город Воронеж |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А08-10530/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Малиной Е.В.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Латышевым Е.П.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Скиф": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Скиф" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.02.2023 по делу N А08-10530/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Скиф" (ОГРН 1023102153700, ИНН 3126007218) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области (ОГРН 1023101648228, ИНН 3123004716) о признании недействительными решений от 20.07.2022 N 31002250001838 и от 20.07.2022 N 31002280001857 в части штрафа за непредставление документов в ходе выездной проверки и обязании возвратить уплаченные денежные средства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Скиф" (далее - ООО "Скиф", Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к государственному учреждению - Белгородское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение Фонда социального страхования) о признании недействительным решения от 20.07.2022 N 31002280001857 в части назначения штрафа в размере 45 200 руб. за непредставление документов в ходе выездной проверки, а также об обязании возвратить денежные средства в указанной сумме.
Данное заявление было принято судом к своему производству определением от 25.10.2022 в рамках дела N А08-10529/2022.
Также ООО "Скиф" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Отделению Фонда социального страхования о признании недействительным решения от 20.07.2022 N 31002250001838 в части назначения ООО "Скиф" суммы штрафа в размере 14 200 руб. за непредставление документов в ходе выездной проверки, а также об обязании возвратить денежные средства в указанной сумме.
Данное заявление было принято судом к своему производству определением от 25.10.2022 в рамках дела N А08-10530/2022.
Определением суда от 06.12.2022 дела N А08-10530/2022 и N А08-1529/2022 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А08-10530/2022.
Определением от 12.01.2023 суд произвел процессуальное правопреемство ответчика (заинтересованного лица) по делу с государственного учреждения - Белгородское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на его правопреемника - отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области (далее - отделение Фонда пенсионного и социального страхования, ОСФР по Белгородской области, Фонд).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 27.02.2023 в удовлетворении заявленных требований полностью отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Скиф" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество указывает на то, что при назначении и проведении проверки Отделением Фонда социального страхования были допущены существенные нарушения процедуры, выразившиеся в невручении руководителю страхователя решений о проведении выездной проверки, а также требований о предоставлении документов. Поскольку руководитель Общества не был надлежащим образом уведомлен о выездной проверке и находился в командировке, составление актов от 30.03.2022 N 1 и от 01.04.2022 N 2 о воспрепятствовании работе ревизора, по мнению заявителя, не может являться основанием для отказа от осмотра и проверки документов на предприятии вплоть до 27.05.2022 (срок окончания проверки).
Заявитель исходит из наличия у него обязанности по предоставлению документов ревизору по месту нахождения организации, ввиду чего полагает, что у проверяющих не имелось оснований для изменения места проведения проверки (по месту нахождения Фонда) и возложения на Общество обязанности по представлению копий документов непосредственно в отделение Фонда социального страхования.
ООО "Скиф" указывает, что, поскольку проверяющие не исследовали подготовленные оригиналы документов в помещении страхователя, Общество приложило их к возражениям на акты проверки, при этом сами акты содержали недостоверные сведения относительно количества не представленных документов, адресов и сроков представления документов, а также допущенных нарушений.
Одновременно ООО "Скиф" ссылается на то, что требования о предоставлении документов не содержали точного количества истребованных документов, а также их точного наименования, что также является основанием для признания незаконными решений о привлечении к ответственности за непредставление таких документов. При этом перечень истребованных и не представленных документов, указанных, соответственно, в требованиях о предоставлении документов и оспариваемых решениях, не совпадают.
В представленном в материалы дела отзыве ОСФР по Белгородской области, возражая против доводов апелляционной жалобы, настаивает на том, что именно на страхователе лежит обязанность по обеспечению допуска ревизора к ознакомлению с документами и созданию условий для проведения выездной проверки.
Также Фонд исходит из безусловной обязанности страхователя по представлению документов в соответствии с направленными требованиями. Одновременно Фонд, со ссылкой на фактические обстоятельства дела, включая показания главного бухгалтера Никитских И.В. и директора Соколовой Н.И., настаивает на том, что Обществу было понятно, какие документы подлежали представлению, а фактическое наличие документов и возможность их представления не оспорены.
Истребованные в ходе проверки документы в установленный 10-дневный срок со дня вручения соответствующих требований (с 01.04.2022), представлены не были. При этом документы, представленные с возражениями на акты проверки, были рассмотрены в установленном порядке и учтены при вынесении оспариваемых решений.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 13.06.2023 лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Учитывая указанные обстоятельства, в соответствии с положениями статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, а также письменные пояснения сторон по делу, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции подлежащим частичной отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Скиф" зарегистрировано в качестве страхователя, осуществляемым видом деятельности организации является торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (ОКВЭД 47.73). Юридический адрес Общества - Белгородская область, г. Валуйки, ул. М. Горького, д. 5. Директором Общества является Соколова Нина Ивановна.
В соответствии с планом-графиком выездных проверок от 30.12.2021 N 446 в отношении ООО "Скиф" отделением Фонда социального страхования были вынесены:
решение о проведении выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 30.03.2022 N 31002250001831;
решение о проведении выездной проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов на выплату социального пособия на погребение от 30.03.2022 N 31002280001851. Проверяемый период - 2019-2021 годы.
Проведение проверки поручено главному специалисту - ревизору Шаховой Наталье Олеговне, которая была командирована с этой целью в г.Валуйки с 30.03.2022 по 01.04.2022 (приказ от 28.03.2022 N 398-0).
В связи с отсутствием руководителя страхователя и невозможностью проведения выездной проверки на территории Общества, проверяющим были составлены акты о воспрепятствовании доступу должностных лиц территориальных органов страховщика, проводящих выездную проверку, на территорию или помещение страхователя от 30.03.2022 N 1 и от 01.04.2022 N2, которые направлены в адрес страхователя сопроводительным письмом от 06.04.2022 N 15-03/3114-1861 и получены им 08.04.2022.
В связи с воспрепятствованием доступу должностного лица территориального органа страховщика, проводящих выездную проверку на территорию (помещение) страхователя выездная проверка ООО "Скиф" была проведена по месту нахождения территориального органа страховщика и по имеющимся у страховщика данным.
В адрес ООО "Скиф" 30.03.2022 отделением Фонда социального страхования были направлены требования о предоставлении документов N N 31002250001832 и 31002280001852.
Как следует из содержания требования N 31002280001852, страхователю предлагалось в течение 10 рабочих дней со дня вручения настоящего требования представить документы, содержащие сведения, переданные в Отделение Фонда социального страхования, по которым назначались пособия и выплачивались за счет средств социального страхования (все необходимые документы, подтверждающие произведенные расходы Фонда, которые должны соответствовать числу страховых случаев, отраженных в реестрах, переданных в отделение Фонда):
- расчеты пособий по временной нетрудоспособности, бланки листков временной нетрудоспособности и распечатки электронных листков нетрудоспособности, реестры листков нетрудоспособности;
- справки формы 024-у для получения единовременного пособия при рождении ребенка;
- справки на получение единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
- документы на выплату социального пособия на погребение;
- перечень документов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с действующим законодательством;
- справки о сумме заработка с предыдущих мест работы, если данный заработок использовался для назначения пособий (справка 182-Н);
- заявление работника о замене календарных годов;
- приказы, заявления о выплате (перерасчете) пособия (оплате отпуска) за счет средств социального страхования и другие первичные финансово-бухгалтерские документы.
Как следует из содержания требования N 31002250001832, страхователю предлагалось в течение 10 рабочих дней со дня вручения настоящего требования представить:
1. Устав и (или) учредительный договор, положение.
2. Приказы об учетной политике, коллективный договор.
3. Разрешительные документы: лицензии, действующие в проверяемом периоде и другие документы.
4. Бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения, книги учета доходов и расходов за проверяемый период и налоговые декларации за проверяемый период.
5. Своды по заработной плате годовые по каждому месяцу, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС, главные книги за проверяемые период, план счетов.
6. Синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период: главная книга, мемориалы-ордера, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовая книга и другие.
7. Аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто) по счетам:
- анализ счетов и оборотно-сальдовые ведомости по счетам для бюджетных (казенных) организаций - 101, 201.4, 205.31, 209.41, 210.02, 206, 208, 209, 302.11, 302.12, 303, 304.05, или по бухгалтерским счетам - 01, 02, 10, 20, 23, 25, 26, 40 44, 50, 51, 55, 57, 58, 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76, 80, 84, 90, 91, 97, 99;
- "Расчеты с персоналом по оплате труда";
- "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению;
- "Касса";
- "Расчетные счета";
- "Специальные счета в банках";
- "Расчеты с подотчетными лицами";
- "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
- "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами";
- "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток".
8. Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.
9. Организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам:
- приказы (в том числе об учетной политике, действующей в проверяемый период);
- коллективные договоры;
- договоры гражданско-правового характера и акты выполненных работ к ним;
- соглашения, заключенные с физическими лицами;
- контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц;
- штатные расписания за проверяемый период;
- трудовые книжки работников, приказы о приеме на работу и на поощрительные выплаты и другие выплаты, предусмотренные положением на работников;
- трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним на работников;
- соглашения, заключенные с физическими лицами;
- должностные инструкции;
- документ, разработанный страхователем самостоятельно, подтверждающий продолжительность страхового стажа в соответствии с частью 3, 4 статьи 9 Федерального закона N 402 от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете", либо карточку унифицированной формы Т2 работника для подтверждения страхового стажа;
- положение об оплате труда, положение о премировании, приказы по личному составу.
10. Авансовые отчеты.
11. Банковские и кассовые документы (выписки банка, платежные поручения (требования) и другие документы по банковским операциям).
12. Первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы) в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. К указанным документам могут относиться: ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц; расходные кассовые ордера; ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений помесячно и годовые, а также платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц. В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).
13. Акты о несчастных случаях на производстве - формы Н-1, расчеты листков временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, бланки листков временной нетрудоспособности, реестры листков нетрудоспособности (количество документов по расходам должно соответствовать числу страховых случаев, отраженных в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС РФ), приказы по назначению пособий за счет средств социального страхования, заявления получателей пособия за весь проверяемый период и другие первичные финансово-бухгалтерские документы.
14. Документы о результатах проведенной специальной оценки условий труда (результаты аттестации рабочих мест по условиям труда) и проведенных обязательных предварительных периодических медицинских осмотров работников за проверяемый период (аттестационные карты сотрудников и другие первичные документы).
Данные требования были получены Обществом 01.04.2022, что заявителем по делу не оспаривается. Таким образом, истребованные документы должны были быть представлены в период с 04.04.2022 (первый рабочий день, следующий за днем получения требования) по 15.04.2022 включительно (10-й рабочий день предоставления документов).
На момент окончания выездной проверки (27.05.2022) ООО "Скиф" документы по требованиям в Отделение Фонда социального страхования не представило, что нашло отражение в актах по результатам проверки от 14.06.2022 N 31002250001835 и N 31002280001854.
В ходе рассмотрения материалов проверки ООО "Скиф" были представлены возражения на указанные акты проверки, к которым были приложены следующие документы:
1. Карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2019 - 54 листа копии.
2. Карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2020 - 50 листов копии.
3. Карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2021 - 97 листов копии.
4. Листы нетрудоспособности, расчет пособий, заявление о выплате пособия за 2019-2021 - 154 листа копии.
5. Талон на выдачу листков нетрудоспособности, расчет пособия, сведения о застрахованном лице за 2019-2021 - 24 листа копии.
6. Приказ о предоставлении отпуска до 1,5 лет, справки о рождении ребенка, справки о постановке на учет в ранние сроки беременности, справки от второго родителя о не назначении и получении пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, заявления на отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, свидетельство о рождении ребенка, данные о заработной плате работников за 2019-2021 - 54 листа копии.
7. Листы нетрудоспособности по беременности и родам, справки о постановке на учет в ранние сроки беременности - 15 листов копии.
8. Трудовые книжки сотрудников - 77 листов копии: 9. Приказ на материальную помощь - 1 шт. копия.
10. Расчетная ведомость организации за 2017 - 1 шт. копия.
11. Расчетная ведомость организации за 2018 - 1 шт. копия.
12. Расчетная ведомость организации за 2019 - 1 шт. копия.
13. Расчетная ведомость организации за 2020 - 1 шт. копия.
14. Расчетная ведомость организации за 2021 - 1 шт. копия.
15. Оборотно-сальдовая ведомость за 2019 - 1 шт. копия.
16. Оборотно-сальдовая ведомость за 2020 - 1 шт. копия.
17. Оборотно-сальдовая ведомость за 2021 - 1 шт. копия.
18. Обороты счета 73.01 за 2019 - 1 шт. копия.
19. Обороты счета 73.01 за 2020 - 1 шт. копия.
20. Обороты счета 73.01 за 2021 - 1 шт. копия.
21. Обороты счета 91.02 за 2019 - 1 шт. копия.
22. Обороты счета 91.02 за 2020 - 1 шт. копия.
23. Обороты счета 91.02 за 2021 - 1 шт. копия.
24. Обороты счета 84 за 2019 - 1 шт. копия.
25. Обороты счета 84 за 2020 - 1 шт. копия.
26. Обороты счета 84 за 2021 - 1 шт. копия.
27. Обороты счета 76.05 за 2019 - 1 шт. копия.
28. Обороты счета 76.05 за 2020 - 1 шт. копия.
29. Обороты счета 76.05 за 2021 - 1 шт. копия.
30. Обороты счета 70 за 2019 - 1 шт. копия.
31 Обороты счета 70 за 2020 - 1 шт. копия.
32. Обороты счета 71 за 2019 - 1 шт. копия.
33. Обороты счета 71 за 2020 - 1 шт. копия.
34. Обороты счета 71 за 2019 - 1 шт. копия.
Указанные документы были оценены Отделением Фонда социального страхования как документы, подтверждающие обоснованность возражений страхователя на акты проверки. В ходе рассмотрения полноты и достоверности представленных страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, нарушений не выявлено.
Тем не менее, поскольку срок преставления документов был страхователем нарушен, Отделением Фонда социального страхования 20.07.2022 были вынесены решения N 31002250001838 и N 31002280001857 о привлечении страхователя к ответственности за непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (их копий, заверенных в установленном порядке).
Так, решением от 20.07.2022 N 31002280001857 страхователь был привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N225-ФЗ) в виде штрафа в размере 45 200 руб. за непредставление 226 документов, в том числе:
- приказы о приеме на работу (исходя из среднесписочной численности работников) за три года - 24 шт.;
- карточки индивидуального учета работников (исходя из среднесписочной численности работников) за 2019 год - 32 шт.;
- карточки индивидуального учета работников (исходя из среднесписочной численности работников) за 2020 год - 30 шт.;
- карточки индивидуального учета работников (исходя из среднесписочной численности работников) за 2021 год - 19 шт.;
- листки нетрудоспособности, выданные на бумажном носителе, в количестве 37 шт. в отношении работников Абрамовой М.В. (N N 317458201330, 317451480952), Алимовой Ю.Ю. (N 317451472737), Гайдамака А.В. (N 306349462397), Головченко Т.Н. (N N 306316531142, 306338898502), Давыдовой Н.В. (NN 306267891745, 306323642462, 306354024103, 317430455997), Дубовик Т.Г. (NN 317448350201, 317458119803, 317471517944), Коваленко А.В. (NN 306353786850, 317448476012, 317448567164, 317458334624), Костенко В.Н. (NN 325640805868, 317448556680, 317458331624, 317481691293), Лукашовой В.И. (N 317448397851), Оксаниченко Е.А. (N 306347075555), Понаровской Л.Л. (N 317421054650), Рубан С.И. (N317430611565), Сидорова А.В. (NN 317430154634, 317430292185, 317481490802), Соколовой Н.И. (N317458536438), Стуканевой В.А. (N306316457761), Тарелова П.И. (N317430469392), Трубачинова А.Л. (N317471568836), Янзина В.В. (NN306327761950, 306354430425, 317458144605, 343881482392, 317471345803);
- листок нетрудоспособности по беременности и родам - 3 шт. на работников Колесникову С.А. (N 317448687465), Оксаниченко Е.А. (N 306353852073), Понаревскую Л.Л. (N 317430477231);
- приказ о предоставлении застрахованному лицу отпуска по уходу за ребенком - 5 шт. на работников Белокурову Л.В., Козлову Ю.Ю., Колесникову С.А., Оксаниченко Е.А., Понаровскую Л.Л.;
- данные о заработной плате работника (в том числе у другого работодателя), необходимые для исчисления пособия по временной нетрудоспособности - 44 шт. на работников Абрамовой М.В. (N N 317458201330, 317451480952), Алимовой Ю.Ю. (N 317451472737), Гайдамака А.В. (N 306349462397), Головченко Т.Н. (N N 306316531142, 306338898502), Давыдовой Н.В. (NN 306267891745, 306323642462, 306354024103, 317430455997), Дубовик Т.Г. (NN 317448350201, 317458119803, 317471517944), Коваленко А.В. (NN 306353786850, 317448476012, 317448567164, 317458334624, 910060144176, 910080701303), Костенко В.Н. (NN 325640805868, 317448556680, 317458331624, 317481691293), Лукашовой В.И. (N 317448397851), Оксаниченко Е.А. (N306347075555), Понаровской Л.Л. (N 317421054650), Рубан С.И. (N317430611565), Сидорова А.В. (NN 317430154634, 317430292185, 317481490802), Соколовой Н.И. (N317458536438), Стуканевой В.А. (N306316457761, 306316457761, 910080786259), Тарелова П.И. (N317430469392), Трубачинова А.Л. (N317471568836, 910079882090), Янзина В.В. (NN306327761950, 306354430425, 317458144605, 343881482392, 317471345803), Агошковой Ю.Л. (N910060144232), Распоповой А.Э. (N910073018827), Тютюнник Л.В. (N910085060757);
- данные о заработной плате работника (в том числе у другого работодателя), необходимые для исчисления пособия по беременности и родам - 3 шт. в отношении Колесниковой С.А., Оксаниченко Е.А., Понаровской Л.Л.;
- справки о рождении ребенка - 4 шт. в отношении работников Козловой Ю.Ю., Колесниковой С.А., Оксаниченко Е.А., Понаровской Л.Л.;
- справки о постановке на учет в ранние сроки беременности - 3 шт. в отношении работников Козловой Ю.Ю., Колесниковой С.А., Понаровской Л.Л.;
- справки от второго родителя о неназначении и неполучении пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет - 5 шт. в отношении работников Белокуровой Л.В., Козловой Ю.Ю., Колесниковой С.А., Оксаниченко Е.А., Понаровской Л.Л.;
- заявления на отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет - 5 шт. в отношении работников Белокуровой Л.В., Козловой Ю.Ю., Колесниковой С.А., Оксаниченко Е.А., Понаровской Л.Л.;
- данные о заработной плате работников (в том числе у другого работодателя), необходимые для исчисления пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет - 5 шт. в отношении работников Белокуровой Л.В., Козловой Ю.Ю., Колесниковой С.А., Оксаниченко Е.А., Понаровской Л.Л.;
- копия свидетельства о рождении ребенка - 5 шт. в отношении работников Белокуровой Л.В., Козловой Ю.Ю., Колесниковой С.А., Оксаниченко Е.А., Понаровской Л.Л.
Решением от 20.07.2022 N 31002250001838 страхователь был привлечен к ответственности по статье 26.31 Федерального закона от 24.07.1998 N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ) в виде штрафа в размере 14 200 руб. за непредставление 71 документа, в том числе:
- трудовые договоры (исходя из среднесписочной численности работников за три года) - 27 шт.;
- оборотно-сальдовая ведомость за 2019 год;
- оборотно-сальдовая ведомость за 2020од;
- оборотно-сальдовая ведомость за 2021 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 70 за 2019 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 70 за 2020 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 70 за 2021 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 51 за 2019 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 51 за 2020 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 51 за 2021 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 50 за 2019 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 50 за 2020 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 50 за 2021 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 69 за 2019 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 69 за 2020 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 69 за 2021 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 71 за 2019 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 71 за 2020 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 71 за 2021 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 73 за 2019 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 73 за 2020 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 73 за 2021 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 76 за 2019 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 76 за 2020 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 76 за 2021 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 91 за 2019 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 91 за 2020 год;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 91 за 2021 год;
- Устав Общества;
- Коллективный договор;
- бухгалтерская отчетность за 2019 год;
- бухгалтерская отчетность за 2020 год;
- бухгалтерская отчетность за 2021 год;
- главная книга за 2019 год;
- главная книга за 2020 год;
- главная книга за 2021 год;
- кассовая книга за 2019 год;
- кассовая книга за 2020 год;
- кассовая книга за 2021 год;
- штатное расписание на 2019 год;
- штатное расписание на 2020 год;
- штатное расписание на 2021 год;
- документы по проведению спецоценки условий труда.
ООО "Скиф" уплатило указанные в решениях санкции согласно платежным поручениям от 23.08.2022 N 3069 на сумму 14 200 руб. (т.1 л.д.28) и от 23.08.2022 N 3068 на сумму 45 200 руб. (т.2 л.д.40).
В то же время, полагая, что решения от 20.07.2022 N N 31002250001838 и 31002280001857 являются незаконными и необоснованным, нарушают его права и законные интересы, ООО "Скиф" обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из доказанности факта представления Фондом надлежащих и достаточных доказательств непредставления документов по требованиям в установленный законодательством срок, а также из ясности содержания требований с учетом фактически представленных документов и показаний свидетелей.
Оценивая указанные выводы суда первой инстанции, апелляционная коллегия руководствуется следующим.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Выездная проверка страхователя проводится на территории (в помещении) страхователя на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа страховщика. В случае, если у страхователя отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального органа страховщика (пункт 1 статьи 26.16 Закона N 125-ФЗ).
Предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, а также правомерность произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения (пункт 6 статьи 26.16 Закона N 125-ФЗ).
Согласно пункту 21 статьи 26.16 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан обеспечить должностным лицам территориального органа страховщика, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов.
Согласно пункту 22 статьи 26.16 Закона N 125-ФЗ ознакомление должностных лиц территориального органа страховщика с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) страхователя, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения страховщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.17 Закона N 125-ФЗ, доступ на территорию (в помещение) страхователя должностных лиц территориального органа страховщика, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется при предъявлении такими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) территориального органа страховщика о проведении выездной проверки такого страхователя.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что при воспрепятствовании доступу должностных лиц территориального органа страховщика, проводящих выездную проверку, на территорию или в помещение страхователя (за исключением жилых помещений) руководитель проверяющей группы составляет акт, подписываемый им и проверяемым лицом. На основании такого акта территориальный орган страховщика по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму страховых взносов, подлежащую уплате. В случае отказа проверяемого лица подписать такой акт в нем делается соответствующая запись.
В соответствии со статьей 26.18 Закона N 125-ФЗ должностное лицо территориального органа страховщика, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю организации (его уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма. Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение десяти рабочих дней со дня вручения соответствующего требования.
Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение десяти дней со дня вручения соответствующего требования (часть 6 статьи 26.18 Закона N 125-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.31 названного Закона отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (их копий, заверенных в установленном порядке), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов, полнотой и достоверностью сведений и документов, представляемых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.
Размер и порядок назначения, исчисления, выплаты страхового обеспечения по временной нетрудоспособности регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N255-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов. Указанному праву страховщика корреспондируется обязанность страхователя предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с начислением, уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (подпункт 6 пункта 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ).
Статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно пункту 1 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ, отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (их копий, заверенных в установленном порядке), необходимых для осуществления контроля за полнотой и достоверностью сведений и документов, представляемых для назначения и выплаты страхового обеспечения, влечет взыскание со страхователя штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.
Таким образом, в рамках проведения выездной налоговой проверки страхователя исходя из положений Законов N 125-ФЗ и N 255-ФЗ Фонд вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для осуществления контроля документы, при этом обязанность страхователя по представлению копий указанных в требовании документов в установленный срок не зависит от места проведения проверки (по месту проверяемой организации или по месту нахождения страховщика) и является безусловной.
Одновременно, по смыслу приведенных нормативных положений, с учетом установленной ответственности за каждый не представленный документ, требование о представлении необходимых для проведения проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются контролирующим органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету проводимой проверки. Также страхователь не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено территориальным органом страховщика. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у проверяемого лица запрошенных видов документов недопустимо.
Из материалов дела усматривается и ООО "Скиф" не опровергнуто, что документы, истребованные Отделением Фонда социального страхования по требованиям от 30.03.2022 N N 31002250001832 и 31002280001852 в установленный в требованиях 10-дневный срок со дня получения требований, то есть в срок до 15.05.2021 включительно, представлены не были.
Ссылка Общества на наличие у проверяющих возможности ознакомиться с оригиналами документов по месту проведения проверки не может быть принята судом во внимание, учитывая, что возможность истребования копий необходимых для проведения проверки документов не ставится в зависимость от места проведения проверки, является реализацией проверяющими своих публичных правомочий, и влечет обязанность страхователя по исполнению выставленных требований в установленный срок.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что Общество, ссылаясь на то, что все истребуемые документы были подготовлены страхователем по месту своего нахождения, и у проверяющих имелась возможность ознакомления с ними, не представило доказательств того, что соответствующая информация была направлена ООО "Скиф" в установленные требованиями сроки.
Доводы ООО "Скиф" о том, что представленные документы не могли быть учтены при вынесении решений по результатам проверок с учетом их представления с возражениями также не могут быть приняты во внимание, поскольку страхователь при рассмотрении материалов выездной проверки вправе представлять доказательства в опровержение выводов акта проверки, которые Фонд обязан принять, рассмотреть и оценить применительно к выявленным нарушениям законодательства. Указанная обязанность Отделением Фонда социального страхования была выполнена, представленные документы оценены и приняты, в том числе применительно к нарушению срока их представления.
Одновременно, оценивая содержание выставленных требований, а также сопоставляя перечень истребуемых документов, включенных в требования от 30.03.2022 N N 31002250001832 и 31002280001852, и изложенные в оспариваемых решениях от 20.07.2022 N31002250001838 и N31002250001857 выводы о непредставлении конкретных документов с применением штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ, суд апелляционный инстанции учитывает следующее.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции отделением Фонда в табличной форме представлена расшифровка количества непредставленных документов, исходя из которых рассчитаны штрафные санкции, с учетом их конкретизации в соответствующих требованиях (том 4 л.д. 28-32).
При этом суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о наличии возможности соотнесения истребованных документов с документами, не представленными страхователем.
При этом суд учитывает, что при наличии в требованиях о представлении документов указания на наименование первичных учетных документов и отчетного периода, к которому они относятся, требование о представлении документов является достаточно определенным и обязательным для исполнения страхователем.
Таким образом, не указание конкретных реквизитов документов в требованиях не может служить основанием для признания их недействительным. Из смысла приведенных выше положений Закона N 125-ФЗ и Закона N 225-ФЗ следует, что требование должно содержать определенные данные об истребуемых документах. То есть, страхователю должно быть понятно, какие документы необходимо представить в территориальное отделение ФСС России, даже если в требовании не указаны реквизиты запрашиваемых документов.
Общество не обращалось в Отделение Фонда социального страхования с целью продления сроков предоставления документов, уточнения перечня подлежащих представлению документов; требования о предоставлении документов обжалованы не были.
В то же время, исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда области о законности решения от 20.07.2022 N 31002250001857 в части применения ответственности за непредставление Обществом истребованных в требовании от 30.03.2022 N 31002250001852 документов, поименованных как "приказы, заявления о выплате (перерасчете) пособия (оплате отпуска) за счет средств социального страхования и другие первичные финансово-бухгалтерские документы".
В части приведенного блока истребованных по требованию о предоставлении документов N 31002250001852 документов, содержащих сведения, переданные в отделение ФСС РФ, по которым назначались пособия и выплачивались за счет средств социального страхования, из указанной формулировки требования невозможно установить конкретные виды документов, подлежащих представлению.
В частности, указание в требовании на необходимость представления в числе документов, содержащих сведения, переданные в отделение ФСС РФ, по которым назначались пособия и выплачивались за счет средств социального страхования, приказов (без указания на характер данных приказов) не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что в действительности подлежали представлению приказы о приеме на работу исходя из среднесписочной численности работников в количестве 27 шт.
Также указание в требовании на необходимость представления других первичных финансово-бухгалтерских документов само по себе носит неопределенный характер, исходя из чего вывод Фонда о том, что в составе других документов страхователем не представлены карточки индивидуального учета работников в количестве 81 шт., данные о заработной плате работника (в том числе у другого работодателя), необходимые для исчисления пособия по временной нетрудоспособности - в количестве 44 шт., данные о заработной плате работника (в том числе у другого работодателя), необходимые для исчисления пособия по беременности и родам - в количестве 3 шт., данные о заработной плате работника (в том числе у другого работодателя), необходимые для исчисления пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет - в количестве 5 шт. и о применении ответственности в виде штрафа в размере по 200 руб. за каждый документ является необоснованным.
Неясность и неточность требований Отделения Фонда социального страхования в указанной части относительно необходимых для проверки запрашиваемых документов не позволяет сделать вывод о том, за непредставление каких конкретно документов Общество привлечено к ответственности.
Ссылка суда и Фонда на показания главного бухгалтера Никитских И.В., данных в судебном заседании 12.01.2023, согласно которым она понимала, какие документы необходимо представить по требованиям от 30.03.2022, подготовила документы и передала руководителю в десятидневный срок, не могут быть приняты во внимание с учетом приведенных выше требований законодательства.
При этом неоднозначность в понимание того, какие документы подлежат представлению в ходе контрольных мероприятий ввиду угрозы применения соответствующей ответственности за непредставление документов, должна быть исключена в силу доступности и определенности содержания самого требования, а не основываться на индивидуальном восприятии конкретного сотрудника проверяемого лица (главного бухгалтера Общества), исходя из его опыта и профессиональных качеств.
При таких обстоятельствах выводы суда о законности решения от 20.07.2022 N 31002250001857 в части привлечения ООО "Скиф" к ответственности за непредставление Обществом 160 документов (27 +81 + 44 + 3 + 5) по требованию от 30.03.2022 N 31002250001852 в виде штрафа на общую сумму 32 000 руб. не могут быть признаны обоснованными.
В связи с чем, апелляционный суд полагает, что решение ГУ- Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 20.07.2022 N 31002280001857 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части привлечения ООО "Скиф" к ответственности по п. 1 ст.15.2 Федерального закона N 255-ФЗ в виде штрафа в сумме 32 000 рублей подлежит признанию недействительным.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта указывает в том числе на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая эти положения, в п. 82 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что суд, установив, что во исполнение оспариваемого решения налогового органа с налогоплательщика взысканы суммы налога, пеней, штрафа, в резолютивной части судебного акта указывает не только на признание данного решения незаконным, но и на обязанность налогового органа вернуть из бюджета соответствующие суммы налогов, пеней, штрафов.
Данные разъяснения применимы также к рассматриваемым правоотношениям страхователя и отделения Фонда.
Ввиду чего, поскольку штраф был Обществом уплачен платежным поручением от 23.08.2022 N 3068, то также подлежат удовлетворению и требования страхователя о возврате суммы в размере 32 000 руб. в качестве способа восстановления нарушенного права.
Таким образом, решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.02.2023 в указанной части подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
В остальной части решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.02.2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Скиф" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы и руководствуясь статьей 110 АПК РФ, а также разъяснениями, приведенными в п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", на ОСФР по Белгородской области подлежат отнесению судебные расходы за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции в общей сумме 4 500 руб. (ввиду частичного удовлетворения заявленных требований заявителя неимущественного характера - об оспаривании ненормативного правового акта).
Кроме того, поскольку при подаче апелляционной жалобы Обществом платежному поручению от 21.03.2023 N 3756 было уплачено 3 000 руб. государственной пошлины, сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Скиф" удовлетворить частично.
п. 1 ст.15.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в виде штрафа в сумме 32 000 рублей отменить.
Признать недействительным решение ГУ- Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 20.07.2022 N 31002280001857 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части привлечения к ответственности по п. 1 ст.15.2 Федерального закона N 255-ФЗ в виде штрафа в сумме 32 000 рублей.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Белгородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата обществу с ограниченной ответственностью "Скиф" (ОГРН 1023102153700, ИНН 3126007218) суммы уплаченного штрафа в размере 32000 руб.
Взыскать с отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Белгородской области (ОГРН 1023101648228, ИНН 3123004716) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Скиф" (ОГРН 1023102153700, ИНН 3126007218) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.02.2023 по делу N А08-10530/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Скиф" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Скиф" (ОГРН 1023102153700, ИНН 3126007218) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 21.03.2023 N 3756.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-10530/2022
Истец: ООО "Скиф"
Ответчик: ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации