г. Владивосток |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А51-20967/2022 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Н.Н. Анисимовой,
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Скляра Владимира Геннадьевича,
апелляционное производство N 05АП-2066/2023
на решение в виде резолютивной части от 13.03.2023
судьи Р.С. Скрягина
по делу N А51-20967/2022 Арбитражного суда Приморского края, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Приморский экологический оператор" (ИНН 2504000885, 2504000885, ОГРН 1022501903401)
к индивидуальному предпринимателю Скляру Владимиру Геннадьевичу (ИНН 250800820151, ОГРН 304250818000156)
о взыскании 44701,80 руб.,
при участии: без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский экологический оператор" (далее - истец, предприятие, региональный оператор) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Скляра Владимира Геннадьевича (далее - ответчик, предприниматель, потребитель) задолженности в сумме 44701,80 руб. за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января по декабрь 2020 года. Одновременно истец просил взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 5747,15 руб.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 10), дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.03.2023, принятым в виде резолютивной части, исковые требования удовлетворены в полном объёме, в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя отказано. В связи с подачей апелляционной жалобы на основании части 2 статьи 229 АПК РФ судом составлено мотивированное решение от 06.04.2023.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает на необоснованность выводов суда и отмечает, что договор на оказание услуг был заключен им только в декабре 2020 года, и в течение спорного периода времени он не осуществлял предпринимательскую деятельность по ул. Гагарина, 2 в г. Находка. При этом поясняет, что фактически помещение по указанному адресу использовалось другим лицом на основании договора аренды, о чём он уведомлял и истца, и суд первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы ее заявителем был представлен договор аренды нежилого помещения от 01.01.2020, что расценивается как ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Данное ходатайство было судом апелляционной инстанции рассмотрено и на основании части 2 статьи 272.1 АПК РФ с учетом правовой позиции, содержащейся в пункте 50 Постановления Пленума ВС РФ N 10, отклонено, поскольку дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются.
Также, учитывая разъяснения пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", судом не производится возврат документов, поступивших от предпринимателя в электронном виде.
Предприятие в установленный судом апелляционной инстанции срок представило отзыв на апелляционную жалобу, по тексту которого выразило несогласие с апелляционной жалобой и указало, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
Принимая во внимание, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Из материалов дела арбитражным судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Предпринимателем в адрес регионального оператора была представлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении объекта площадью 70,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Находка, ул. Гагарина, 2, график вывоза: среда, суббота.
Рассмотрев указанную заявку, предприятие (региональный оператор) направило в адрес предпринимателя (потребитель) проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 12737 от 10.12.2020, подписанный экземпляр которого не был возвращен в его адрес.
Как установлено пунктом 1.1 данного договора, соответствующего типовой форме, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в соответствии с постановлением Департамента по тарифам Приморского края.
Объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 1 к настоящему договору (пункт 1.2 договора).
Способ складирования твердых коммунальных отходов - контейнерная площадка (пункт 1.3 договора).
Согласно пункту 1.4 договора дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - "01" января 2020 года, при условии установления предельного единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 2.1 договора под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, равной величине утвержденного в установленном порядке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Приморского края и объёма вывоза ТКО - 868,51 руб./куб.м.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами на расчетный счет (пункт 2.2 договора).
Пунктом 2.3 договора определено, что стороны по итогам календарного месяца подписывают акт оказанных услуг. Региональный оператор направляет почтой России, нарочным либо электронной почтой, указанной в реквизитах договора, акт потребителю до 3 числа месяца, следующего за расчетным. Потребитель обязан не позднее 7 числа месяца, следующего за расчетным, рассмотреть указанный акт и подписать его при отсутствии возражений. Подписанный акт либо мотивированные возражения к акту, направляются в адрес регионального оператора до 7 числа месяца, следующего за расчетным, на электронную почту akt.tko@spzv.ru. В случае не поступления в указанный срок подписанного потребителем акта либо мотивированных возражений услуги считаются оказанными и принятыми, а акт подписанным потребителем в редакции регионального оператора.
На основании пункта 5.2 договора в случае отсутствия у юридического лица контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, начисления за услугу по вывозу ТКО происходит в соответствии с нормативами накопления твердых коммунальных отходов, утверждённых приказом N 365 Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 04.12.2017.
Настоящий договор заключается на срок один год. Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 9.1, 9.2 договора).
В соответствии с приложением N 1 к данному договору местом накопления твердых коммунальных отходов определен продовольственный магазин по адресу: г. Находка, ул. Гагарина, 2. Норматив накопления ТКО на 1 расчетную единицу - 0,728 кг/год.
В свою очередь по итогам электронного аукциона в отношении объекта закупки "Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в Находкинском городском округе" на основании протокола N 0520600005119000036-1 от 31.10.2019 между предприятием (региональный оператор) и обществом с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (исполнитель) был заключен договор N 05206000051190000360001 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, по условиям пункта 1.1 которого региональный оператор поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в границах зоны деятельности исполнителя, а региональный оператор обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
Согласно пункту 1.4 договора перечень мест накопления твердых коммунальных отходов в границах территории оказания услуг исполнителя установлен приложением N 2 к настоящему договору.
Срок оказания услуг по договору: с даты заключения договора по 31.12.2020 включительно. Услуги оказываются в два этапа: 1 этап (подготовительная часть без оказания услуги) - формирование маршрутов, получение данных о мусоровозах: с даты заключения договора по 31.12.2019; 2 этап (срок оказания услуг по транспортированию) с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Из приложения N 2 к договору N 05206000051190000360001 следует, что перечень мест накопления ТКО включает месторасположение контейнерной площадки: ул. Гагарина, 2, объем контейнерного бака 0,75 куб.м, количество контейнеров - 5.
В рамках исполнения своих обязательств по обращению с твердыми коммунальными отходами предприятие в 2020 году оказало потребителю соответствующие услуги на общую сумму 44701,80 руб., по факту чего были оформлены акты оказанных услуг и выставлены счета-фактуры N 12737_00001 от 31.12.2020 на 3725,15 руб., N 12737_00002 от 31.12.2020 на 3725,15 руб., N12737_00003 от 31.12.2020 на 3725,15 руб., N12737_00004 от 31.12.2020 на 3725,15 руб., N12737_00005 от 31.12.2020 на 3725,15 руб., N12737_00006 от 31.12.2020 на 3725,15 руб., N12737_00007 от 31.12.2020 на 3725,15 руб., N12737_00008 от 31.12.2020 на 3725,15 руб., N12737_00009 от 31.12.2020 на 3725,15 руб., N12737_00010 от 31.12.2020 на 3725,15 руб., N12737_00011 от 31.12.2020 на 3725,15 руб., N12737_00012 от 31.12.2020 на 3725,15 руб.
Письмом от 28.06.2022 исх.N 131 ООО "Спецавтохозяйство" уведомило регионального оператора о том, что предприниматель в 2020 году находился в зоне деятельности ООО "Спецавтохозяйство", и у него отсутствовала своя контейнерная площадка.
Установив, что услуги по вывозу твердых коммунальных отходов за 2020 год предпринимателем не оплачены в полном объёме, региональный оператор обратился к потребителю с претензией исх.N 1-18/2131 от 27.06.2022 о необходимости погасить задолженность в размере 47399,83 руб. в течение 5 дней.
Оставление данной претензии без ответа и удовлетворения послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности за январь - декабрь 2020 года в сумме 44701,80 руб., которое обжалуемым решением суда было удовлетворено в полном объёме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
На основании пункта 1 статьи 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По правилам 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 24.7 названного Закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В развитие указанных норм права Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Постановление N 1156) утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), согласно пункту 2 которых "потребитель" - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Правил N 1156).
Как установлено частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Во исполнение указанного Закона на основании соглашения N 1/6 от 02.07.2019 "Об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Приморского края" предприятие наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Приморского края сроком на 10 лет.
Согласно постановлению Департамента по тарифам Приморского края от 19.12.2019 N 65/18 "Об утверждении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами КГУП "Приморский экологический оператор", осуществляющего деятельность на территории Приморского края, на 2020 год" (далее - Постановление N 65/18) предельный единый тариф на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 для иных потребителей установлен в размере 868,51 руб./куб.м.
По смыслу приведенных правовых норм следует, что оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является исключительной обязанностью регионального оператора и оплачивается потребителем по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, который соответствует типовой форме договора, утвержденной Постановлением N 1156.
Анализ имеющихся в материалах дела документов показывает, что предметом спора по настоящему делу является стоимость оказанных ответчику услуг по обращению с твердыми коммунальными расходами за период январь - декабрь 2020 года в общем размере 44701,80 руб. в отсутствие у последнего отдельной контейнерной площадки.
Данные услуги были предъявлены к оплате на основании актов оказанных услуг и счетов-фактур от 31.12.2020 N 12737_00001, N 12737_00002, N 12737_00003, N 12737_00004, N 12737_00005, N 12737_00006, N 12737_00007, N 12737_00008, N 12737_00009, N 12737_00010, N 12737_00011, N 12737_00012.
При этом в указанных первичных учетных документах цена за единицу измерения (куб.м) была определена в размере 868,51 руб. (без НДС), что соответствует Постановлению N 65/18, а объем оказанных услуг - 4,28913 куб.м (70,7 * 0,728 / 12 мес.), что соответствует общему объему услуг за месяц, исходя из общей площади помещения (70,7 кв.м) и норматива накопления ТКО (0,728 кг/год) по пункту 35 приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 04.12.2017 N 365.
В свою очередь предприниматель каких-либо возражений относительно объема, качества и стоимости оказанных услуг в январе - декабре 2020 года не заявил, но свои обязательства по оплате оказанных истцом услуг не исполнил.
При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств оплаты оказанных услуг региональный оператор обоснованно предъявил требования о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Довод предпринимателя о том, что спорный договор был заключен им только в декабре 2020 года, и что в течение 2020 года он никакой деятельности по указанному адресу не осуществлял, судом апелляционной инстанции не принимается.
В силу системного регулирования статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктов 8(11), 8(12) Правил N 1156 взаимоотношения регионального оператора и потребителей услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами носят публичный характер и обусловлены типовой формой договора, которая действует и применяется при оказании спорных услуг в случае, когда потребитель подал заявку, но не подписал направленный ему проект договор и не представил разногласий на него, что характерно для спорной ситуации.
Так, по правилам пункта 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 Кодекса).
Согласно пункту 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, направление соответствующей заявки потребителя только в декабре 2020 года не свидетельствует об отсутствии заключенного договора с региональным оператором в указанном периоде.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 8(11) названных Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил (пункт 8(12) Правил N 1156).
Из материалов дела усматривается, что предприниматель обратился к региональному оператору с заявкой на заключение договора с указанием всей необходимой информации об объекте образования отходов, о площади занимаемого помещения и о графике вывоза твердых коммунальных отходов, в ответ на которую обществом был направлен проект договора N 12737 от 10.12.2020.
По условиям пунктов 1.4, 9.1 договора датой начала оказания услуг обращению с ТКО является 01.01.2020, и договор заключается на срок один год.
Соответственно направленный в адрес потребителя проект договора N 12737 был направлен на оформление отношений по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за 2020 год.
Со своей стороны предприниматель в порядке, предусмотренном Правилами N 1156, подписанный экземпляр договора не направил, отказ от подписания данного договора не заявил, а также предложения о внесении изменений в проект представленного договора не направил.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что договор в силу буквального указания пункта 8(12) Правил N 1156 считается заключенным на условиях типового договора на весь период 2020 года.
Данный вывод суд согласуется с разъяснениями пункта 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", согласно которым в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее. Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
При таких обстоятельствах отсутствие в распоряжении сторон единого письменного договора, подписанного обеими сторонами, а равно указание потребителя на то, что он заключил данный договор только в декабре 2020 года, не отменяет факт оказания спорных услуг региональным оператором в течение 2020 года и не отменяет обязанность потребителя по оплате данных услуг, тем более, что каких-либо возражений по факту оказания услуг, указанных в соответствующих актах, предприниматель в порядке пункта 2.3 договора не заявил.
Одновременно апелляционный суд отмечает, что в спорный период 2020 года деятельность по транспортировке твердых коммунальных отходов в г. Находка в интересах регионального оператора осуществляло ООО "Спецавтохозяйство", которое письмом от 28.06.2022 исх.N 131 подтвердило, что адрес места нахождения продовольственного магазина, указанного в заявке Скляра В.Г., находится в зоне его деятельности.
При этом отсутствие у предпринимателя в этой период времени своей контейнерной площадки не освобождает его от обязанности нести расходы за обращение с ТКО, а только указывает на необходимость применять при расчете услуг норматив накопления ТКО, утверждённый приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 04.12.2017 N 365. Данное условие также содержится в пункте 5.2 договора N 12737 от 10.12.2020.
Соответственно суд первой инстанции пришел к верному выводу об оказании предприятием в 2020 году услуг по вывозу ТКО на общую сумму 44701,80 руб., доказательств оплаты которых ответчиком не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что в течение 2020 года предприниматель не осуществлял предпринимательскую деятельность по адресу: г. Находка, ул. Гагарина, 2, поскольку в этот период времени помещение использовалось другим лицом, судом апелляционной инстанции не принимается, как не подтвержденное документально.
При этом ссылки заявителя жалобы на договор аренды нежилого помещения от 01.01.2020, заключенный предпринимателем с обществом с ограниченной ответственностью "Максимум плюс", апелляционным судом признаются безосновательными, учитывая, что данный документ не был представлен ответчиком в суд первой инстанции, а возможность его представления в суде апелляционной инстанции в силу части 2 статьи 272.1 АПК РФ утрачена.
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы ответчик в суд первой инстанции отзыв на исковое заявление также не представлял и возражений по существу заявленных требований не приводил, что в силу части 2 статьи 9 АПК РФ возлагает на него риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий.
Кроме того, указанное выше суждение предпринимателя вступает в противоречие с положениями Правил N 1156, пунктом 8(2) которых предусмотрено, что при переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для заключения указанного договора.
Между тем в спорной ситуации из материалов дела не следует, что ООО "Максимум плюс" уведомляло регионального оператора об осуществлении им деятельности в районе ул. Гагарина, 2 в г. Находка и о необходимости заключить с договор по обращению с ТКО.
Напротив, соответствующая заявка относительно оказания услуг по обращению с ТКО за 2020 год поступила только от предпринимателя. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что установленные по материалам дела обстоятельства в своей совокупности и взаимосвязи подтверждают требование истца об обязательстве ответчика оплатить оказанные услуги по обращению с ТКО за 2020 год в спорном размере.
Соответственно, учитывая, что материалами дела подтверждено наличие неисполненной обязанности потребителя по оплате оказанных услуг, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда о наличии оснований для удовлетворения иска в сумме 44701,80 руб.
При этом, разрешая вопрос о судебных расходах по оплате услуг представителя в сумме 5747,15 руб., суд первой инстанции обоснованно посчитал, что факт их несения документально истцом не подтвержден, поскольку каких-либо документов о согласовании данных услуг и доказательств их оказания и оплаты предприятием представлено не было.
Следовательно, в силу статей 110, 112 АПК РФ основания для отнесения на предпринимателя предъявленных ко взысканию судебных расходов отсутствовали, о чём лицами, участвующими в деле, возражений при пересмотре судебного акта в апелляционном порядке не заявлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Соответственно правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за её подачу на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом апелляционной инстанции на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.03.2023 по делу N А51-20967/2022 в виде резолютивной части (мотивированное решение от 06.04.2023) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Судья |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20967/2022
Истец: ГУП Краевое "Приморский экологический оператор"
Ответчик: ИП Скляр Владимир Геннадьевич
Третье лицо: идивидуальный предприниматель Скляр Владимир Геннадьевич, ИП Скляр Владимир Геннадьевич