г. Пермь |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А60-63062/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сусловой О.В.,
судей Журавлевой У.В., Муталлиевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Субботиной Е.Е.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Садоводческого некоммерческого товарищества N 12,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.04.2023,
вынесенное судьей Ушаковой О.И.,
по делу N А60-63062/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ИНН 7204189710, ОГРН 1137232022938)
к Садоводческому некоммерческому товариществу N 12 (ИНН 6621004640, ОГРН 1146682000266)
о взыскании задолженности, неустойки по договору об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
при участии
от истца: не явились,
от ответчика: не явились,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" - истец, общество "Компания "Рифей") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Садоводческому некоммерческому товариществу N 12 (далее - ответчик, СНТ N 12) о взыскании 18 104 руб. 32 коп. задолженности за период май, июнь, июль, август, сентябрь 2021 года, май 2022 года, 3 277 руб. 55 коп. пени за период с 11.06.2021 по 11.01.2023, начисленные с 12.01.2023 по день фактической уплаты долга, по договору от 01.05.2021 N РФ03КО0103001877 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (с учетом уточнения исковых требований, принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.04.2023 иск удовлетворен.
Ответчиком подана апелляционная жалоба на указанное решение, в которой он просит решение отменить.
Ответчиком к апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства: копии почтового реестра истца об отправке корреспонденции от 26.05.2021, договора N РФО3КО0103001877 от 01.05.2021, типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, для физических и юридических лиц-собственников/владельцев нежилых помещений/объектов.
Кроме того, от ответчика поступило дополнение к апелляционной жалобе (возражения на письмо истца от 16.05.2023) с приложением дополнительного доказательства: копия письма от 16.05.2023 инженера АО "Региональный информационный центр" Шиловой О.Ю.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 20.06.2023 в приобщении дополнительных доказательств, приложенных к апелляционной жалобе, а также дополнению к ней, отказано на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом "Компания "Рифей" (региональный оператор) и СНТ N 12 (потребитель) заключен договор N РФ03КО0103001877 от 01.05.2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор), на условиях типового договора, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в виде единого документа сторонами не подписан.
Пунктом 1 договора предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 18 договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Неисполнение ответчиком обязанности по своевременной оплате оказанных услуг послужило основанием для обращения общества "Компания "Рифей" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 307, 309, 330, 331, 408, 426, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ), и пришел к выводу, что истцом оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период май, июнь, июль, август, сентябрь 2021 года, май 2022 года. Поскольку доказательств оплаты оказанных услуг в материалы дела не представлено, в пользу истца взыскана задолженность в размере 18 104 руб. 32 коп., пени в размере 3 277 руб. 55 коп. за период с 11.06.2021 по 11.01.2023, с продолжением начисления пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от суммы долга (18 104 руб. 32 коп.), начиная с 12.01.2023 по день фактической оплаты суммы долга.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что договор N РФОЗКО0103001877 от 01.05.2021 им не подписывался, считает, что данный договор между сторонами не заключен.
Отмечает, что в реестре мест (площадок) на территории НГО отсутствует контейнерная площадка, принадлежащая ответчику. Расстояние от территории ответчика до ближайшей общедоступной контейнерной площадки, указанной в договоре, по карте составляет 3 км. 100 м.
Указанные доводы не принимаются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона N 458 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Законом установлены правила отбора региональных операторов, зоны деятельности которых охватывают всю территорию субъекта Российской Федерации и не пересекаются, на собственников ТКО возложена обязанность заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО (пункты 4, 9 статьи 24.6, пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881, Правила N 1156).
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
На основании пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 24.6, части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктами 4, 5 Правил, исключительно региональный оператор вправе осуществлять обращение ТКО в соответствующей зоне деятельности, в настоящем случае - ответчик в зоне деятельности АПО-1 Свердловской области.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановление Правительства от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждает Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которые регламентируют порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также утверждает форму типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - типовой договор).
Исходя из указанного, истец и ответчик, как стороны правоотношения по обращению с отходами, при заключении договора должны руководствоваться вышеуказанными Правилами обращения с ТКО, формой типового договора, утвержденными Постановлением Правительства N 1156 от 12.11.2016, соответствующим положениям Федерального закона N 89 "Об отходах производства и потребления", а также положениям Гражданского кодекса.
