23 июня 2023 г. |
Дело N А83-13900/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей |
Приваловой А.В., Градовой О.Г., Кравченко В.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 марта 2023 года по делу N А83-13900/2022, рассмотренному по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым к муниципальному общеобразовательному учреждению "Кондратьевская школа" Джанкойского района Республики Крым о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению "Кондратьевская школа" Джанкойского района Республики Крым (далее - страхователь, школа) о взыскании финансовых санкций в размере 4 000,00 руб.
Определением суда от 06.03.2023 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена истца по делу - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - заявитель, отделение фонда) ввиду произошедшей реорганизации юридического лица.
Решением Арбитражного суда Республики Крым 13.03.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, отделение фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что отделением фонда в результате документальной проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета были выявлены ошибки (несоответствия) в представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-СТАВЖ за 2017, 2018, 2019, 2020 гг. в части проставления кода льготы 27-ПД в отношении двух застрахованных лиц, в связи с чем ему было направлено уведомление от 26.11.2021 N 125 об устранении ошибок, составлены акты проверки от 13.12.2021 по каждому отчетному периоду и 18.01.2022 приняты решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за представление недостоверных сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за указанные периоды в общей сумме 4 000 руб. На основании указанных решений страхователю были выставлены требования об уплате финансовых санкций, в добровольном порядке финансовые санкции не уплачены, что явилось основанием для обращения в суд с требованием о взыскании. Отделение фонда считает, что действовало в рамках действующего законодательства, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу школа не согласилась с приведенными в ней доводами и полагает, что основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют, жалоба не подлежит удовлетворению.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Определением апелляционного суда от 06.06.2023 в порядке статьи 153.2 АПК РФ удовлетворено ходатайство представителя отделения фонда об участии в судебном заседании, назначенном на 20.06.2023 на 9 час. 30 мин., путем использования системы веб-конференции.
Однако представитель отделения фонда в указанное время к веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) не подключился, о чем составлен соответствующий акт, при этом технические условия проведения судебного заседания посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" судом соблюдены. Отделение фонда повторно не явилось в судебное заседание, ввиду отсутствия подключения к веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" судебное заседание, назначенное на 23.05.2023, откладывалось.
От муниципального общеобразовательного учреждения "Кондратьевская школа" Джанкойского района Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В силу положений статей 156, 266 АПК РФ неявка представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных дате и времени проведения судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, муниципальное общеобразовательное учреждение "Кондратьевская школа" Джанкойского района Республики Крым 09.02.2015 зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном отделении Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (регистрационный номер 091002002600).
В результате проведенной документальной проверки отделением фонда были выявлены ошибки (несоответствия) в представленных страхователем сведениях индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019, 2020 гг. о страховом стаже на соответствующих видах работ застрахованных лиц, в связи с чем страхователю было направлено уведомление N 125 от 26.11.2021 об устранении ошибок и (или) несоответствий между предоставленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у отделения фонда. Проверкой установлена недостоверность сведений индивидуального персонифицированного учета застрахованных лиц Мельничук Л.И. и Горецкой Д.В., проставления в сведениях кода льготы 27-ПД в региональные нерабочие праздничные дни и не проставления кода льготы 27-ПД в период прохождения ими курсов повышения квалификации.
В силу того, что корректировочные сведения по форме СЗВ-СТАЖ по каждому отчетному периоду не представлены, отделением фонда оформлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.12.2021 N 091S18210012585, N 091S18210012586, N 091S18210012587 и N091S18210012588.
На основании актов проверки отделением фонда 18.01.2022 вынесены решения N 091S19220000335, N 091S19220000336, N 091S19220000337 и N 091S19220000338 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за предоставление недостоверных сведений о страховом стаже относительно двух застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за отчетные периоды 2017 -2020 гг. в общей сумме 4 000 руб. (1000 руб. х 4).
На основании указанных решений в адрес страхователя были направлены требования от 17.02.2022 N 091S01220001876, N 091S01220001877, N 091S01220001878 и N 091S01220001879 об уплате финансовых санкций в срок до 09.03.2022.
В добровольном порядке в установленный срок сумма финансовых санкций страхователем не уплачена, что послужило основанием для обращения отделения фонда в арбитражный суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании образовавшейся задолженности.
01.06.2022 Арбитражным судом Республики Крым вынесен судебный приказ по делу N А83-10688/2022 о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения "Кондратьевская школа" Джанкойского района Республики Крым задолженности по финансовым санкциям в размере 4000,00 руб., который впоследствии отменен определением арбитражного суда от 14.06.2022 в порядке части 4 статьи 229.5 АПК РФ, в связи с поступлением возражений относительно его исполнения.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения отделения фонда в арбитражный суд с иском о взыскании.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения школы к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда и отклоняет доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Указанные сведения для индивидуального (персонифицированного) учета страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц", утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п.
В рассматриваемом случае отделение фонда считает, что страхователем в представленной отчетности по форме СЗВ-СТАЖ неверно включены в льготный стаж работников Мельничук Л.И. и Горецкой Д.В региональные нерабочие праздничные дни, установленные Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 55-ЗРК/2014, а также Указами Главы Республики Крым от 30.03.2017 N 16-У, от 02.02.2018 N 32-У, от 05.03.2019 N 88-У, от 26.03.2020 N 76-У.
Школа считает исключение региональных праздников для исчисления льготного стажа работников неправомерным.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно счел неправомерным исключение региональных праздников из льготного стажа педагогических работников.
По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 N 1-П).
Согласно пунктам "б", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На федеральном уровне данные правоотношения регулируются Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ и нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 55-ЗРК/2014 "О праздниках и памятных датах в Республике Крым" установлено, что день воссоединения Крыма с Россией является нерабочим праздничным днем на территории Республики Крым. По просьбе религиозных организаций Глава Республики Крым может объявить религиозный праздник нерабочим праздничным днем на территории Республики Крым (статья 2).
Согласно статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с данной статьей, допускается издание органами власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при соблюдении следующих условий: вопросы по которым они издаются, не должны быть урегулированы на федеральном уровне, они не должны противоречить федеральным законам и снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены праздничные дни, отмечаемые на всей территории Российской Федерации. Однако каждый регион Российской Федерации имеет свои национальные, исторические, религиозные и иные особенности и традиции, поэтому, правоотношения, связанные с этими особенностями и традициями, не могут быть урегулированы на федеральном уровне.
Кроме того, в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положение о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти.
Из изложенного следует, что издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из указанных особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила исчисления).
Пунктом 4 Правил исчисления предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из пунктов 5 и 6 Правил исчисления следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке.
При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил).
В силу части 1 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Время отдыха - это время, в которое работник свободен от трудовых обязанностей (статья 106 Трудового кодекса Российской Федерации). К видам времени отдыха относятся, в том числе выходные дни и отпуска.
В соответствии со статьей 107 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочие праздничные дни являются временем отдыха.
Согласно статье 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.
Относительно второго установленного отделением фонда нарушения, выразившегося в непроставлении страхователем в сведениях индивидуального персонифицированного учета застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ кода льготы 27-ПД в период прохождения курсов повышения квалификации работниками, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
Страхователь при непроставлении кода льготы 27-ПД в периоды прохождения застрахованными лицами курсов повышения квалификации руководствовался законодательством, действующим на момент предоставления сведений по форме СЗВ-СТАЖ.
Так, в силу пункта 2.3.26 постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п (в действующей на момент предоставления сведений за 2017-2020 годы редакции), которым утвержден порядок заполнения формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", предусматривалось, что для застрахованных лиц, работающих в территориальных условиях труда или на видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, код территориальных условий труда или код особых условий труда и условий для досрочного назначения страховой пенсии не указывается, если при отражении сведений в графе 11 "Дополнительные сведения" формы указаны дополнительные сведения: повышение квалификации с отрывом от производства - "КВАЛИФ".
Возможность проставлять код льготы в периоды, отмеченные в сведениях пояснением "КВАЛИФ" появилась только с 06.09.2021 после принятия Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации постановления N 304п "О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п" (зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2021 N 66175).
При этом постановление N 304п, как и постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2021 N 332, с принятием которого повышение квалификации стало засчитываться в льготный стаж, не содержат положений о распространении своего действия на предыдущие отчетные периоды и не предусматривают обязанность страхователя корректировать предоставленные ранее сведения.
Как верно отметил суд первой инстанции, частью 1 статьи 16 Закона N 27-ФЗ обязанность вносить корректировку в предоставленные страхователями сведения в случае изменения пенсионного законодательства возлагается на сами органы Пенсионного фонда.
Из материалов дела следует, что сведения в отношении вышеуказанных застрахованных лиц предоставлялись страхователем своевременно (сведения за 2017 год были предоставлены до 01 марта 2018 года, сведения за 2018 год - до 01 марта 2019 года, сведения за 2019 год - до 01 марта 2020 года, сведения за 2020 год - до 01 марта 2021 года).
При указанных обстоятельствах отсутствует недостоверность сведений в представленной страхователем отчетности, в связи с чем не соответствует закону привлечение школы указанными выше решениями к ответственности за непредставление полных и достоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Кроме того, суд обоснованно заключил, что в соответствии с абзацем 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года.
Срок привлечения к ответственности по итогам сведений за 2017 год истек 01 марта 2021 года, в связи с чем взыскание по решению от 18.01.2022 N 091S19220000335 производиться не может.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, повторяют позицию, изложенную отделением фонда в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции по указанным в апелляционной жалобе доводам.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 марта 2023 года по делу N А83-13900/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-13900/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОНДРАТЬЕВСКАЯ ШКОЛА" ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