г. Москва |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А41-76946/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатовой Е.А.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алешкевич В.М.,
при участии в заседании:
от ИП Ахметбековой Т.Н. - Ивасык С.Ю. по доверенности от 15.09.2021, паспорт, диплом,
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Юшева Е.Ю. по доверенности от 22.11.2022, (путем использования веб-конференции),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ахметбековой Татьяны Николаевны на решение Арбитражного суда Московской области от 29.03.2023 по делу N А41-76946/22 по исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Ахметбековой Татьяны Николаевны к Комитету лесного хозяйства Московской области, о признании незаконным решения от 01.07.2022 об отказе в предоставлении государственной услуги в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050502:68 и обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ахметбекова Татьяна Николаевна (далее - ИП Ахметбекова Т.Н., заявитель, предприниматель) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - заинтересованное лицо, Комитет) с требованиями:
- признать незаконным решение об отказе в приведении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН, выразившееся в решении об отказе в предоставлении государственной услуги от 01.07.2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:18:0050502:68;
- обязать принять положительное решение и привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в соответствие со сведениями в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:18:0050502:68, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, участок расположен в южной части кадастрового квартала 50:18:0050502, исключить сведения из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств о земельном участке с кадастровым номером 50:18:0050502:68.
В качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Министерство экологии и природопользования Московской области, Правительство Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ИП Ахметбекова Т.Н. обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также на сайте арбитражных судов www.arbitr.ru).
Представитель ИП Ахметбековой Т.Н. поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Комитета возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ИП Ахметбековой Т.Н.
Как следует из материалов дела, ИП Ахметбекова Т.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером: 50:18:0050502:68, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, участок расположен в южной части кадастрового квартала 50:18:0050502, площадью 5016 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, дата присвоения кадастрового номера 29.10.2008.
Согласно справке Комитета от 31.05.2022 N Р001-4627334710-59705364 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050502:68 с землями лесного фонда составила 1336,34 кв.м.
17.06.2022 заявитель обратилась в Комитет с просьбой привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре (далее ГЛР) и материалах лесоустройств, в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050502:68 со сведениями в ЕГРН; исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения которые противоречат сведениям ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050502:68, принадлежащего на праве собственности заявителю.
01.07.2022 по итогам рассмотрения данного заявления, Комитетом принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по следующему основанию: земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, территории объекта культурного наследия.
Считая решение Комитета лесного хозяйства незаконным, ИП Ахметбекова Т.Н. обратилась в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок имеет пересечения с границами лесного фонда, частично находится в зоне с особо охраняемых природных территорий государственного заказника "Старовозрастные ельники Стеблевского и Наро -Покровского лесничества", т.е. отнесен к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства, полномочия Комитета не распространяются на распоряжение землями с особо охраняемыми природными территориями, Комитет является ненадлежащим ответчиком.
Изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из анализа норм статей 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие незаконного бездействия со стороны заинтересованного лица и нарушение данным бездействием прав и законных интересов заявителя.
Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации; ч. 8 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ (вступил в силу с 11.08.2017) устанавливаются особенности отнесения земельных участков, в том числе с расположенными на них объектами недвижимости, из состава земель лесного фонда в соответствии с данными государственного лесного реестра (далее - ГЛР) к землям иных категорий, а также порядок исправления сведений о земельных участках, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Согласно положениям Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ участок не может быть отнесен к землям лесного фонда, если в соответствии с данными ЕГРН или правоустанавливающими документами земельный участок отнесен к иной категории земель, нежели земли лесного фонда, при этом права на него возникли до 01.01.2016.
В обоснование заявленных требований ИП Ахметбекова Т.Н., указывает, что в собственности предпринимателя находится земельный участок с кадастровым номером: 50:18:0050502:68, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, участок расположен в южной части кадастрового квартала 50:18:0050502, площадью 5016 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, дата присвоения кадастрового номера 29.10.2008, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15.10.2021 N 99/2021/424215690.
Согласно справке Комитета лесного хозяйства Московской области от 31.05.2022 N Р001-4627334710-59705364 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050502:68 с землями лесного фонда составила 1336,34 кв.м.
03.11.2021 ИП Ахметбекова Т.Н. обратилась в Комитет лесного хозяйства Московской области о приведении сведений Государственного лесного реестра в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в целях устранения противоречий по границам смежных (прилегающих) земельных участков.
15.11.2021 Комитетом по заявлению от 26.10.2021 N Р001-2328447178-51283089, было принято решение, выразившееся в отказе предоставления государственных услуг.
В качестве основания для отказа, Комитет указал, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, территории объекта культурного наследия (в соответствии с ч. 6 ст. 14 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 Ш72-ФЗ).
31.05.2021 ИП Ахметбекова Т.Н. повторно обратилась в Комитет лесного хозяйства Московской области.
01.07.2022 Комитетом по заявлению от 17.06.2022 N Р001-2328447178-60240614, также было принято решение, выразившееся в отказе предоставления государственных услуг по тем же основаниям.
Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ) предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (ст. 91).
В соответствии с ч. 1 ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Согласно ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ в государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Согласно ч. 9 ст. 91 Лесного кодекса РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из п. 10 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ и ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).
В соответствии с п. 12.33 Постановления Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области отнесено к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области.
Распоряжением Комитета лесного хозяйства Московской области от 27.12.2018 N 26РВ-15 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - Административный регламент). Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
На основании ч. 1 ст. 4.2. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно ч. 5 ст. 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
Впоследствии 29.07.2017 принят Федеральный закон N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ), которым в предусмотренных законом случаях установлен приоритет сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Как указано в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), в случае если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.
Частью 6 ст. 14 Федерального закона N 172-ФЗ предусмотрено, что положения части 3 статьи Федерального закона N 172-ФЗ не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.
При этом, в соответствии с ч. 8 ст. 14 Федерального закона N 172-ФЗ положения части 3 указанной статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 данной статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 указанной статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Таким образом, указанное в п. 8 ст. 14 Федерального закона N 172-ФЗ условие не наступает, то применению подлежат нормы п. 3 ст. 14 Федерального закона N 172-ФЗ, т.е. сведения ГЛР подлежат приведению в соответствие сведениям ЕГРН в не зависимости, что земельный участок находится на землях особо охраняемых природных территорий.
Собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на основании Федерального закона N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Право собственности на спорный земельный участок возникло у заявителя на основании договора купли-продажи земельного участка от 21.04.2021 N 79, заключенного между АО "Компания Оберон" и ИП Ахметбековой Т.Н., а первоначальное право собственности на указанный земельный участок возникло до 01.01.2016, что подтверждается материалами дела.
На момент повторного обращения заявителя в Комитет от 17.06.2022, прошло более трех месяцев с даты первого обращения от 03.11.2021.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области с 03.11.2021, то есть более чем на протяжении трех месяцев, обладал информацией об имеющихся противоречиях в государственных реестрах и наличии пресечения границ земель лесного фонда, и в указанный срок уполномоченными лицами не произведены действия направленные на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Вопреки выводам суда первой инстанции, именно Комитет лесного хозяйства Московской области уполномочен на проведение лесоустройства и ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Московской области.
Апелляционный суд обращает внимание, что приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и ЕГРН, с тем, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
Кроме того, заинтересованным лицом подтверждается, что границы земель лесного фонда, в местах пересечения с границами участка приведены в соответствие со сведениями ЕГРН, то есть устранены полномочиями Росреестра, Уведомлением ФГБУ "ФКП Росреестра" Московской области от 19.05.2020 N 08-16-0032 (л.д. 65).
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требование заявителя о признании незаконным отказа Комитета о внесении изменений в лесной реестр подлежит удовлетворению в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя об обязании привести сведения лесного реестра в соответствие.
Из положений статей 5, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Из ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ следует, что нелесные участки (их части) не могут быть признаны лесными участками.
Земельный участок с кадастровым номером: 50:18:0050502:68 имеет вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Ввиду изложенного обжалуемое решение суда подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
Расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в суде первой инстанции, в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.
В силу ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 150 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.03.2023 по делу N А41-76946/22 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Заявление индивидуального предпринимателя Ахметбековой Татьяны Николаевны удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе в приведении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН, выразившееся в решении об отказе в предоставлении государственной услуги от 01.07.2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:18:0050502:68;
Обязать принять положительное решение и привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в соответствие со сведениями в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:18:0050502:68, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, участок расположен в южной части кадастрового квартала 50:18:0050502, исключить сведения из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств о земельном участке с кадастровым номером 50:18:0050502:68.
Взыскать с Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468) в пользу индивидуального предпринимателя Ахметбековой Татьяны Николаевны (ИНН 772978675369) расходы по государственной пошлине по заявлению в размере 600 руб., расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 150 руб.
Председательствующий судья |
Е.А. Бархатова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76946/2022
Истец: ИП Ахметбекова Татьяна Николаевна
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области
Третье лицо: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