Согласно пункту 8 (4) Правил обращения с ТКО основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 8 (12) Правил обращения с ТКО в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Согласно абзацу 2 пункта 8 (17) Правил обращения с ТКО региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В силу абзаца 4 пункта 8(17) Правил обращения с ТКО в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8(18) Правил обращения с ТКО до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством, и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Положениями Правил обращения с ТКО установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Правилами N 1156.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Таким образом, поскольку потребитель своевременно не обратился за заключением договора на оказание услуг по обращению с ТКО в 2021 году, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что между сторонами был заключен типовой договор N РФ03КО0103001877.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ). При этом под объектом размещения отходов законодатель понимает специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абзац 9 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника твердых коммунальных отходов только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие отходы.
На основании изложенного собственники твердых коммунальных отходов лишены возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, последние в силу общего правила должны их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
В связи с указанным, между сторонами в спорный период действовали условия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником/владельцем нежилого помещения/объекта N РФ03КО0103001877 от 01.05.2021, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 2 договора, объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.05.2021 (пункт 4 договора).
Согласно приложению N 1 договора N РФ03КО0103001877 от 01.05.2021, собственное наименование объекта/категория объекта: садоводческое некоммерческое товарищество N 12/садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества; адрес объекта: 620000, Свердловская обл, севернее Невьянск г, территория СНТ N 12; способ расчета объема: по нормативу; единица расчета норматива: участники (члены); количество расчетных единиц: 41; норматив ТКО на одну единицу, в год: 143,05 кг, 1,200 м3, 119,21 кг/м3; масса, принимаемых ТКО в год: 3910,088 кг; объем принимаемых ТКО в год: 32,800 м3; место (площадка) накопления ТКО/КГО: КП: Свердловская обл, Невьянск г, Свободы ул, д. 143; тип контейнерной площадки: общедоступная; периодичность вывоза ТКО: согласно СанПин.
Ответчик является собственником ТКО, которые были образованы на объектах образования ТКО (указаны в Приложении N 1 к договору), находящихся в границах зоны деятельности общества "Компания "Рифей" как регионального оператора. Таким образом, исключительно общество "Компания "Рифей" или привлеченные им на основании пункта 23 Правил обращения с ТКО операторы по транспортированию ТКО могли и имели право оказывать услуги по транспортированию (вывозу) ТКО в отношении потребителя.
Общество "Компания "Рифей" надлежащим образом исполнило свои обязанности по договору в виде приемки ТКО и обеспечения их транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Факт оказания услуг потребителю подтверждается выставлением счетов-фактур, направлением актов оказанных услуг.
Сбор и накопление твердых коммунальных отходов допускается только в установленных местах накопления ТКО.
В силу части 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пункт 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ устанавливает обязанность всех потребителей услуги регионального оператора складировать твердые коммунальные отходы только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом территориальных схем размещения, разработанных органами местного самоуправления, а именно во внесенные в Реестр контейнерные площадки, с которых вывоз ТКО осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.
В компетенцию органов местного самоуправления входит определение схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе по заявкам потребителей и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в свою же очередь, устанавливают требования к контейнерным площадкам, организуемым заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров), в том числе пункт 4 названного СанПиНа устанавливает расстояние организованного контейнерного оборудования, которое должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. А также, согласно пункту 5 названного СанПиНа, выбор места размещения контейнерной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
Поскольку ответчик заявку на заключение договора не направил в адрес истца, уклонился от получения договора, в обязанность последнего входит осуществлять накопление ТКО на ближайшие контейнерные площадки, а именно на ближайшую общедоступную контейнерную площадку, без доступа ограниченного круга лиц, которая обслуживается региональным оператором в соответствии с правилами и нормам СанПиН 2.1.7.3550-19.
Ответчик как собственник ТКО, являясь потребителем указанной услуги, может пользоваться и иными контейнерными площадками, установленными органами местного самоуправления, в близлежащем радиусе. Это означает, что в любом случае, транспортировку ТКО ответчика осуществляет региональный оператор, что предполагает оказание соответствующих услуг истцу.
Невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для уменьшения размера либо освобождения от оплаты вовсе.
Таким образом, региональный оператор не может нести ответственность за отсутствие контейнерных площадок (мест накопления ТКО) на объекте ответчика, поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции верно указал, что в данном случае не имеет значения, в какой контейнер складировал свои ТКО ответчик при отсутствии собственной контейнерной площадки, поскольку указанное обстоятельство не влияет как на факт оказания услуги, на размер стоимости оказанных услуг, а также не является основанием для освобождения от оплаты за оказанные услуги.
В разделе 5 договора предусмотрен порядок фиксации нарушений по договору.
В случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Вместе с тем акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору в адрес регионального оператора не направлялся, иного в материалы дела не представлено.
Потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором, в связи с чем на ответчика возложена обязанность по оплате услуг регионального оператора.
