г. Пермь |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А60-47434/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муталлиевой И.О.,
судей Журавлевой У.В., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамонтовой Д.И.,
при участии:
от истца: Ретегов С.В., паспорт, доверенность от 11.05.2023, диплом,
от иных лиц: не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, индивидуального предпринимателя Ерохина Вячеслава Николаевича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 марта 2023 года по делу N А60-47434/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТБО "Экосервис" (ОГРН 1156684003629, ИНН 6684021751)
к индивидуальному предпринимателю Ерохину Вячеславу Николаевичу (ОГРНИП 304662730300046, ИНН 662700082007)
третьи лица: индивидуальный предприниматель Калейникова Ольга Валентиновна (ОГРНИП 306962723600011, ИНН 666000248913), индивидуальный предприниматель Ерохина Татьяна Всеволодовна (ОГРНИП 306962735900016, ИНН 662703633326),
о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТБО "Экосервис" (далее - истец, ООО "ТБО "Экосервис") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к индивидуальному предпринимателю Ерохину Вячеславу Николаевичу (далее - ответчик, ИП Ерохин В.Н.) с требованием о взыскании задолженности по договору N 4833/ЮЛ от 19.11.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.11.2020 по 30.06.2022 в размере 343 927 руб. 66 коп., судебных расходов по оплате государственной пошлины (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
В порядке ст. 51 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Калейникову Ольгу Валентиновну, индивидуального предпринимателя Ерохину Татьяну Всеволодовну.
Решением суда от 29.03.2023 (резолютивная часть от 22.03.2023) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что ИП Калейникова О.В. уведомила регионального оператора о том, что ответчик не будет заключать отдельный договор, поскольку между ответчиком и ИП Калейниковой О.В. заключено соглашение от 10.11.2020 на вывоз и утилизацию ТКО на основании имеющегося договора N 1755/ЮЛ от 10.11.2020. Апеллянт полагает, что при смене собственника части помещения изменения в порядке использования переданных площадей не произошли, в связи с чем, ответчик и ИП Калейникова О.В. разделили стоимость потребленных ими услуг пропорционально занимаемым площадям. Кроме того, заявитель считает, что выбор способа коммерческого учета ТКО осуществляется исключительно потребителем.
ООО "ТБО "Экосервис" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в ней доводы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Уведомлением о результатах рассмотрения уведомлений и проведения конкурсного отбора Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 07.05.2018 N 11-01-82/3477 ООО "ТБО "Экосервис" избрано победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Западной административно-производственной зоны АПО-2, что также подтверждается протоколом подведения итогов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с зоной деятельности в Западном административно-производственном объединении (АПО-2) по сообщению N 040418/23115044/02 Лот 1.
Отбор региональных операторов по обращению с ТКО проведен в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (ред. от 15.09.2018) "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" (вместе с "Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами").
Конкурсная документация сформирована уполномоченным органом с учетом трех зон деятельности региональных операторов, определенных территориальной схемой в сфере обращения с отходами производства и потребления Свердловской области.
18.05.2018 между ООО "ТБО "Экосервис" и Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО, сроком начала деятельности регионального оператора с 01.09.2019 в соответствии с дополнительным соглашением к соглашению от 18.05.2018.
Таким образом, с 01.01.2019 региональный оператор ООО "ТБО "Экосервис" приступил к деятельности по обращению с отходами в зоне Западного АПО-2.
Между ООО "ТБО "Экосервис" (региональный оператор) и ИП Ерохиным В.Н. (потребитель) заключен по типовой форме договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.11.2020 N 4833/ЮЛ.
Предложение о заключении договора опубликовано в "Областной газете" N 230 (8530) от 13.12.2018 (страница 5 по ссылке https://www.oblgazeta.ru/media/newspapeфdf/2018-12-13_og_230.pdf), а также на официальном сайте регионального оператора 07.12.2018 по ссылке http://тбоэкосервис.рф/новости/предложение-о-заключении-договора-на.
В адрес ИП Ерохина В.Н. направлялись претензионные письма с требованием о подписании договора на бумажном носите и об оплате задолженности по договору, заключенному по типовой форме, N П-368/ЮР от 03.08.2022.
Протокол разногласий в адрес ООО "ТБО Экосервис" не поступал. Кроме того, проект договора повторно отправлен почтой России, однако потребителем подписан не был. На сегодняшний день услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В приложении N 2 к договору указано наименование объекта, объем и место сбора и накопления ТКО, а также периодичность их вывоза, объем принимаемых ТКО в месяц. Местом накопления ТКО согласно договору является общая контейнерная площадка в зоне деятельности западного АПО-2 (близлежащая общая контейнерная площадка согласно схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов).
При заключении договора потребитель предоставил в адрес регионального оператора сведения для определении единицы расчета, что указано в приложении N 1 к договору.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.11.2020 (п. 4 договора).
Договор действует до 31.12.2019, в случае если за один месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о прекращении, об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, срок его действия продлевается на тот же срок и на тех же условиях, не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (п.п. 30, 31 договора).
Во исполнение принятых на себя обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО по АПО-2 Свердловской области, в период с 01.11.2020 по 30.06.2022 региональный оператор оказал потребителю услуги на общую сумму 343 927 руб. 66 коп., по факту оказания спорных услуг региональным оператором сформированы акты сдачи-приемки оказанных услуг.
Определение нормативов накопления ТКО осуществлялось согласно утвержденным Минстроем России методикам с учетом замеров количества отходов по сезонам. Указанные замеры проводились органами местного самоуправления муниципальных образований.
Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Региональной энергетической комиссий Свердловской области (п.п. 5, 5.1 договора).
В соответствии с п. 6 типовой формы договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, несмотря на своевременное оказание услуг региональным оператором потребителю в порядке исполнения условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 19.11.2020 N 4833/ЮЛ, потребитель до настоящего времени не оплатил оказанные услуги, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов.
В связи с нарушением сроков оплаты оказанных услуг региональным оператором в адрес потребителя направлялись претензии от 03.08.2022 N П-368/ЮР, от 03.03.2022 N П-90/ЮР.
Неисполнение потребителем во внесудебном порядке требований регионального оператора послужило ООО "ТБО "Экосервис" основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 307, 308, 309, 421, 426, 445, 779, 781, 783 ГК РФ, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) и исходил из доказанности наличия задолженности потребителя в заявленном размере, поскольку на ответчике, как собственнике ТКО, лежит обязанность по заключению договора с региональным оператором, при этом объем принимаемых ТКО правомерно был определен истцом исходя из норматива накопления для категории объекта "предприятие торговли" в связи с отсутствием у ответчика собственных контейнеров на зарегистрированной контейнерной площадке. Суд первой инстанции также учитывал, что ИП Калейникова О.В. производила оплату услуг, оказанных в рамках договора N 1755/ЮЛ от 11.03.2019, стороной которого ответчик не является, в том числе с учетом корректировке площади при смене собственника, следовательно, нельзя расценивать произведенную оплату по указанному договору, как оплату, произведенную третьим лицом за ответчика по иному договору с иным способом коммерческого учета.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, при этом общие положения о подряде (ст.ст. 702-729 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст.ст. 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).
Согласно ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден Правилами N 1156.
Частью 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Суд первой инстанции верно указал, что любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. Следовательно, ответчик, ведя свою деятельность, образовывал ТКО. Иного из материалов дела не следует.
При этом потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и складирование отходов вне отведенных для этого специальных мест запрещено.
Суд обоснованно исходил из того, что статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ закреплена обязанность собственника твердых коммунальных отходов заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления.
Согласно пункту 2 Правил N 1156 потребителем является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 8 (2) Правил N 1156 установлено, что при переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для заключения указанного договора.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Форма такого типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641".
Пунктом 8 (4) Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что ответчиком в адрес регионального оператора была направлена заявка на заключение договора с приложением документов, подтверждающих право собственности на спорные помещения, на основании которой истцом подготовлен и направлен проект договора N 4833/ЮЛ от 19.11.2020. При этом ответчиком с заявкой на заключение договора не представлены документы о наличии на территории объекта зарегистрированной контейнерной площадки и контейнеров для накопления ТКО.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции верно исходил из того, что ответчик не является стороной по договору N 1755/ЮЛ от 11.03.2019, в связи с чем, согласованный между третьим лицом и ответчиком договорной объем и методика учета и расчета в рамках договора N 1755/ЮЛ не может быть применена к правоотношениям между ответчиком и региональным оператором. Судом обоснованно отмечено, что оплата услуг ИП Калейниковой О.В. производилась в рамках исполнения обязательств по договору N 1755/ЮЛ и не может быть зачтена в счет исполнения ответчиком обязательств по оплате услуг регионального оператора.
Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств заключения трехстороннего соглашения между региональным оператором, ИП Калейниковой О.В. и ИП Ерохиным В.Н.
Таким образом, поскольку ответчик является собственником нежилого помещения на спорном объекте, в исковой период между сторонами действовали условия договора N 4833/ЮЛ от 19.11.2020, заключенного на условиях типового. Вопреки аргументации апеллянта, оснований считать указанный договор незаключенный не имеется.
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Региональный оператор по обращению с ТКО вывозит их из мест (площадок) накопления, определенных органом местного самоуправления.
Отношения между истцом и ответчиком регулируются договором N 4833/ЮЛ от 19.11.2020, согласно которому объем принимаемых ТКО за период определен исходя из норматива накопления ТКО для объекта категории "предприятия торговли: торгово-развлекательные комплексы, торговые центры".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом а) пункта 5 настоящих Правил, в частности, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 6 Правил коммерческого учета, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных правил.
При этом под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абзац девятый статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 7 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ, ст. 4 Правил N 1156 региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Заявителем жалобы в материалы дела не представлена информация о том, что им в спорный период была зарегистрирована собственная контейнерная площадка в реестре мест (площадок) накопления ТКО, в связи с чем, оснований для расчета по фактическим объемам у регионального оператора не имелось, следовательно, коммерческий учет ТКО обоснованно осуществляется региональным оператором расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с иным региональным оператором, на основании которых можно сделать вывод о том, что потребитель не пользуется услугами регионального оператора, ответчиком не представлено.
Доказательства неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором услуг, в том числе акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленные в спорный период, в материалы дела не представлены.
Таким образом, учитывая обязанность потребителя осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора, истец в любом случае оказывал ответчику услуги по обращению с ТКО.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности истцом факта оказания услуг в спорный период, их объема и стоимости.
Ссылка апеллянта на письмо ФАС России N ВК/67016/21 от 11.08.2021 отклоняется судом апелляционной инстанции, так как согласно разделу 4 указанного письма сторонами может быть выбран способ коммерческого учета по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, в случае если контейнеры потребителя и места (площадки) накопления ТКО соответствуют нормам действующего экологического законодательства и внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба с учетом конкретных обстоятельств дела не содержит.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 марта 2023 года по делу N А60-47434/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-47434/2022
Истец: ООО ТБО ЭКОСЕРВИС
Ответчик: Ерохин Вячеслав Николаевич, ИП Калейникова Ольга Валентиновна
Третье лицо: Ерохина Татьяна Всеволодовна