021 N 10116000-000375/2021, N 10116000-000376/2021, N 10116000-000377/2021, N 10116000-000378/2021, N 10116000-000379/2021, N 10116000-000380/2021, N 10116000-000381/2021, N 10116000-000382/2021 N 10116000-000383/2021 N 10116000-000384/2021 N 10116000-000385/2021 N 10116000-000386/2021, N 10116000-000387/2021 за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Указанные постановления вступили в законную силу 18.05.2021, итоговая дата исполнения 23.04.2021.
В связи с этим таможенный орган пришел к выводу о наличии повторности совершения обществом административного правонарушения, в связи с чем квалифицировал совершенное административное правонарушение по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, не соглашаясь с позицией таможни, указал, что поскольку постановления от 21.04.2021 N 10116000-000375/2021 - 10116000-000387/2021 вступили в законную силу 18.05.2021, общество считается подвергнутым административному наказанию до 18.05.2022.
При этом материалами дела подтверждается, что оспариваемое в рамках настоящего дела постановление N 10116000-834/2022 вынесено 12.12.2022, то есть по истечении одного года с даты вступления в законную силу постановлений от 21.04.2021 N 10116000-000375/2021 - 10116000-000387/2021, следовательно, повторность совершения административного правонарушения не установлена, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 стать 19.7.13 КоАП РФ.
С такой позицией суда первой инстанции апелляционный суд не согласен.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторным совершением однородного административного правонарушения является совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. Лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.
Действительно, в отношении общества 21.04.2021 вынесены 13 постановлений о назначении административных наказаний в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В силу статьи 32.1 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со статьей 29.11 данного Кодекса.
Вышеуказанные постановления вступили в законную силу 18.05.2021, дата исполнения по вышеуказанным постановлениям - 23.04.2021, что сторонами не оспаривается.
Следовательно, ООО "Прощеный колодец" считается подвергнутым административном правонарушению на основании статьи 4.6 КоАП РФ в период с 18.05.2021 (дата вступления в законную силу постановлений) до 23.04.2022 (день истечения одного года со дня окончания исполнения вышеуказанных постановлений).
С учетом изложенного в действиях общества усматривается повторность совершения административного правонарушения, так как совершенное им правонарушение входит в период, когда общество подвергнуто административному наказанию, а, значит, административное правонарушение правомерно квалифицировано таможней по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Между тем такой вывод не повлек принятие неправильного решения по существу, поскольку, как верно посчитал суд первой инстанции, постановление таможенным органом принято с пропуском срока давности привлечения.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума N 5), согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, течение срока привлечения к ответственности в рассматриваемом случае началось 15.07.2021 (первый день после истечения представления статистической формы регистрационный номер 10116000/211221/С798626) и окончилось 14.07.2022.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 4.5, части 6 статьи 24.5 КоАП РФ, разъяснениями, изложенными в пунктах 14 и 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пришел к верному выводу, что таможней пропущен годичный срок привлечения к административной ответственности, поскольку в соответствии с Правилами, действующими на момент возникновения обязанности по предоставлению статистической отчетности, общество обязано было предоставить статистическую форму не позднее 15.07.2021, а оспариваемое постановление таможней вынесено 12.12.2022, то есть за пределами срока давности, в связи с чем на дату принятия оспариваемого постановления общество уже не могло быть привлечено к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения.
При этом таможня не лишена возможности осуществлять контроль за своевременным предоставлением статистической формы учета перемещения товаров с применением мер, предусмотренных главой 46 ТК ЕАЭС, направленных на предупреждение, выявление или пресечение нарушений обязательных требований таможенного законодательства.
Вывод суда сделан на основании правильного применения норм материального права и согласуется с выводами, изложенными в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2022 по делу N А42-6183/2021 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 N 307-ЭС22-11033 отказано в передаче кассационной жалобы таможенного органа для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), от 12.04.2022 по делу N А42-6182/2021, постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 07.02.2022 по делу N А41-29679/2021, от 25.05.2022 по делу N А40-186403/2021, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 04.07.2022 по делу N А65-27204/2021, постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 04.10.2022 по делу N А14-79/2022, от 02.09.2022 по делу N А62-8617/2021 и от 24.03.2023 N А68-2955/2022.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию таможни по спору, которая являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном акте. Несогласие таможни с выводами суда не свидетельствует о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 04.04.2023 по делу N А68-15009/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Н.А. Волошина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-15009/2022
Истец: ООО "Прощеный колодец", Храименков Владислав Леонидович
Ответчик: Тульская таможня