г. Самара |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А65-10884/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Буртасовой О.И., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ульяновым Д.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июня 2023 года в зале N 1 помещения суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нармонка" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 9 марта 2023 года по делу NА65-10884/2022 (судья Осипова Г.Ф.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803), г. Казань,
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нармонка" (ОГРН 1161690084676, ИНН 1624014912), Республика Татарстан, Лаишевский район, с.Нармонка,
третьи лица:
- акционерное общество "Татэнергосбыт",
- Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан,
- Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам,
- Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан,
о взыскании 431879 руб. 46 коп. - долга, 181495 руб. 30 коп. - неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "УК "ПЖКХ", региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нармонка" (далее - ООО "УК "Нармонка", ответчик) о взыскании 431879 руб. 46 коп. - долга, 181495 руб. 30 коп. - неустойки (с учетом принятых судом уточнений исковых требований).
Определением суда от 04.05.2022 исковое заявление принято к производству и дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 27.06.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определениями суда от 27.06.2022 и от 19.12.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Татэнергосбыт", Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.03.2023 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Третье лицо - Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам в отзыве на апелляционную жалобу указало, что требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции. Третье лицо в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, отзыве третьего лица на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, ООО "УК "ПЖКХ" признано региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан (протокол N 270818/2342676/03 от 25.09.2018).
Таким образом, ООО "УК "ПЖКХ" является региональным оператором по обращению с ТКО по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, в которую, в том числе, включен и городской округ Казань.
Истец, как региональный оператор, приступил к фактической работе на территории Западной зоны деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан с 01.01.2019.
В обоснование иска истец указал, что в период с 01.01.2019 по 28.02.2022 он оказал ответчику услуги по обращению с ТКО на общую сумму 5335078 руб. 44 коп.
Факт оказания услуг подтверждается представленными в материалы дела актами оказанных услуг за спорный период.
В адрес потребителя первичные документы направлены электронно через ЭДО.
Ссылаясь на то, что ответчик уклоняется от заключения в письменном виде договора на обращение с ТКО, направленный истцом проект договора не подписал, оплату оказываемой коммунальной услуги в полном объеме не производит, несмотря на то, что оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО для ответчика осуществляется истцом на условиях типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, истец направил в адрес ответчика претензию N 8872 от 20.09.2021 с требованиями оплатить имеющуюся задолженность по оплате оказанных услуг.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Правоотношения в сфере обращения с ТКО регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В силу пункта 8 (4) Правил N 1156 основаниями для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются: письменная заявка, подписанная потребителем или его законным представителем (представителем по доверенности), либо предложение регионального оператора о заключении такого договора.
На основании пункта 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 N 1156.
Потребитель, в свою очередь, в течение 15 рабочих дней с даты размещения такого предложения направляет региональному оператору заявку потребителя в соответствии с правилами, определенными для таких заявок Правилами N 1156.
В том случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и необходимые документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, пунктах 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев:
- уклонения потребителя от заключения конкретного договора;
- неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям;
- ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
Как следует из материалов дела, ответчик обратился к истцу с заявкой на заключение договора.
В ответ на указанную заявку истец направил в адрес ответчика для подписания договор N 1624014912/1 от 01.01.2019.
Ответчик договор не подписал, о своих разногласиях в письменном виде истцу не сообщил, в суд с соответствующим заявлением об урегулировании разногласий по договору не обращался.
Согласно пункту 8(11) Постановления N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписант указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Согласно 8(15) Постановления N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Таким образом, договор N 1624014912/1 от 01.01.2019 (далее - договор) считается заключенным между сторонами на условиях типового договора, а услуга по обращению с ТКО оказывалась истцом в соответствии с условиями типового договора и соглашением, в связи с чем подлежит оплате ответчиком в соответствии с условиями типового договора.
В пункте 5 типового договора стороны предусмотрели, что под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц.
