г. Владивосток |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А59-2319/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Серебренникова Леонида Федоровича,
апелляционное производство N 05АП-1504/2023
на решение от 06.02.2023
судьи Веретенникова И.Н.
по делу N А59-2319/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области (ИНН 6501280134, ОГРН 1156501010236)
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Серебренникову Леониду Федоровичу (ИНН 772497400001, ОГРНИП 319650100005351)
к сельскохозяйственному потребительскому сбытовому снабженческому перерабатывающему кооперативу "Берязники" (ИНН 6504023505, ОГРН 1196501005414)
о взыскании средств (субсидии) гранта,
при участии в заседании: стороны не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области (далее - истец, Министерство, Сахминсельхозторг) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Серебренникову Леониду Федоровичу (далее - глава КФХ, Серебрянников Л.Ф.) с требованием о взыскании субсидии в размере 4 000 000 рублей и к сельскохозяйственному потребительскому сбытовому снабженческому перерабатывающему кооперативу "Берязники" (далее - Кооператив, СПССПК "Берязники") о субсидии в размере 2 000 000 рублей.
Решением от 06.02.2023 исковые требования удовлетворены частично: с главы КФХ Серебренникова Леонида Федоровича в пользу министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области взыскано 2 000 000 рублей гранта, с СПССПК "Берязники" в пользу министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области взыскано 146 000 руб. гранта. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано. Кроме того, в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина: с главы КФХ Серебренникова Леонида Федоровича 21 500 рублей, с СПССПК "Берязники" 2 409 рублей.
Глава КФХ, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу и просит решение в части взыскания денежных средств с КФХ размере 2 000 000 руб. изменить, уменьшить на сумму затрат по завозу саженцев и на подводку электричества, то есть взыскать сумму 1 010 111,59 руб.
Апеллянт указывает на то, что показатели, которые не были исполнены им в 2020 году были преодолены только в 2021 году, что отразилось на результатах освоения гранта. Как поясняет глава КФХ, причиной такого рода сбоя явилась пандемия.
Серебрянников Л.Ф. считает, что поскольку им осуществлены мероприятия по завозу саженцев и по подключению электричества, следует взыскиваемую сумму уменьшить на эти затраты.
Министерство в представленном письменном отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
СПССПК "Берязники" отношение к жалобе не выразил, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Принимая во внимание, что решение суда обжалуется в части, возражений по проверке судебного акта в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в указанной части.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
08.10.2019 между министерством сельского хозяйства Сахалинской области, главой крестьянского (фермерского) хозяйства Серебренниковым Л.Ф. и сельскохозяйственным потребительским снабженческим сбытовым перерабатывающим кооперативом "Березняки" заключено соглашение N 05/2019-агро о предоставлении гранта "Агростартап" (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения предметом является предоставление из областного бюджета Сахалинской области в 2019 году гранта "Агростартап" в форме субсидии на финансовое обеспечение части затрат глав КФХ на создание и развитие хозяйства (далее - Грант) и формирование неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, в соответствии с перечнем затрат согласно приложению N 1 к настоящему соглашению, которое является неотъемлемой частью настоящего соглашения.
Пунктом 2.2 соглашения предусмотрено, что размер Гранта, предоставляемого из федерального бюджета и областного бюджета Сахалинской области и для софинансирования затрат КФХ, определяется по результатам проведенного конкурсного отбора, и составляет в 2019 году - для развития КФХ и формирования неделимого фонда сельскохозяйственного кооператива 4 000 000 рублей - по коду БК 034, РЗ 04, ПР 05, ЦСР 17ДI754800, Вр 812, 19-Е52.
В соответствии с пунктом 4.3 Соглашения, получатель обязуется:
4.3.1. Направлять Грант на финансовое обеспечение расходов, указанных в приложении N 1 к настоящему Соглашению, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
4.3.2. Не приобретать за счет гранта иностранную валюту, за исключением операций, определенных в Порядках предоставления Г ранта.
