г. Москва |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А41-9431/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Бархатовой Е.А., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Сельскохозяйственного производственного кооператива "Золотая нива" и общества с ограниченной ответственностью "Леспром" на решение Арбитражного суда Московской области от 14.04.2023 по делу N А41-9431/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации городского округа Пушкинский Московской области - Мамедова Г.Ф. по доверенности от 09.01.2023;
Сельскохозяйственного производственного кооператива "Золотая Нива" - Антонов К.В. по доверенности от 28.02.2023; Кантеев О.Т. по доверенности от 28.02.2023;
общества с ограниченной ответственностью "Леспром" - Бурцев А.А. по доверенности от 06.06.2023;
Комитета лесного хозяйства Московской области - Дианов А.Ю. по доверенности от 17.05.2023.
Администрация городского округа Пушкинский Московской области (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Леспром" (далее - ответчик, ООО "Леспром", общество), Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Золотая нива" (далее - ответчик, СПК "Золотая нива", кооператив) со следующими требованиями (с учетом принятых уточнений):
- обязать ответчиков прекратить незаконное использование лесных насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 50:13:0030345:131, 50:13:0030237:197, 50:13:0000000:86166 и 50:13:0030345:1232 (выделенные путем раздела участка 50:13:0030345:121), 50:13:0000000:86311 и 50:13:0060152:1365 (выделенные путем раздела участка 50:13:0060152:265), до получения разрешения, установленного частью 2 статьи 42 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", и исполнения требований пунктов 7, 15 Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям, Мартыненко Александр Юрьевич.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены к кооперативу.
Общество и кооператив с решением не согласились, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционных жалобах податели жалоб просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционных жалоб их податели указывают на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
Так, кооператив в апелляционной жалобе указывает на то, что не осуществлял рубку лесных насаждений на земельных участках, при этом получение необходимой разрешительной документации в рамках деятельности на земельных участках было возложено на основании договора аренды на арендатора - ООО "Леспром", который уведомлял соответствующие государственные органы об осуществлении выборочной рубки.
Общество в апелляционной жалобе также указывает, что уведомляло об осуществлении вырубки.
От истца поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представители подателе жалоб поддержали доводы апелляционных жалоб, представитель истца и Комитета лесного хозяйства Московской области возражали против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
СПК "Золотая нива" принадлежат на праве собственности следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 50:13:0030345:131, площадью 652900 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, порядка 50 м на юго-запад от ориентира, д. Чекмово;
- земельный участок с кадастровым номером 50:13:0030237:197, площадью 1631400 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, порядка 100 м на север от ориентира д. Никулино;
- земельный участок с кадастровым номером 50:13:0060152:1365, площадью 26000+/-56 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, порядка 150 м на север от ориентира д. Аксенки;
- земельный участок с кадастровым номером 50:13:0000000:86311, площадью 1761212+/-464 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, порядка 150 м на север от ориентира д. Аксенки;
- земельный участок с кадастровым номером 50:13:0000000:86166, площадью 1927398+/-486 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, порядка 220 м на запад от ориентира д. Березняки;
- земельный участок с кадастровым номером 50:13:0030345:1232, площадью 20599+/-50 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, порядка 220 м на запад от ориентира, д. Березняки.
На основании обращений о незаконной рубке леса на территории городского округа Пушкинский Московской области 08.02.2022 проведена выездная проверка, в ходе которой установлено, что на участках проведен вырубка лесных насаждений.
Как указал истец в исковом заявлении, ответчик распорядился лесом на указанных земельных участках, указанное распоряжение повлекло частичное уничтожение природного объекта, а также что ответчиком не получено разрешение на вырубку зеленых насаждений - порубочный билет на территории городского округа Пушкинский Московской области.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования к кооперативу, суд первой инстанции исходил из их обоснованности. При этом договор аренды земельных участков с обществом расторгнут.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
Статьей 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьями 6 - 8 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, использование, охрана, защита, воспроизводство которых осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
В силу статьи 26 ЛК РФ законное освоение лесных участков и изъятие лесных ресурсов осуществляется только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов с последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
Согласно положениям статей 71 - 74 ЛК РФ юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, исходные земельные участки входили в единый земельный массив с учетным номером 50:00:000000:2 площадью 31 038 078 кв. м, право постоянного (бессрочного) пользования на который признано за СПК "Золотая нива" решением Арбитражного суда Московской области от 07.03.2008 по делу N А41-К1-1961/08. Основанием для признания указанного права за СПК "Золотая нива" послужил факт покупки последним имущественного комплекса ФГУП племзавода "Лесные поляны" (продавец), у которого в соответствии с постановлением главы Администрации Пушкинского района Московской области от 07.10.1992 N 1643 имелось право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки общей площадью 4142 га.
Постановлением главы Администрации Пушкинского района Московской области от 07.10.1992 N 1643 было закреплено в бессрочном (постоянном) пользовании за ГПЗ "Лесные Поляны" для сельскохозяйственного использования 4142 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 2602 га, из них пашни 2059 га, многолетних насаждений 35 га, сенокосов 182 га, пастбищ 326 га.
Таким образом, администрация в 1992 году передала в пользование участок с находящимися на нем многолетними насаждениями, о чем указано в указанном постановлении.
Как верно отметил суд первой инстанции, с учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 ЛК РФ, к числу которых отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.
По смыслу статей 6 и 6.1 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно статье 6 ЛК РФ в действующей редакции леса, располагающиеся на землях сельскохозяйственного назначения, к лесному фонду не относятся.
Действующее правовое регулирование допускает нахождение лесов в частной собственности на земельных участках сельскохозяйственного назначения и их освоение с сохранением целевого назначения таких земель.
В силу части 1 статьи 123 ЛК РФ леса на земельных участках сельскохозяйственного назначения подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
Согласно части 2 указанной статьи особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельные участки покрыты лесными насаждениями. Лесные насаждения представлены сельским лесом.
Согласно совместному акту осмотра территории участка от 27.20.2022 по настоящему делу земельные участки с кадастровыми номерами 50:13:0030345:131, 50:13:0030237:197, 550:13:0000000:86166 и 50:13:0030345:1232 (выделенные путем раздела 50:13:0030345:121), 50:13:0000000:86311 и 50:13:0060152:1365 (выделенные путем раздела 50:13:0060152:265) покрыты многолетними лесными насаждениями хвойных и лиственных пород в возрасте от 50 до 110 лет.
То есть ответчик не осуществлял самостоятельных действий, направленных на создание леса на земельном участке. Уже на момент приобретения земельные участки были обременены природным объектом - лесом.
Из положений вышеуказанных норм и разъяснений Конституционного суда Российской Федерации следует, что лесные насаждения - это природный ресурс (объект) с особым правовые режимом, и при переходе права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения не следует переход права собственности на лесные насаждения, произрастающие на нем.
Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509, установлено, что использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 - 8, 10, 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 ЛК РФ. При этом указанным постановлением в совокупности с положениями иных актов, в том числе принятых органами местного самоуправления, установлен порядок такого использования.
Также в соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона Московской области N 191/2014-03 "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, производится только на основании разрешения, выдаваемого в установленном порядке органом местного самоуправления.
Согласно подпункту "а" ч. 3 ст. 42 названного Закона собственники (правообладатели) территорий (участков) с зелеными насаждениями обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Московской области от 30.12.2014 N 191 /2014-03 "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", решением Совета депутатов Пушкинского городского округа Московской области от 28.05.2020 N 209/18 утверждено Положение по обращению с зелеными насаждениями и почвенным покровом в Пушкинском городском округе (далее - Положение N 209/18) (т. 1 л. д. 92).
Указанным Положением установлены категории земель, на которые не распространяется его действие (на земли лесного фонда, а также на земельные участки, переведенные из категории "земли лесного фонда" в порядке ст. 11 Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" в иные категории, в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения; на земельных участках, относящихся к специально отведенным для выполнения агротехнических мероприятий по разведению и содержанию зеленных насаждений (питомники, оранжерейные комплексы); на территории кладбищ; на землях, входящих в полосу отвода железных и автомобильных дорог).
Земли сельскохозяйственного назначения в этот перечень не входят.
Согласно разделу 1 (термины определения) Положения зеленые насаждения -древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственно созданного происхождения (включая леса, парки, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники) на территории Пушкинского городского округа, не входящая в состав государственного лесного фонда.
Пунктом 3.1 Положения установлено, что самовольная вырубка, обрезка зеленых насаждений на территории Пушкинского городского округа Московской области запрещается.
Пунктом 3.5 Положения установлено, что для получения разрешения на вырубку, обрезку зеленых насаждений заявитель обращается в Администрацию Пушкинского городского округа Московской области посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг Московской области.
Согласно пункту 3.6 Положения в случае невозможности проведения работ по компенсационному озеленению и (или) восстановлению почвенного покрова непосредственно в месте нарушения локальной экосистемы любое юридическое или физическое лицо обязано возместить их стоимость (компенсационная стоимость).
В соответствии с пунктом 3.7 Положения до получения разрешения на вырубку, обрезку зеленых насаждений заявитель, в интересах которого уничтожаются зеленые насаждения, в соответствии с настоящим Положением обязан внести платежи за вырубку зеленых насаждений в размере компенсационной стоимости.
Постановлением Администрации Пушкинского городского округа Московской области от 12.05.2020 N 657 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета на территории Пушкинского городского округа Московской области" (далее - Регламент), который является нормативным правовым актом.
Пунктом 1.4 Регламента установлено, что вырубка зеленых насаждений без порубочного билета на территории Пушкинского городского округа не допускается.
Кооператив за выдачей разрешения на вырубку зеленых насаждений в администрацию не обращался.
Доказательства того, что земельные участки освобождены от лесных насаждений в соответствии с установленным законом или перешли в собственность ответчику без лесных насаждения, ответчиком в материалы дела не представлены.
Таким образом, вопреки доводам апелляционных жалоб, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования к кооперативу как собственнику земельных участков.
В удовлетворении требований, заявленных к ООО "Леспром", суд первой инстанции обоснованно отказал, поскольку общество не является правообладателем земельных участков. ООО "Леспром" являлось арендатором земельных участков, однако, в настоящее время договор аренды между ООО "Леспром" и СПК "Золотая нива" расторгнут. В связи с чем оснований для обязания ООО "Леспром" прекратить незаконное использование лесных насаждений на земельных участках не имеется.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают правомерные выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.04.2023 по делу N А41-9431/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Сельскохозяйственного производственного кооператива "Золотая нива" и общества с ограниченной ответственностью "Леспром" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9431/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПУШКИНСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Леспром", СПК "Золотая нива"
Третье лицо: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное агентство лесного хозяйства
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22576/2023
22.06.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10129/2023
14.04.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-9431/2022
23.05.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5368/2022