Доказательств того, что у ответчика образовалась несанкционированная свалка не представлено, что также свидетельствует о том, что ТКО ответчика утилизированы посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Ответчик указывает, что на садовых земельных участках образуются только растительные остатки, которые должны утилизироваться на садовых земельных участках.
Данные доводы судом апелляционной инстанции не принимаются, так как складирование ТКО на территории садовых участков запрещено законодательно, образование ТКО в деятельности ответчика презюмируется и не опровергнуто.
Согласно пункту 5.10 действующего СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения) (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр), на территории садоводства запрещается организовывать свалки отходов [12]. На земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены места (площадки) накопления ТКО (по таблице 5.1). По заданию на проектирование предусматривают раздельный сбор мусора. Площадки накопления ТКО должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ садовых земельных участков. Расстояние от площадок накопления ТКО до жилых домов устанавливается по СанПиН 2.1.3684. На садовом участке предусматривают размещение компостной площадки, ямы или ящика.
В соответствии с пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил коммерческого учета.
На основании пункта 5 Правил коммерческого учета коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации установлено только два способа коммерческого учета ТКО.
В отношениях с потребителем применяется способ коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Согласно статье 2 Закона N 89-ФЗ Норматив накопления ТКО - это среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени, не зависящее от фактического объема, складируемого ТКО в местах (площадках) накопления, установленное органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в предусмотренном Правительством РФ порядке, в отношении различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО.
Постановлениями РЭК Свердловской области от 30.08.2017 N 77-ПК и N 78-ПК утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов исходя из категории объекта образования ТКО с установлением соответствующих расчетных единиц.
Таким образом, подлежит использованию следующая формула расчета платы за услугу по обращению с ТКО: P = V x N x T, где: V - объем услуги (количество расчетных единиц), N - применяемый норматив накопления исходя из категории объекта образования ТКО, T - действующий единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Поскольку объект ответчика в спорный период не располагал оборудованной собственной контейнерной площадкой с доступом ограниченного круга лиц, вывод суда первой инстанции о том, что коммерческий учет ТКО должен осуществляться расчетным способом исходя из нормативов накопления, является правильным.
Ввиду отсутствия заявки от ответчика на заключение договора региональный оператор самостоятельно установил вид деятельности в ходе обследования объект и установил категория объекта - садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества (пункт 9 Постановления РЭК СО). Расчетной единицей в отношении норматива "садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества", является 1 участник (член), количество расчетных единиц составляет 41 участник (член). Расчет объема и стоимости оказанных услуг истец произвел с применением норматива 1,200 куб.м.
Из материалов дела следует, что значения нормативов накопления ТКО рассчитаны истцом в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, утверженными Приказом Минстроя России от 28.07.2016 N 524/пр.
Представленный истцом расчет задолженности судом первой инстанции проверен, признан арифметически верным.
Довод ответчика о том, что единицей расчета является жилое здание, а у ответчика отсутствуют зарегистрированные жилые здания (количество расчетных единиц равно 0), в связи с чем начисление платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами невозможно, судом первой инстанции обоснованно отклонены в связи с тем, что он основан на неверном толковании ответчиком норм права.
Доводы заявителя жалобы о том, что расчет задолженности исходя из количества земельных участков, не основанный на фактическом количестве членов СНТ, является неверным, также отклоняется апелляционным судом, поскольку данные сведения о численности членов СНТ (41 участник (член)) ответчиком не оспорены, доказательств направления СНТ N 12 заявлений об изменении численности участников СНТ в адрес регионального оператора, ответчиком не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Таким образом, региональным оператором правомерно произведен расчет стоимости оказанных услуг исходя из количества членов СНТ N 12 с учетом сведений указанных в публичной кадастровой карте.
Доводы ответчика о том, что акты приемки оказанных услуг в адрес ответчика за спорный период от истца не поступали, не принимаются. Как верно указал суд первой инстанции, отсутствие подписанных сторонами актов оказанных услуг само по себе не может служить основанием для освобождения ответчика от оплаты фактически оказанных ему услуг, поскольку ответчик в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств неисполнения истцом договорных обязательств в спорный период.
Поскольку доказательств оплаты задолженности в полном объеме ответчиком не представлено, исковые требования удовлетворены судом первой инстанции законно и обоснованно на основании статьей 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь к несогласию ответчика с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда от 20.04.2023 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.04.2023 по делу N А60-63062/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.В. Суслова |
Судьи |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-63062/2022
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "РИФЕЙ"
Ответчик: СНТ N 12