4.3.3. Обеспечить достижение значений результатов предоставления Гранта, установленных Порядком предоставления Гранта или Распорядителем в соответствии с пунктом 4.1.4. настоящего Соглашения.
4.3.4. Представлять Распорядителю:
4.3.4.1. Отчет о расходах Получателя, а также СПоК, источником финансового обеспечения которых является Грант, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
4.3.4.2. Отчет о достижении значений результатов предоставления Гранта не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным годом.
4.3.5. Направлять по запросу Распорядителя документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления Гранта в соответствии с пунктом 4.2.3 настоящего Соглашения, в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного запроса.
4.3.6. В случае получения от Распорядителя требования в соответствии с пунктом 4.1.7 настоящего Соглашения:
4.3.6.1. Устранять факты нарушения порядка, целей и условий предоставления Гранта в сроки, определенные в указанном требовании.
4.3.6.2. Возвращать в областной бюджет Грант в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
4.3.7. Перечислять в областной бюджет денежные средства в размере в соответствии с пунктом 4.1.8 настоящего Соглашения, в срок, установленный Распорядителем в уведомлении о применении штрафных санкций.
4.3.8. Возвращать неизрасходованные средства Гранта по истечении 18 месяцев с даты получения Г ранта в доход областного бюджета.
4.3.9. Обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых Распорядителю в соответствии с настоящим Соглашением.
4.3.10. Выполнять иные обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Порядком предоставления Гранта, в том числе:
4.3.10.1. В рамках развития КФХ и формирования неделимого фонда СПоК:
4.3.10.1.1. Оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов.
4.3.10.1.2. Использовать средства Гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет, а также имущество, закупаемое за счет средств Гранта, исключительно на развитие КФХ.
4.3.10.1.3. Создать в году получения Гранта не менее 2-х новых постоянных рабочих мест в случае, если сумма Гранта превышает 2 млн. рублей включительно, и не менее 1-го нового постоянного рабочего места, если сумма Гранта составляет менее 2 млн. рублей, при этом сведения о принятых в текущем финансовом году работниках представить в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации;
4.3.10.1.4. Осуществлять деятельность КФХ в течение не менее пяти лет после получения гранта;
4.3.10.1.5. Реализовывать не менее 70% произведенной продукции через СПоК, членом которого он является.
4.3.10.1.6. Внести в неделимый фонд СПоК сумму Гранта, полученную на развитие КФХ, в размере не менее 25%, но не более 50% суммы Гранта.
4.3.10.1.7. Сохранять членство в СПоК в течение не менее 5-ти лет с даты получения Гранта (подтверждается документально одновременно с предоставлением отчета).
4.3.10.3. Для операций по перечислению средств Гранта открыть отдельный расчетный счет в российской кредитной организации. В течение 5 рабочих дней со дня открытия расчетного счета в кредитной организации известить Распорядителя о реквизитах счетов для перечисления гранта.
Приложением N 1 к Соглашению сторонами утвержден План расходов проекта по созданию и развитию КФХ.
Приложением N 2 к Соглашению сторонами утвержден План расходов средств СПоК, в неделимый фонд которого внесены средства гранта "Агростартап".
18.10.2019 между сторонами заключено дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении гранта "Агростартап" от 08.10.2019 N 05/2019-Агро, в соответствии с которым стороны определили пункт 2.2 Соглашения изложить в следующей редакции: "2.2 Размер Гранта, предоставляемого из федерального бюджета и областного бюджета Сахалинской области и для софинансирования затрат КФХ, определяется по результатам проведенного конкурсного отбора, и составляет в 2019 году: для развития КФХ и формирования неделимого фонда сельскохозяйственного кооператива 4 000 000 (четыре миллиона) рублей - по коду БК 034, РЗ 04, ПР 05, ЦСР 17ДI754800, Вр 813, 19-Е52".
На основании указанного соглашения главе КФХ Серебренникову Л.Ф. министерством сельского хозяйства Сахалинской области распоряжением от 10.10.2019 N 3.07-353-р и платежным поручением от 23.10.2019 N 1954 (списано со счета 24.10.2019) перечислено 4 000 000 руб.
В соответствии с условиями соглашения от 08.10.2019 N 05/2019-агро глава КФХ Серебренников Л.Ф. должен был осуществить расходование средств гранта по следующим направлениям:
1. Приобретение посадочного материала для закладки многолетних насаждений (малина, яблоня, груша) - 932 400 рублей.
2. Приобретение оборудования для производства и переработки малины (холодильное оборудование, упаковка ягоды) - 691 400 рублей.
3. Подключение производственных помещений к электрическим и водопроводным сетям - 376 200 рублей.
4. Внесение не менее 25%, но не более 50% средств в неделимый фонд СПССПК "Березняки - 2 000 000 рублей, из них 1 854 000 рублей на приобретение трактора МТЗ-1021 (код 28.30.2) и 146 000 рублей на приобретение ямобура (код 28.30.39.000).
По направлению N 4 расходование средств гранта также осуществлялось СПССПК "Березняки".
Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2019 N 476 (далее - Правила).
Грант "Агростартап", утвержден приказом Минсельхоза России от 06.05.2019 N 238, Перечнем имущества, приобретаемого сельскохозяйственным потребительским кооперативом в целях последующей передачи (реализации) приобретенного имущества в собственность членам данного сельскохозяйственного потребительского кооператива, утвержденным приказом Минсельхоза России от 06.05.2019 N 238.
31.01.2020 Министерство сельского хозяйства Сахалинской области на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 25.10.2019 N 484 "О реорганизации органов исполнительной власти Сахалинской области" реорганизовано в форме присоединения к Министерству торговли и продовольствия Сахалинской области, а Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области с 31.01.2020 переименовано в Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области.
В соответствии с пунктом 1.10 Положения о министерстве сельского хозяйства и торговли Сахалинской области от 29.11.2019 N 535, министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области является правопреемником министерства сельского хозяйства Сахалинской области.
Министерством проведены контрольные мероприятия в отношении главы КФХ Серебренникова Л.Ф. и СПССПК "Березняки", по результатам которых составлены акты от 08.09.2021 и от 05.03.2022.
Контрольными мероприятиями установлено, что по направлениям N 1-3 расходование средств гранта главой КФХ Серебренниковым Л.Ф. не осуществлено. По направлениям N 1 и N 3 глава КФХ Серебренников Л.Ф. израсходовал собственные денежные средства в размере 551 100 руб. и 49 049,81 руб., соответственно.
Министерством сельского хозяйства и торговли Сахалинской области платежное поручение от 24.04.2021 N 6 на сумму 100 000 руб. не принят в качестве расхода главой КФХ Серебренниковым Л.Ф. собственных средств, так как осуществлен за пределами установленного 18-месячного срока.
Данный вывод сделан в результате того, что средства гранта перечислены главе КФХ Серебренникову Л.Ф. на счет 40802810808560000573, открытый в филиале N 2754 Банка ВТБ (ПАО) г. Хабаровск, а оплату расходов по направлениям N 1 и N 3 глава КФХ осуществлял с другого счета 40802810208560001020, открытый в филиале "Центральный" Банка ВТБ (ПАО) г. Москва.
По направлению N 4 главой КФХ Серебренниковым Л.Ф. расходование средств гранта осуществлено в полном объеме (платежное поручение от 29.10.2019 N 1).
В то же время, Министерством по результатам контрольных мероприятий установлено СПССПК "Березняки" обязательства по направлению средств гранта по направлению N 4 в части приобретения трактора МТЗ-1021 (код 28.30.2) выполнил на сумму 1 240 160,65 руб. - приобрел трактор МТЗ Беларус 952.3, 2019 года выпуска, при плане на сумму 1 854 000 рублей, а в части приобретения ямобура (код 28.30.39.000) обязательства не выполнил полностью. Неделимый фонд СПССПК "Березняки" в отношении денежных средств и трактора МТЗ Беларус 952.3, 2019 года выпуска, приобретенного за счет его средств, создан не был.
Министерство посчитав, что поскольку глава КФХ Серебренников Л.Ф. и СПССПК "Березняки" согласно абзацу первого подпункта "а" пункта 4 Правил и абзацу второго пункта 1.7 Порядка (в редакции до принятии постановления Правительства Сахалинской области от 08.05.2020 N 210), не израсходовали средства гранта в установленный 18-месячный срок, на основании пунктов 4.4 и 4.5 Порядка средства гранта подлежат возвращению в полном объеме в размере 4 000 000 руб. и 2 000 000 руб. соответственно, в течение 5 рабочих дней со дня установления нарушения.
В целях добровольного возвращения средств гранта со стороны главы КФХ Серебренникова Л.Ф. и СПССПК "Березняки" Министерством выставлены требования от 17.03.2022 N 3.37-1408/22 и от 18.03.2022 N 3.37-1424/22, соответственно, согласно которым получатели гранта в течение 10 рабочих дней, начиная с даты получения письменного требования министерства о возврате, перечисляет средства гранта в областной бюджет по указанным в требовании реквизитам, в случае отказа от добровольного исполнения требований, указанная сумма взыскивается в судебном порядке.
Требование от 18.03.2022 N 3.37-1424/22 СПССПК "Березняки" не получено и возвращено в адрес министерства.
Требование от 17.03.2022 N 3.37-1408/22 получено главой КФХ Серебренниковым Л.Ф. 11.04.2022, добровольно им в установленный 10-дневный срок не удовлетворено.
Поскольку денежные средства в размере главой КФХ Серебренникова Л.Ф. и СПССПК "Березняки" в добровольном порядке не возвращены, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между сторонами сложились договорные отношения, связанные с государственной поддержкой в виде субсидии, которые подлежат регулированию положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.
Но в случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Таким образом, для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате.
Получатель субсидии несет ответственность за достоверность представленных Главному распорядителю средств документов, за несоблюдение и нецелевое использование средств субсидии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как указывалось выше, в соответствии с условиями соглашения от 08.10.2019 N 05/2019-агро глава КФХ Серебренников Л.Ф. должен был осуществить расходование средств гранта по следующим направлениям:
5. Приобретение посадочного материала для закладки многолетних насаждений (малина, яблоня, груша) - 932 400 рублей.
6. Приобретение оборудования для производства и переработки малины (холодильное оборудование, упаковка ягоды) - 691 400 рублей.
7. Подключение производственных помещений к электрическим и водопроводным сетям - 376 200 рублей.
В соответствии с условиями Соглашения (Приложение N 1) Серебрянников Л.Ф. обязался выполнить следующие мероприятия:
- к маю 2020 года приобрести посадочный материал для закладки многолетних насаждений (малина, яблоня, груша), с использованием собственных средств в размере 103 600 руб. и средств гранта на сумму 932 400 руб.;
- к июлю 2020 года приобрести оборудование для производства и переработки малины (холодильное оборудование упаковщик ягоды), с использованием собственных средств в размере 79 600 и средств гранта на сумму 691 400 руб.;
- к июлю 2020 года подключить производственные помещения к электрическим и водопроводным сетям, с использованием собственных средств в размере 41 800 руб. и средств гранта на сумму 376 200 руб..
Принимая решение в части удовлетворения требования Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области о взыскании с главы КФХ Серебренников Л.Ф. 2000000 рублей, суд поддержал выводы заявителя о том, что указанные мероприятия в указанные сроки не исполнены.
По тексту апелляционной жалобы Серебрянников Л.Ф. считает, что поскольку им осуществлены мероприятия по завозу саженцев и по подключению электричества, следует взыскиваемую сумму уменьшить на эти затраты.
Рассматривая доводы жалобы, апелляционный суд отмечает следующее.
Согласно приказу Минсельхоза России от 06.05.2019 N 238 (в редакции, действовавшей на момент заключения с ответчиком соглашения) к перечню затрат, финансовое обеспечение которых предусматривается осуществить за счет средств гранта "Агростартап", отнесено приобретение посадочного материала для закладки многолетних насаждений, в том числе виноградников.
Приказ Минсельхоза России от 28.01.2020 N 26 "Об утверждении перечней, форм документов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, приведенными в приложении N 6 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, а также об установлении сроков их представления", принятый взамен вышеуказанного приказа, также предусматривал финансовое обеспечение приобретения посадочного материала для закладки многолетних насаждений, в том числе виноградников (утратил силу 12.03.2021).
Таким образом, указанные нормативные правовые акты и, соответственно, заключенное соглашение о предоставлении гранта не предусматривали в качестве целевого расходования средств гранта расходы на доставку посадочного материала (саженцев).
Оплата услуг по автоперевозке саженцев малины, транспортно-экспедиционные услуги, которые подтверждены платежными поручениями от 27.05.2020, 14.09.2020, 01.12.2020 на общую сумму 244 738,6 руб. не могут быть произведены из средств гранта "Агростартап", в связи с чем по результатам проверки Министерством правомерно сделан вывод о нецелевом использовании главой КФХ Серебренниковым Л.Ф. бюджетной субсидии.
В то же время, на мероприятие "Приобретение посадочного материала для закладки многолетних насаждений" получателем затрачено 696100 рублей при запланированной стоимости 1 036 000 рублей. Таким образом, мероприятие не исполнено. Кроме того, большая часть затрат понесена за пределами установленного соглашением срока.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой проверки, проведенной по имеющимся в документам Министерством установлено, что мероприятие "Подключение производственных помещений к электрическим и водопроводным сетям" исполнено на сумму 49 049,81 руб. из собственных средств главы КФХ, что подтверждается счетом на оплату от 05.10.2020 N 26772, платежными поручениями от 28.11.2020 N 70, от 30.12.2020 N 78, от 12.04.2021 N 1. Планом расходования средств предусмотрено расходование бюджетных средств в размере 376 200 руб. Однако из указанных документов определить, какое помещение или оборудование было подключено к электрическим сетям, не представляется возможным. Таким образом, данное мероприятие также не выполнено.
Поскольку материалами дела подтверждается, что главой КФХ указанные мероприятия не исполнены, следовательно, на основании пункта 4.2 Порядка он обязан вернуть средства гранта в областной бюджет Сахалинской области в полном объеме.
Какие-либо документы, подтверждающие невозможность реализовать мероприятия, предусмотренные соглашением, по объективным причинам, вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, главой КФХ не представлены.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что исковые требования в части взыскания с главы КФХ Серебренникова Леонида Федоровича 2 000 000 рублей гранта подлежат удовлетворению.
Относительно доводов главы КФХ Серебренникова Л.Ф. о поддержке малого агробизнеса, необходимо отметить следующее.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
При этом в соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 427 утверждена Государственная программа Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", которая содержит Подпрограмму "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации".
Целью названной Подпрограммы является увеличение объема товарной продукции сельского хозяйства сельскохозяйственными кооперативами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Её целевыми индикаторами являются, в том числе создание крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими грант "Агростартап", новых рабочих мест.
Таким образом, государство, предоставляя бюджетные средства крестьянскому (фермерскому) хозяйству, ожидает получить общественно значимый результат в виде сельскохозяйственной продукции и рабочих мест.
Средства гранта предоставлены главе хозяйства платежным поручением от 23.10.2019, а общественно значимый результат не получен, цели, обозначенные в государственной программе, не достигнуты.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, понесенные ответчиком при подаче апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 06.02.2023 по делу N А59-2319/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2319/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области
Ответчик: Сельскохозяйственный потребительский сбытовой снабженческий перерабатывающий кооператив "Березняки", Серебренников Леонид Федорович