город Томск |
|
23 июня 2023 г. |
ДелоN А45-32997/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Сорокиной Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смолиной Т.Д., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИНЭКС" (N 07АП-4142/2023) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13.04.2023 по делу N А45-32997/2022 (судья Емельянова Г.М.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (ОГРН: 1125476156211, ИНН: 5410772955, г. Новосибирск) к обществу с ограниченной ответственностью "ВИНЭКС" (ОГРН: 1035401910488, ИНН: 5405215797, г. Новосибирск) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.11.2019 по 31.12.2020 в размере 25 611 рублей 90 копеек, неустойки в виде пени за период с 12.02.2019 по 31.03.2022 в размере 10 740 рублей 30 копейки, неустойки в виде пени с 02.10.2022 по 15.11.2022, с 16.11.2022 по день фактической оплаты суммы основного долга в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы основного долга за каждый день просрочки.
В судебном заседании приняли участие:
от истца - Бозылева И.В. по доверенности N 1836 от 14.03.2023 (посредством веб-конференции);
от ответчика без участия (извещен).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (далее - истец, ООО "Экология-Новосибирск") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с требованием к обществу с ограниченной ответственностью "ВИНЭКС" (далее - ответчик, ООО "ВИНЭКС") о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.11.2019 по 31.12.2020 в размере 25 611 рублей 90 копеек, неустойки в виде пени за период с 12.02.2019 по 31.03.2022 в размере 10 740 рублей 30 копейки, неустойки в виде пени с 02.10.2022 по 15.11.2022, с 16.11.2022 по день фактической оплаты суммы основного долга в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы основного долга за каждый день просрочки.
Заявленные требования основаны ссылками на статьи 309, 310, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг по обращению ТКО.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 13.04.2023 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "ВИНЭКС" (ОГРН: 1035401910488, ИНН: 5405215797), г. Новосибирск, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (ОГРН: 1125476156211, ИНН: 5410772955), г. Новосибирск задолженность по договору на оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.11.2019 по 31.12.2020 в размере 25 611 рублей 90 копеек, неустойку за период с 12.02.2019 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 15.11.2022, в размере 10 740 рублей 30 копейки, неустойку с 16.11.2022 взыскать по день фактической оплаты суммы основного долга в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы основного долга за каждый день просрочки, государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Не согласившись с данным решением, общество с ограниченной ответственностью "ВИНЭКС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы апеллянт указывает на то, что по заявленным требованиям в спорный период должником является иное лицо, которому помещение было передано в аренду по договору. Договор аренды зарегистрирован в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО 10.12.2019 под номером 54:35:111265:18-54/2019-2, согласно которому арендатором помещения по адресу: 630901, г. Новосибирск, ул. Лейтенанта Амосова, дом 64 с 01.11.2019 является индивидуальный предприниматель Цимерман Елена Анатольевна. Договор заключен на 5 лет. Соглашением сторон, а именно, условиями договора N 2В от 21.10.2019 арендатором (ИП Цимерман Е.А.) и арендодателем (ООО "Винэкс") согласовано условие на заключение арендатором прямого договора на вывоз ТБО.
Кроме того, апеллянт полагает, что при вынесении решения судом не учтено, что Истцом были произведены действия, подтверждающие фактическое расторжение договора N 385 от 01.01.2019 с 21.10.2019, которые были выражены в следующем. После направления повторного уведомления, на электронную почту ООО "Винэкс" от ООО "Экология-Новосибирск" 25.01.2020 поступил акт сверки, после чего от ООО "Экология-Новосибирск" поступили корректировочные счет-фактуры за услуги по обращению с ТКО, между сторонами произведен перерасчет. 29.04.2020 на электронную почту ООО "Винэкс" от ООО "Экология-Новосибирск" поступило соглашение о расторжении договора N 385 от 01.01.2019 с 21.10.2019.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что в адрес регионального оператора Ответчиком неоднократно направлялась информация о заключении договора аренды нежилого помещения по адресу г. Новосибирск, ул. Лейтенанта Амосова, 64 с ИП Цимерман Е.А. (ИНН 541016820200) 21.10.2019. ООО "Экология-Новосибирск" предпринимались попытки заключить договор с ИП Цимерман Е.А., однако арендатор отказался от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
От ответчика поступили возражения на отзыв истца, в котором он ссылается на то, что независимо от уклонения собственника ТКО (арендатора - ИП Цимерман Е.А.) на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, такой договор считается заключенным.
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, ответчик своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направил, ходатайств об отложении не поступало.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей извещенного ответчика.
В судебном заседании представитель истца поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, возражения на отзыв, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда по приведенным подателем жалобы доводам, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесено к компетенции регионального оператора по обращению с ТКО.
В соответствии с протоколом подведения итогов на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области от 12.07.2018 ООО "Экология-Новосибирск" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области с даты заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Новосибирской области.
25.07.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и ООО "Экология-Новосибирск" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО.
Региональный оператор разместил указанное выше предложение и текст типового договора 20.12.2018 на своем официальном сайте: www.ecologynsk.ru, опубликовал в газете "Советская Сибирь" N 52 от 26.12.2018 и приступил к исполнению своих обязательств на территории Новосибирской области с 01.01.2019.
Согласно п. 8(17) постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Постановление N 1156) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения предложения о заключении договора направляет региональному оператору заявку и необходимые документы.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, дата начала оказания услуги по обращению с ТКО является 01.01.2019.
Таким образом, с 01.01.2019 истец обеспечивает и осуществляет прием всех твердых коммунальных отходов, образующихся у пользователей, находящихся на территории Новосибирской области и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО.
Между ООО "Экология-Новосибирск" и ООО "ВИНЭКС" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО (нежилые помещения, здания, сооружения) N 385 от 01.01.2019 (далее-договор), в соответствии с условиями которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, определенном договором, обеспечивать их транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать оказанные услуги.
Согласно условиям договора, потребитель обязан оплачивать услуги по обращению с ТКО до 10-го дня месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
ООО "Экология-Новосибирск" исполняет принятые Договором обязательства с 01.01.2019, однако, до настоящего времени задолженность по Договору не погашена в полном объеме.
Региональным оператором предпринимались попытки урегулировать спор путем направления досудебной претензии. Однако до настоящего момента задолженность потребителем не погашена в полном объеме.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг по обращению ТКО, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона N 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
В соответствии с пунктами 8 (4) - 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО, и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8 (10) Правил N 1156, в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пунктах 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Таким образом, системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Как следует из материалов дела, 01.01.2019 между ООО "Экология-Новосибирск" и ООО "ВИНЭКС" договор на оказание услуг по обращению с ТКО (нежилые помещения, здания, сооружения) N 385 был заключен.
В адрес регионального оператора ответчиком неоднократно направлялась информация о заключении договора аренды нежилого помещения по адресу г. Новосибирск, ул. Лейтенанта Амосова, 64 с ИП Цимерман Е.А. (ИНН 541016820200) 21.10.2019.
ООО "Экология-Новосибирск" предпринимались попытки заключить договор с ИП Цимерман Е.А., в результате, по сведениям истца, такой договор заключен не был.
Ответчик является собственником помещения, на основании статьи 210 ГК РФ бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, по общему правилу, у собственника помещения должен быть договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть заключен арендатором помещения либо иным лицом, использующим помещение в региональным оператором в случае, если это предусмотрено договором между собственником и использующим помещение лицом. Вместе с тем, заключение такого договора осуществляется на основе волеизъявления такого лица.
При этом, являясь по общему правилу, лицом, несущим бремя содержания имущества, включая организацию выводы ТКО, именно собственник должен представить доказательства того, что в отношении рассматриваемого помещения договор был заключен арендатором либо иным лицом, фактически использующим помещение.
Ответчиком доказательств того, что какое-либо лицо заключено с региональным оператором договор на вывоз ТКО не представлено. Доводы о том, что задолженность региональному оператору должно оплачивать иное лицо, отклоняются в связи непредставлением доказательств заключения каким-либо лицом договора с региональным оператором на вывоз ТКО, при этом договор аренды, на который ссылается ответчик, регулирует отношения только между арендодателем и арендатором, не свидетельствует о возникновении договорных отношений с региональным оператором по вывозу ТКО.
С учетом указанных выше норм права, отсутствие в спорном периоде у самого собственника либо у иных лиц, использующим на каком-либо паве помещение, договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором не может освобождать собственника помещений от несения бремени содержания имущества, в частности от несения расходов на услуги по обращению с ТКО.
Указанная подход согласуется с позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015).
Доказательств того, что в спорном периоде услуги по вывозу ТКО истцом не были оказаны либо оказаны ненадлежащим образом, в материалы дела ответчиком не представлено, как и доказательств того, что от него либо от иного уполномоченного им лица поступала оплата в отношении услуг по вывозу ТКО.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13.04.2023 по делу N А45-32997/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИНЭКС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-32997/2022
Истец: ООО "Экология-Новосибирск"
Ответчик: ООО "Винэкс"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд