г. Санкт-Петербург |
|
21 июня 2023 г. |
Дело N А56-107014/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8079/2023) Местной администрации внутригородского муниципального образования города Федерального значения Санкт - Петербурга Муниципальный округ Полюстрово на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2023 по делу N А56-107014/2022 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Местной администрации внутригородского муниципального образования города Федерального значения Санкт - Петербурга Муниципальный округ Полюстрово
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "МД - Консалтинг"
ЭТП "Фабрикант"
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Местная администрация внутригородского муниципального образования города Федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Полюстрово (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС) от 01.08.2022 по делу N 44-2386/22.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "МД - Консалтинг" и ЭТП "Фабрикант".
Решением суда от 27.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в обоснование которой сослалось, что требования Заказчика основываются на государственных стандартах и открытых источниках, содержащих сведения о характеристиках готовой продукции. Считает, что все требования к поставляемым товарам, установленные в описании объекта закупки, установлены без учета показателей, которые могут быть получены опытным путем и не требуют наличие уже изготовленного товара. Показатели, требования к которым установлены в описании объекта закупки, должны быть указаны не для конкретной изготовленной единицы товара, а являются техническими условиями для производства типа (вида) товара и определяются любым производителем до его непосредственного изготовления. Описание объекта закупки, размещенное в ЕИС, не устанавливает требований о проведении участником закупки каких-либо испытаний.
Податель жалобы указывает, что сведения о показателях установлены на основе данных производителей закупаемых товаров, имеющихся в открытом доступе. По показателям: масса листов цветного картона площадью 1 м2 ; масса бумаги внутреннего блока альбома для рисования площадью 1 м2. Показатели установлены в соответствии с нормативно-технической документацией, включенной в описание объекта закупки в качестве обязательной (ГОСТ 21444-2016 "Бумага мелованная. Технические условия" введен в действие с 01.11.2017 (далее ГОСТ 21444-2016)). Также перечисленные показатели являются ключевыми для сайтов-агрегаторов и маркетплейсов в Российской Федерации https://clck.ru/etV2M. Показатель белизна бумаги листов внутреннего блока альбома для рисования установлен в соответствии с нормативно-технической документацией, включенной в описание объекта закупки в качестве обязательной, и размещается на сайте-агрегатора, а также на сайтах производителей товаров https://goo.su/Q4QbV4; https://goo.su/kHzy.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, извещение о проведении аукциона размещено 28.06.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300009222000009 на оказание услуг по организации и проведению детских развлекательных программ для жителелй муниципального округа Полюстрово.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 808 199, 00 рублей.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
От ООО "МД-Консалтинг" в УФАС поступила жалоба на неправомерные действия Заказчика аукциона Местной администрации внутригородского муниципального образования города Федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Полюстрово, выразившиеся, по мнению Общества в установлении требований в отношении испытательных характеристик товара, в неисполнении Заказчиком предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решением УФАС от 01.08.2022 по делу N 44-2386/22 жалоба признана обоснованной, в действиях Заказчика признано нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 (ч. 3 ст. 43) Закона о контрактной системе.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Требования к составу заявки на участие в электронном аукционе установлены в статье 43 Закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч.ч. 2-3 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
- информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
- информация, предусмотренная пп. "а" и "г" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу заявки:
"2. Предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
2.1. Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
2.2. Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Закона о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из материалов дела и установлено судом, описание объекта закупки установлено в электронном документе "Описание объекта закупки.docx" к извещению об осуществлении закупки.
Требования к товарам, поставляемым при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки.
В соответствии с указанным Приложением 1 Заказчиком установлены требования в отношении товарной позиции Подарочный набор тип 2: Белизна бумаги листов внутреннего блока альбома для рисования: должна быть 95,0 % 100,0 % м.
Согласно разделом 7 "Проведение испытания" ГОСТ 30113-94 "Бумага и картон. Метод определения белизны":
"7.1 При измерении белизны бумаги и картона, не содержащих оптических люминесцентных отбеливателей, используют световой поток лампы накаливания фотометрического прибора.
7.2 При измерении белизны бумаги и картона, содержащих оптические люминесцентные отбеливатели, в качестве источника света используют ртутную лампу с корректирующим светофильтром из стекла марки БС-8 либо источник света Лсу
7.3 Белизну измеряют при введенном синем светофильтре прибора, обеспечивающем эффективную длину волны 457 нм.
7.4 Перед каждой серией измерений прибор настраивают по рабочей поверочной пластине, белизна которой наиболее близка к белизне испытуемых образцов и отличается от нее не более чем на 10 %.
7.5 Если белизна превышает 100%. прибор настраивают по рабочей поверочной пластине с белизной (95 2) %. при этом на измерительной шкале фотометра устанавливают значение п на 10-20 % ниже действительного значения белизны рабочей поверочной пластины.
Измеренное значение белизны умножают на коэффициент К равный
К =W.п л/ п
где W.п л - действительное значение белизны поверочной пластины.
%: п - значение белизны, установленное на измерительной шкале прибора при настройке. %.
7.6 При измерении белизны бумаги и картона со стопы образцов необходимо удалить предохранительные образцы, не прикасаясь пальцами к испытуемой поверхности. Считывают показания прибора и записывают результат, округляя его до 0,1 %.
Верхний испытуемый образец перекладывают вниз стопы и измеряют белизну следующего образца; так поступают до тех пор, пока будет измерена белизна 10 образцов. Затем переворачивают стопу и производят измерения белизны на сетчатой стороне образцов.".
При таких обстоятельствах, апелляционный суд признает обоснованным вывод Управления и суда первой инстанции о том, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик в нарушение действующего законодательства ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно поддержал выводы Управления о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 3 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не установил предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 01.08.2022 по делу N 44-2386/22, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Администрацией требований.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи, с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации и отмены решения суда первой инстанции от 27.01.2023 не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2023 по делу N А56-107014/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-107014/2022
Истец: МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ВНУТРИГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПОЛЮСТРОВО
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "МД-КОНСАЛТИНГ", ЭТП "ФАБРИКАНТ"