Пунктом 15 типового договора установлено, что потребитель обязуется обеспечить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и(или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г., N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора по факту оказания услуг на основании выставленного счета.
Согласно пункту 32 договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является договором возмездного оказания услуг и регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями Закона N 89-ФЗ, Правилами N 1156, Правилами N 505.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу указанных норм исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 48 от 29.09.1999 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание юридических услуг").
Правилами N 505 установлен порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом, согласно пункту 6 Правил N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Следует отметить, что коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, применяется при наличии у потребителя собственной контейнерной площадки, включенной в территориальную схему и исключающей доступ к ней третьих лиц.
Доказательств наличия собственной контейнерной площадки, включенной в территориальную схему и исключающей доступ к ней третьих лиц, не представлено, что свидетельствует о невозможности применения способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Таким образом, в данном случае применяется коммерческий учет ТКО, осуществляемый расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Расчет суммы задолженности произведен на основании положений Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 N 922 (в редакции от 26.11.2018) "Об утверждений нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан", исходя из нормативов установленных Постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от N 10190/кс от 19.12.2018 "Об установлении единого тарифа N11-55/тко от 19.12.2019 "Об установлении единого тарифа на услуги оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2019-2022 г.
Согласно сведениям Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности утверждены постановлениями Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2018 N 10-190/кс, от 19.12.2019 N 11-55/тко, от 18.12.2020 N 584-42/тко2020, от 23.12.2020 N 587-45/тко-2020, от 30.06.2021 N 107-12/тко-2021, от 17.12.2021 N 699-53/тко2021 в следующих размерах:
- в 2019 году: 439 руб. 03 коп. руб./куб. м (с НДС);
- с 01.01.2020 до 30.06.2020 - 439 руб. 03 коп./куб. м (с НДС);
- с 01.07.2020 до 31.12.2020 - 456 руб. 60 коп./куб. м (с НДС);
- с 01.01.2021 до 30.06.2021 - 456 руб.60 коп./куб. м (с НДС);
- с 01.07.2021 до 31.12.2021 - 488 руб. 57 коп./куб. м (с НДС);
- с 01.01.2022 до 30.06.2022 - 488 руб. 57 коп./куб. м (с НДС);
- с 01.07.2022 до 31.12.2022 - 508 руб. 127 коп./куб. м (с НДС).
В силу пункта 6 договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по общению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 66 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с правилами предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производиться оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 24 договора в случае наличия претензий к документам потребитель информирует истца путем подачи претензии с обоснованием заявленных требований. В случае ненормативного отказа ответчиком от подписания актов оказанных услуг в течение пяти дней с момента получения, не представления претензии по факту оказания услуг, не возврата актов истцу, акты оказанных услуг считаются подписанными, а услуги оказанными в полном объеме.
Полученные документы ответчиком не были возвращены в адрес истца, в тоже время претензии относительно качества оказанных услуг в спорный период не заявлялись.
Ответчиком не представлено доказательств уведомления регионального оператора и составления акта нарушения.
В свою очередь, ответчик в случае выявления недостатков услуг вправе требовать их устранения.
Доказательства предъявления ответчиком в спорный период мотивированных претензий истцу о ненадлежащем качестве или по объему оказываемых услуг в рамках договора с составлением соответствующего акта о неоказании услуг согласно положениям главы 6 договора, материалы дела не содержат, ответчиком не представлены, при этом ответчик в ходе рассмотрения дела заявил о ненадлежащем качестве оказываемых истцом услуг.
Принимая во внимание вышеизложенное, услуги, оказанные истцом по договору, считаются принятыми и, следовательно, подлежат оплате.
Ответчик не представил доказательств того, что иная организация производила вывоз ТКО от жителей МКД, находящихся в управлении ответчика.
Доказательств того, что в спорный период ответчик не образовывал ТКО и не пользовался услугами истца, не предоставлено.
При этом образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Доводы ответчика об отсутствии направления актов оказанных услуг являются несостоятельными, поскольку обязательство по оплате полученных услуг по обращению с ТКО отходами не поставлено в зависимость от получения актов оказания услуг, счетов-фактур или корректировочных счетов-фактур. Иное привело бы к тому, что неполучение названных документов освобождало бы потребителя от оплаты поставленного ему ресурса. Ответчик, обладая информацией об объемах ТКО, которые зафиксированы в договоре (приложения N 1, N 2 договора), имел возможность самостоятельно рассчитать размер ежемесячной платы (путем умножения установленного тарифа на объемы ТКО) и внести плату в согласованные сроки. Исполнение ответчиком обязанности оплатить потребленные ресурсы не является встречным по отношению к обязанности истца выставлять счет на оплату таких ресурсов.
Доводы ответчика о непредоставлении истцом доказательств по оказанию им услуг в период с января 2019 года по февраль 2022 года обоснованы отклонены судом первой инстанции, так как при установлении в договоре нормативного объема накопления ТКО истец не обязан доказывать количество вывезенных им отходов.
Доводы ответчика о необходимости оплаты услуг истца непосредственно жителями МКД в связи с переходом в 2019 году на прямые договоры, а также об отсутствии у ответчика возможности контролировать сбор и перечисление денежных средств истцу за услуги по вывозу ТКО были подробно изучены судом первой инстанции и правомерно отклонены.
В соответствии с пунктом 148 (11-1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с даты, определенной в таком решении при условии поступления в его адрес копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По смыслу части 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия договора между региональным оператором и управляющей организацией, коммунальные услуги предоставляются региональным оператором в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации (заключение договора в письменной форме не требуется) и считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации.
При этом из буквального толкования данной нормы не следует, что в случае отсутствия договора между региональным оператором и управляющей организацией, "автоматически" заключаются прямые договоры с собственниками помещений в многоквартирном доме.
Более того, поскольку действующим законодательством обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена не только на регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, но и на исполнителя коммунальной услуги, а прямой договор между собственниками и региональным оператором возможен только в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеется оснований полагать, что в случае отсутствия заключенного договора между региональным оператором и управляющей компанией и при отсутствии обстоятельств, названных в части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, соответствующий договор считается заключенным между региональным оператором и собственниками помещений.
С учетом изложенного довод ответчика относительно применения части 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации не может быть принят во внимание, поскольку действующим законодательством предусмотрена прямая обязанность управляющих организаций по заключению договоров на оказание коммунальных услуг в интересах собственников МКД, что следует из пункта 31 Правил N 354.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности материалами дела факта надлежащего оказания услуг истцом и возникновении у ответчика обязанности по их оплате.
Принимая во внимание, что факт оказания услуг, наличие и размер задолженности, а также факт просрочки оплаты оказанных услуг подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции, установив период просрочки исполнения обязательств и проверив представленный истцом расчет неустойки, на основании статей 307, 309, 310, 329, 330, 331, 779, 781 ГК РФ обоснованно удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца задолженность за оказанные услуги в размере 431879 руб. 46 коп. и неустойку в размере 181495 руб. 30 коп. за периоды с 12.02.2019 по 05.04.2020 и с 04.01.2021 по 31.03.2022.
Исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, оценив представленные доказательства, руководствуясь разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для уменьшения размера неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку доказательства явного несоответствия размера неустойки последствиям нарушения обязательства ответчиком не представлены, равно как и не представлены доказательства того, что взыскание неустойки в заявленном истцом размере может привести к получению истцом необоснованной выгоды.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 9 марта 2023 года по делу N А65-10884/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нармонка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-10884/2022
Истец: ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г. Казань
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Нармонка", Лаишевский район, с.Нармонка, Представитель Гиниятуллин Айдар Хамадиярович
Третье лицо: АО Татэнергосбыт, Государственная жилищная инспекция РТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ТАРИФАМ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 6 ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд