г. Челябинск |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А47-11853/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДомСервис" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.02.2023 по делу N А47-11853/2022.
Общество с ограниченной ответственностью "ДомСервис" (далее - заявитель, ООО "ДомСервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Администрации муниципального образования "город Бугуруслан" Оренбургской области (далее - ответчик, Администрация) от 15.07.2022 N 684-п "Об определении временных управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ не реализован, не определена управляющая организация".
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
ООО "ДомСервис", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что общество не подавало заявление о включении в специальный перечень организаций, из которых орган местного самоуправления выбирает временную управляющую организацию, не давало своего согласия на включение в перечень организаций для участия в открытом конкурсе по отбору управляющих организаций, в связи с чем у Администрации отсутствовали правовые основания для определения ООО "ДомСервис" в качестве временной управляющей организации по отдельным многоквартирным домам. Отмечает, что 25.05.2021 Администрацией муниципального образования "город Бугуруслан" вынесено постановление N 416-п, которым утвержден перечень управляющих организаций для временного управления многоквартирными домами и такой управляющей организацией определено ООО "Единорог", следовательно, Администрация была не вправе назначать временной управляющей организацией ООО "ДомСервис". На территории муниципального образования г. Бугуруслан действует МУП МО "Универсалсервис", которое может также получить лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - МКД).
В представленном отзыве Администрация ссылалась на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на территории муниципального образования "город Бугуруслан" расположен ряд многоквартирных домов, в которых собственники не выбрали способ управления, в том числе по многоквартирным домам, расположенным по адресам: Оренбургская область, г. Бугуруслан, ул. Красногвардейская, д. 112 и ул. Краснознаменная, д. 100 и д. 108.
Бугурусланский межрайонный прокурор, полагая, что в нарушение требований ч.ч.1, 4.1, 5, 8, 17 статьи 161, ч. 5 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация" (далее - Правила N 1616) администрацией муниципального образования "город Бугуруслан" не исполнена обязанность по определению управляющей организации в отношении вышеуказанных многоквартирных домов, обратился в Бугурусланский районный суд с заявлением, в котором просил суд обязать администрацию муниципального образования "город Бугуруслан" Оренбургской области принять решение об определении управляющей организации, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, для управления многоквартирными домами, расположенными, в том числе, по адресам: Оренбургская область, г. Бугуруслан, ул. Красногвардейская, д. 112 и ул. Краснознаменная, д. 100 и д. 108, с момента вступления решения суда в законную силу и до заключения собственниками помещений в указанном многоквартирном доме договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, или до выбора собственниками помещений в указанном многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, если в администрации муниципального образования "город Бугуруслан" открыт перечень управляющих организаций и в этот перечень включены управляющие организации, подавшие заявления о таком включении.
Решением от 12.05.2022 по делу N 2(1)а-738/2022 Бугурусланский районный суд Оренбургской области, рассмотрев дело по иску Бугурусланской межрайонной прокуратуры обязал Администрацию муниципального образования "город Бугуруслан" принять решение об определении управляющей организации, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, для управления многоквартирными домами, расположенными, в том числе, по адресам: Оренбургская область, г. Бугуруслан, ул. Красногвардейская, д. 112 и ул. Краснознаменная, д. 100 и д. 108, с момента вступления решения суда в законную силу и до заключения собственниками помещений в указанном многоквартирном доме договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, или до выбора собственниками помещений в указанном многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом (л.д. 85-88).
Во исполнение решения Бугурусланского районного суда по делу N 2(1)а-738/2022 от 12.05.2022 Администрацией муниципального образования "город Бугуруслан" Оренбургской области, поскольку ООО "ДомСервис" являлось одной из управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "город Бугуруслан", имеющих лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и получающих доход от этой деятельности, издано постановление от 15.07.202 N 684-п "Об определении временных управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ не реализован, не определена управляющая организация", в соответствии с которым ООО "ДомСервис" определено в качестве временной управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: Оренбургская область, г. Бугуруслан, ул. Красногвардейская, д. 112 и ул. Краснознаменная, д. 100 и д. 108.
Полагая, что указанное постановление не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, ООО "ДомСервис" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие утвержденного перечня управляющих организаций для управления указанными многоквартирными домами на территории муниципального образования "город Бугуруслан" не является основанием невозможности определения управляющей компании органом местного самоуправления в силу требований пункта 17 статьи 161 ЖК РФ и пункта 2 Правил N 1616, поскольку в противном случае содержание многоквартирных домов не будет обеспечено, что может повлиять на право граждан на комфортное и благоприятное проживание.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Частью 17 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.
На основании пункта 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Перечень организацией формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Согласно пунктам 6 и 7 Правил N 1616 управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке). Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом не реже, чем один раз в пять лет.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 1616 при определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает из перечня организаций управляющую организацию, осуществляющую управление на основании решения об определении управляющей организации меньшим количеством многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций. Если две и более управляющие организации управляют на основании решения об определении управляющей организации равным количеством многоквартирных домов, уполномоченный орган определяет для управления многоквартирным домом управляющую организацию в соответствии с очередностью расположения в перечне организаций. Управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из перечня организаций.
Из анализа указанных норм следует, что перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом, формируется органом местного самоуправления, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. При этом включение управляющей организации в указанный перечень является для управляющих организаций добровольным, осуществляется на основании заявления о включении их перечень организаций или участия в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто Администрацией, ООО "ДомСервис" соответствующего заявления о включении в перечень не подавало.
Принятие оспариваемого постановления на основании решения Бугурусланского районного суда Оренбургской области 12.05.2022 по делу N 2(1)а-738/2022 истолковано Администрацией произвольно, без учета применения иных административных процедур, которые входят в полномочия органа местного самоуправления.
Следовательно, у Администрации в принудительном порядке отсутствовали основания для определения ООО "ДомСервис" в качестве управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ не реализован, не определена управляющая организация.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как указывалось, согласно пункту 7 Правил N 1616, перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом не реже чем один раз в 5 лет, а также в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня наступления, в том числе следующих событий:
- истечение срока действия лицензии управляющей организации, включенной в перечень организаций, на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами при отсутствии решения о продлении срока действия лицензии, принятого лицензирующим органом в соответствии с пунктом 17 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами";
- поступление заявления управляющей организации о включении ее в перечень организаций;
- составление протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе;
- поступление заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций.
25.05.2021 Администрацией муниципального образования "город Бугуруслан" Оренбургской области издано постановление N 416-п "Об утверждении перечня управляющих организаций для временного управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация" (в редакции постановления администрации от 10.06.2021 N 477-П) (далее - Перечень), в перечень на основании согласия и заявления от 29.04.2021 включена управляющая организация - ООО "Единорог".
16.06.2023 Администрацией муниципального образования "Город Бугуруслан" Оренбургской области издано постановление N 549-п "Об исключении из перечня управляющих организаций для временного управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация", согласно которому ООО "Единорог" исключено из Перечня ввиду окончания действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия соответствующим органом.
Следовательно, на момент издания постановления от 15.07.2022 N 684-п "Об определении временных управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ не реализован, не определена управляющая организация" в муниципальном образовании "город Бугуруслан" Оренбургской области Администрацией был сформирован соответствующий Перечень, в который было включено ООО "Единорог", в связи с чем в нарушение пункта 5 Правил N 1616 Администрация определила в качестве управляющей организации спорными многоквартирными домами ООО "ДомСервис".
С учетом изложенного, постановление Администрации от 15.07.2022 N 684-п "Об определении временных управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ не реализован, не определена управляющая организация", в части определения ООО "ДомСервис" в качестве временной управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: : Оренбургская область, г. Бугуруслан, ул. Красногвардейская, д. 112 и ул. Краснознаменная, д. 100 и д. 108, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с этим подлежит признанию недействительным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отменен на основании пунктов 3, 4 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.02.2023 по делу N А47-11853/2022 отменить.
Требования общества с ограниченной ответственностью "ДомСервис" удовлетворить.
Признать недействительным постановление Администрации муниципального образования "город Бугуруслан" от 15.07.202 N 684-п "Об определении временных управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ не реализован, не определена управляющая организация" в части, касающейся общества с ограниченной ответственностью "ДомСервис".
Обязать Администрацию муниципального образования "город Бугуруслан" устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ДомСервис".
Взыскать с Администрации муниципального образования "город Бугуруслан" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДомСервис" судебные расходы по уплате в федеральный бюджет государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 4 500 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ДомСервис" из федерального бюджета излишне уплаченную платежными поручениями от 02.08.2022 N 341, от 13.03.2023 N 103 государственную пошлину по заявлению о приостановлении действия оспариваемого ненормативного акта и по апелляционной жалобе в размере 4 500 рублей.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.08.2022.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11853/2022
Истец: ООО "ДомСервис"
Ответчик: Администрация муниципального образования "город Бугуруслан"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд