22 июня 2023 г. |
Дело N А84-2377/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
с участием в судебном заседании:
представителя Государственного бюджетного учреждения "Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя" - Овсянников Д.В.,
представителя Управления Федерального казначейства по г. Севастополю - Поляков А.Э.,
представителя Министерства обороны Российской Федерации (посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) - Григорян Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения "Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 декабря 2022 года по делу N А84-2377/2022, рассмотренному по заявлению Государственного бюджетного учреждения "Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя" к Управлению Федерального казначейства по г. Севастополю, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента городского хозяйства города Севастополя, Министерства обороны Российской Федерации, Правительства Севастополя, общества с ограниченной ответственностью "Комплект", об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
ГБУ "ССПД г. Севастополя" обратилось в суд первой инстанции с заявлением о признании недействительным выданного 17.03.2022 УФК по г. Севастополю представления N 74-17-10/624 об устранении причин и условий бюджетного нарушения - оплаты за счет средств федерального бюджета 5.291.674,47 руб. за работы по укладке покрытия асфальтобетона за границами воинского захоронения, и о возврате федеральных средств в Департамент городского хозяйства города Севастополя для возврата в федеральный бюджет 1.785.080,85 руб., расходованных на оплату услуги по строительному контролю и благоустройству территорий воинских захоронений.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что заявитель допустил бюджетные нарушения - неэффективное и неправомерное использование средств субсидии из федерального бюджета, оплатив работы по укладке асфальтобетонного покрытия за установленными учетной карточкой воинского захоронения границами, и оплатив услуги по строительному контролю по благоустройству территорий воинских захоронений.
ГБУ "ССПД г. Севастополя" подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; с нарушением норм материального права и процессуального права.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Минобороны России не согласно с ее доводами, так как расходы на строительный контроль предусмотрены в составе накладных расходов сметной стоимости по государственному контракту между ГБУ "ССПД г. Севастополя" и ООО "Контакт".
В судебном заседании (с перерывом) представитель ГБУ "ССПД г. Севастополя" поддержал доводы апелляционной жалобы, представители УФК по г. Севастополю и Минобороны России возражали против доводов апелляционной жалобы. Представители иных участников в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
Протокольным определением суд апелляционной инстанции на основании статьи 51 и пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ отказал в ходатайстве заявителя о привлечении ООО "Приоритет" к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, так как судом первой инстанции не принято решение о правах и об обязанностях этого лица, судебный акт напрямую не может повлиять на права или обязанности ООО "Приоритет" по отношению к заявителю.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции приобщил к делу дополнительные доказательства, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
С 18.11.2021 по 29.12.2021 на основании приказа УФК по г. Севастополю N 292 от 18.11.2021 должностными лицами УФК по г. Севастополю при участии представителя заявителя в отношении ГБУ "ССПД г. Севастополя" проведена внеплановая выездная проверка использования субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетным (автономным) учреждениям, источником которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, имеющих целевое назначение. По результатам проверки 29.01.2022 составлен акт N 74-17-27/19.
17.03.2022 на основании этого акта проверки УФК по г. Севастополю выдано представление N 74-17-10/624, резолютивной частью которого от ГБУ "ССПД г. Севастополя" потребовано в срок до 01.06.2022 по заключенным 25.12.2019 между Минобороны России и Правительством Севастополя соглашению N 187-09-2020-060 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополю и 15.06.2020 между Департаментом городского хозяйства города Севастополя и ГБУ "ССПД г. Севастополя" соглашению N 44 о предоставлении из бюджета города Севастополя ГБУ "ССПД г. Севастополя":
1) принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения - расходование средств субсидии в сумме 5.291.674,47 руб. на оплату работ "укладка покрытия из асфальтобетона" по акту о приемке выполненных работ (по форме КС 2) от 06.11.2020 N 2, проведенных за границами воинского захоронения "Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда (г. Севастополь, Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе), установленных учетной карточкой воинского захоронения;
2) принять меры по возврату федеральных средств на сумму 1.785.080,85 руб. в Департамент городского хозяйства города Севастополя для последующего возврата в федеральный бюджет.
Кроме того 21.03.2022 УФК по г. Севастополю выдано Департаменту городского хозяйства города Севастополя представление N 74-17-10/629, резолютивной часть которого потребовано (в том числе) принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений, включая неэффективное использование средств субсидии в сумме 5.291.674,47 руб. на оплату работ "укладка покрытия из асфальтобетона" за границами воинского захоронения "Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда" и нецелевое использование 1.785.080,85 руб. на оплату услуг строительного контроля; 29.05.2023 решением Арбитражного суда города Севастополя по делу N А84-2418/2022 в удовлетворении требований о признании незаконным представленияN74-17-10/629 в части пункта 1 отказано; решение суда не вступило в законную силу, оспорено в апелляционном порядке.
Из акта проверки N 74-17-27/19 и представления N74-17-10/624 следует, что основанием для выдачи представления явились установленные проверкой бюджетные нарушения:
1) не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств, выразившийся в расходовании средств субсидии 5.977.267 руб. (в том числе федерального бюджета 88,53 % - 5.291.674,47 руб.) на оплату платежным поручением N 384279 от 12.11.2020 6.005.329,20 руб. работ "укладка покрытия из асфальтобетона" на основании акта о приемке выполненных работ (по форме КС 2) от 06.11.2020 N 2, проведенных за границами воинского захоронения "Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда (г. Севастополь, Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе), установленных учетной карточкой воинского захоронения; что является нарушением статьи 34 БК РФ, пункта 2 Правил N1036, пункта 2 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Севастополя государственным бюджетным и автономным учреждениям города Севастополя на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 27.03.2015 N 225-ПП, пунктов 1.1, 4.3.3 и 4.3.8 Соглашения от 15.06.2020;
2) неправомерное расходование средств субсидии в общей сумме 2.016.367,60 руб. (в том числе 88,53 % - 1.785.080,85 руб. федерального бюджета) из-за оплаты услуг по строительному контролю на проведение восстановительных работ воинских захоронений, не относящихся к объектам капитального строительства; что является нарушением пункта 2 Правил N 1036, пунктов 1.1 и 4.3.3 Соглашения от 15.06.2020, части 8 статьи 53 ГрК РФ, пунктов 5.1.5 и 5.1.8 Контрактов N73 ССПД и N76 ССПД.
Действительно, между ГБУ "ССПД г. Севастополя" (заказчик) и ООО "Комплект" (генподрядчик, определенный как единственный подрядчик распоряжением Губернатора Севастополя от 26.10.2020 N 333-РГ) заключены государственные контракты на выполнение восстановительных работ (вид восстановительных работ - благоустройство) на территориях воинских захоронений города Севастополя:
- 04.09.2020 N 73ССПД (с учетом дополнительных соглашений N1 от 19.10.2020, N 2 от 23.10.2020, N 3 от 27.11.2020, N 4 от 30.12.2020) на 24 объектах, в том числе на Городском кладбище (5-й км Балаклавского шоссе) по объекту Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда (пункт 17 Перечня), цена контракта составила 102.316.848 руб. с НДС;
- 28.10.2020 N 76ССПД (с учетом дополнительного соглашения N1 от 20.12.2020) на 3 объектах, расположенных в районе Черноречье, с. Фруктовое, пгт. Кача, цена контракта 1.286.362,80 руб. с НДС.
По условиям этих контрактов состав и объем работ определяются технической документацией (Приложение 2), характеристика работ - по локальному сметному расчету стоимости.
В дело представлены сводные сметные расчеты стоимости строительства, локальные сметные расчеты, объективные сметные расчеты, положительные заключения негосударственной экспертизы проектной документации, иных представленных документов (пояснительная записка, сводный сметный расчет стоимости строительства - благоустройства объекта, локальный сметный расчет, ведомость объемов работ, дефектная ведомость, техническая документация) по объектам, указанным в названных государственных контрактах N 73ССПД и N 76ССПД.
По этим заключениям сметные расчеты соответствуют нормативным и проектным решениям, физическим объемам включенных в ведомость работ, сметная стоимость определена достоверно.
В том числе, по воинскому захоронению "Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда" представлены сводный сметный расчет стоимости строительства - благоустройства объекта, локальный сметный расчет, ведомость объемов работ, дефектная ведомость, техническая документация, положительное заключение экспертизы проектной документации (сметной документации) N 91-2-21-2-0126-29, разработанная в 2020 году ООО "Приоритет" по государственному контракту N 36ССПД от 07.05.2020 техническая документация. В установленном законом порядке этот контракт не признан недействительным.
Согласно этим документам сметная стоимость достоверна и составила 48.295,364тыс.руб. (в т.ч. НДС 8.049,228тыс.руб.), включая строительные работы 47.050,692тыс.руб., монтажные - 232,804тыс.руб., прочие - 1.011,868тыс.руб. Исходные данные для разработки технической документации - задание на восстановительные работы; общее описание объекта: памятник - прямоугольник 36х40м, могилы расположены под стеной по периметру аллеи в форме буквы "П", аллею разделяет тротуарная дорожка из бетонной плитки, по периметру могил и у входа и по краям тротуарной дорожки - небольшие клумбы; при восстановлении объекта будут произведены работы по устройству асфальтового покрытия, покрытия из гранитной плитки, установки бортового камня, ремонт кровли, облицовка гранитной плитки, оштукатуривание и окраска стен павильона, устройство ограждения из метала высотой 1-м, длиной 72-м.
По акту выполненных работ N 2 от 06.11.2020 генподрядчик ООО "Комплект" сдал, а заказчик принял выполненные с 21.10.2020 по 06.11.2020 на объекте: "Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда (Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе)", работы на общую сумму 6.005.329,20 руб., в т.ч. НДС 20% 1.000.888,20 руб. В стоимость работ включены (в т.ч.) затраты на строительный контроль 2,14% от 4.899.590 руб. - 104.510 руб. Характер выполненных работ - укладка покрытия из асфальбетонна. Акт подписал инженер контроля ООО "САВБИЛД Инженеринг" В.А. Глоба.
ГБУ "ССПД г. Севастополя" (заказчик) и ООО "Комплект" (подрядчик) заключили 10.09.2020 с ООО "САВБИЛД Инженеринг" договор на оказание услуг по осуществлению строительного контроля объекта: "Территории воинских захоронений города Севастополя" по выполняемым подрядчиком по государственному контракту N 73ССПД от 04.09.2020, в том числе по вышеназванному воинскому захоронению; цена договора - 2.018.238,42 руб. без НДС, источник - денежные средства подрядчика.
По подписанным заказчиком, подрядчиком и ООО "САВБИЛД Инженеринг" актам выполненных работ по объектам, указанным в государственных контрактах N 73ССПД и N 76ССПД, в стоимость выполненных работ включены расходы на строительный контроль в размере 2,14%:
138.830 руб., 59.887 руб., - (минус) 10083 руб., 24.776 руб., 34.922 руб. Братское кладбище воинов 315-й стрелковой дивизии (с. Орловка);
23.864 руб. Братское кладбище советских воинов (с. Верхнесадовое);
37.325 руб. Надгробье над братским захоронением минометчиков 79-й морской стрелковой бригады и старшего политрука А.Г. Толмачева (1914 - 16.06.1942) (г. Инкерман, в конце улицы Погорелова в районе северного входа в Цыганский тоннель;
61.214 руб. Братская могила советских воинов (с. Штурмовое);
104.851 руб. Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда (Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе);
41.737 руб. Памятник жертвам фашизма (Новое городское кладбище);
303.854 руб. Братское захоронение советских воинов (Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе);
80.770 руб. Памятник воинам 365-й зенитной батареи (Высота 60,0 район Мекензиевых гор);
67.217 руб. Братская могила воинов 242-й стрелковой дивизии (г. Балаклава, высота Безымянная);
33.868 руб. Братская могила советских воинов (хутор Отрадный);
44.696 руб., 85.997 руб. Братская могила советских воинов (Нахимовский район, Кладбище "Мекензиевы горы";
5.065 руб. Братская могила моряков крейсера "Червона Украина", защитников города, среди которых шестнадцатилетний Сергей Крупин (Кладбище, ул. Пожарова, 9);
6.774 руб. Братская могилам защитников обороны Севастополя 1941-1942 (Кладбище, ул. Пожарова, 9;
46.189 руб. - Братская могила воинов 30-й береговой батареи и 95-й стрелковой дивизии (п. Любимовка);
77.842 руб. Братская могила советских воинов 10-й береговой батареи (п. Любимовка);
8.851 руб. Братская могила советских воинов (с. Родниковое);
10.276 руб. Братская могила минеров флота (Старое городское кладбище);
50.231 руб. Братская могила (Зеленая горка).
При проверке установлено, что на проведение восстановительных работ представлены бюджетные средства 117.873.390 руб. (15 объектов - 107.705.394 руб. и 3 объекта - 10.168.506 руб.); по состоянию на 01.01.2021 по лицевому счету N 21746Ю30000 субсидия по коду 842295 2019 года выплачена на 13.745.614,80 руб., остаток - 2.801.169,60 руб., по коду 842296 2020 года выплачена на 93.017.088 руб., остаток - 27.699.519 руб.; ГБУ "ССПД г. Севастополя" 27.01.2021 возвратило на лицевой счет N 04742D49780 Департамента городского хозяйства города Севастополя дебиторскую задолженность: по коду субсидии 842295 - 2.801.169,60 руб. платежным поручением N 501059, по коду 842296 - 27.699.519,60 руб. платежным поручением N501061.
В дело представлены платежные поручения, согласно которым:
- 14.10.2020 УФК по г. Севастополю перечислило Департаменту городского хозяйства города Севастополя по его заявке на кассовый расход N 446 от 13.10.2020 платежным поручением N 336151 117.873.900 руб. как предоставление субсидии из бюджета Севастополя на цели, не связанные с выполнением госзадания: проведение восстановительных работ на территориях воинских захоронений согласно постановления N 225-ПП от 27.03.2915, КОСГУ-241, код субсидии 842296,
- 03.12.2020 со счета УФК по г. Севастополю (ГБУ "ССПД г. Севастополя") перечислено ООО "Комплект" платежным поручением N 414932 7.951.453,20 руб. в рамках госконтракта N73 ССПД от 04.09.2020 по счету N73 ССПД-18 от 30.11.2020 за выполнение восстановительных работ на территориях воинских захоронений на объекте бр.кл.коин. 315-й стрелк.девиз. (г. Севастополь, Орловка) согласно постановления N 225-ПП от 27.03.2915, КОСГУ-241, код субсидии 842296.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 N 1036 утверждена федеральная целевая программа "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы".
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы", являющихся приложением N 5 к Постановлению Правительства РФ N 1063, субсидии предоставляются на осуществление следующих мероприятий: обустройство мест захоронений останков погибших при защите Отечества, обнаруженных входе проведения поисковых работ; восстановление (ремонт, реставрация, благоустройство) воинских захоронений на территории Российской Федерации; установка мемориальных знаков; нанесение имен (воинских званий, фамилий и инициалов) погибших при защите Отечества на мемориальные сооружения воинских захоронений по месту захоронения.
Постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 N 1112-ПП утверждена государственная программа города Севастополя "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя", в разделе III которой перечислены подпрограммы, реализация мероприятий которых в комплексе призвана обеспечить достижение целей Региональной программы и решение программных задач, в том числе подпрограмма "Развитие благоустройства города Севастополя", включающая в себя благоустройство воинских захоронений.
25.12.2019 между Минобороны России и Правительством Севастополя заключено соглашение N 187-09-2020-060 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополя, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2020-2022 годах бюджету города федерального значения Севастополя субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией федеральной целевой программой "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы", общий объем бюджетных ассигнований в 2020 году 117.873.900 руб., в 2021 - 55.715.600 руб., в 2022 - 14.643.600 руб., уровень софинансирования за счет субсидии: 2020 год - 88,53% (не более 104.353.900 руб.), 2021 - 74,82% (41.685.600 руб.), 2022 - 0,50% (73.600 руб.).
Перечень софинансируемых субсидией мероприятий приведен в Приложении N 1 соглашения N 187-09-2020-060, и предусматривает предоставление субсидии на проведение восстановительных работ, код строки - 01, объем финансового обеспечения на реализацию мероприятия такой же, как указано в пункте 2.2 соглашения, а также утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 N 1112-ПП "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя", которым предусмотрена Подпрограмма 4 "Развитие благоустройства города Севастополя", в задачи которой входит (в том числе) обеспечение надлежащего содержания территорий кладбищ, включая воинские захоронения, и строительство новых.
25.12.2019 между Департаментом городского хозяйства города Севастополя и ГБУ "ССПД г. Севастополя" заключено соглашение N 25 о предоставлении в 2019 году субсидии на мероприятия 4.7 основного мероприятия 4 подпрограммы 4 государственной программы города Севастополя "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя".
15.06.2020 между Департаментом городского хозяйства города Севастополя (учредитель) и ГБУ "ССПД г. Севастополя" (учреждение) заключено соглашение N 44 о предоставлении из бюджета города Севастополя ГБУ "ССПД г. Севастополя" субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Предметом этого соглашения является предоставление в 2020 году из бюджета города Севастополя субсидии в целях реализации вышеназванного мероприятия по проведению восстановительных работ в рамках увековечивания памяти погибших при защите Отечества; субсидия предоставляется по вышеназванному коду БК в пределах лимитов 117.873.900 руб. за счет предоставленных из федерального бюджета бюджету города 104.353.900 руб. (88,53%) и 13.520.000 руб. (11,457%) средства бюджета города Севастополя.
15.05.2020 приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя N 181-ОД решено предоставить вышеназванную субсидию ГБУ "ССПД г. Севастополя" на цели, не связанные с финансовым обеспечением государственного задания, по коду бюджетной классификации 842 050 301404R2990612 (код субсидии 842296) в сумме 117873,9 тыс. руб. на проведение восстановительных работ на территории воинских захоронений города Севастополя в рамках реализации вышеназванного мероприятия 4.7 основного мероприятия 4 подпрограммы 4 государственной программы города Севастополя "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 N 1112-ПП;
Этим приказом N 181-ОД утвержден перечень объектов, в отношении которых будут выполняться восстановительные работы:
1) Братское кладбище воинов 315-й стрелковой дивизии (с. Орловка);
2) Братское кладбище советских воинов (г. Севастополь, с. Верхнесадовое);
3) Надгробие над братским захоронением минометчиков 79-й морской стрелковой бригады и старшего политрука А.Г. Толмачева (1914 - 16.06.1942) (г. Инкерман, в конце улицы Погорелова в районе северного входа в Цыганский тоннель);
4) Надгробье над братским захоронением советских воинов, погибших при освобождении Севастополя в апреле-мае 1944 г. (Балаклавский район, с. Штурмовое, за домом N 20 по улице героев Революции);
5) Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда (Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе);
6) Памятник жертвам фашизма, 1975 г. Авторы скульптур С.А. Чиж, архитектор И.А. Белицкий (Балаклавское шоссе, Новое городское кладбище, Почетная аллея);
7) Надгробье над братским захоронением 243х советских воинов, погибших при обороне Севастополя в 1942 г. (Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе);
8) Памятник воинам 365-й зенитной батареи (г. Севастополь, Высота 60,0 район Мекензиевых гор);
9) Братская могила воинов 242-й стрелковой дивизии (г. Балаклава, высота Безымянная);
10) Надгробье над захоронением неизвестного советского воина (Гагаринский район, хутор Отрадный);
11) Братская могила советских воинов (Нахимовский район, Кладбище "Мекензиевы горы" (западная часть);
12) Братская могила моряков крейсера "Червона Украина", защитников города, среди которых шестнадцатилетний Сергей Крупин (Кладбище, ул. Пожарова, 9);
13) Братская могила защитников обороны Севастополя 1941-1942 (Кладбище, ул. Пожарова, 9);
14) Братские могилы советских воинов (У западной стены городского кладбища (ул. Пожарова).
В Постановлении Правительства Севастополя от 21.11.2016 N 1112-ПП (в ред. от 25.12.2021) указано на тот факт, что за 2020 год выполнены работы по капитальному ремонту и реконструкции на двух объектах: "Братское кладбище воинов 414-й стрелковой дивизии" и "Братское кладбище воинов 89-й стрелковой дивизии"; проведены восстановительные работы на 27 воинских захоронениях, в том числе завершены восстановительные работы на 12 воинских захоронениях за 2019 год:
- Братское кладбище воинов 315-й стрелковой дивизии (с. Орловка);
- Братское кладбище советских воинов (г. Севастополь, с. Верхнесадовое);
- Надгробие над братским захоронением минометчиков 79-й морской стрелковой бригады и старшего политрука А.Г. Толмачева (1914 - 16.06.1942) (г. Инкерман, в конце улицы Погорелова в районе северного входа в Цыганский тоннель);
- Братская могила советских воинов (г. Севастополь, с. Штурмовое);
- Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда (Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе);
- Памятник жертвам фашизма (г. Севастополь, Новое городское кладбище);
- Братская могила советских воинов (г. Севастополь, Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе);
- Памятник воинам 365-й зенитной батареи (г. Севастополь, Высота 60,0);
- Братская могила воинов 242-й стрелковой дивизии (г. Балаклава, высота Безымянная);
- Братская могила советских воинов (г. Севастополь, район хутора Отрадный);
- Братская могила советских воинов (г. Севастополь, Кладбище Мекензиевы горы, памятное место 115-й береговой батареи);
- Братская могила защитников обороны Севастополя 1941 - 1942 (г. Севастополь, Кладбище, ул. Пожарова, 9);
- Братская могила двух воинов-черноморцев (г. Севастополь, Терновский муниципальный округ, район Черноречье);
- Братская могила воинов, погибших при обороне и освобождении с. Фруктового (г. Севастополь, кладбище с. Фруктовое);
- Братская могила гвардейцев-минометчиков Катюши (г. Севастополь, Качинский муниципальный округ, поселок городского типа Кача, квартал Кача-Маяк).
Согласно абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. от 14.03.2022) Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 2, 3,5 пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное (в том числе) государственным (муниципальным) заказчиком:
- нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
- нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;
- нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
Статья 34 БК РФ предусматривает, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств, что предусматривает пункт 1 статьи 306.4 БК РФ.
Согласно пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Как установлено, ГБУ "ССПД г. Севастополя" в рамках государственного контракта заказало выполнение восстановительных работ воинского захоронения "Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда (г. Севастополь, Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе), объем и характер этих работ определен технической и сметной документацией, получившей положительное экспертное заключение.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы акта проверки и представления УФК по г. Севастополю о неэффективном использовании бюджетных средств при производстве восстановительных работ по укладке асфальтобетонного покрытия из-за выполнения таких работ за границами названного воинского захоронения надлежащими доказательствами не подтверждены.
Ссылка на размер воинского захоронения, указанный в учетной карточке воинского захоронения до производства восстановительных работ, не свидетельствует о нарушении ГБУ "ССПД г. Севастополя" принципа эффективности использования бюджетных средств, так как такая карточка не является обязательным первичным документом бухгалтерской (финансовой) отчетности при составлении технической и сметной документации для определения объема и характера восстановительных работ, в полномочия ГБУ "ССПД г. Севастополя" не входит составление и хранение такого вида документов.
Как указано выше, объем и характер восстановительных работ воинского захоронения "Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда (г. Севастополь, Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе) определен исходя из конкретного описания, параметров, составных частей этого мемориального сектора, включающего в себя как могилы воинов, так и элементы благоустройства (дорожка, клумбы, павильон, ограждение), учтены не только площадь отдельных элементов мемориального сектора, но и конфигурация размещения могил воинов, расстояния между ними и необходимость соблюдения требований законодательства, регулирующего вопросы воинских почестей, в том числе Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495.
В последующем, 08.04.2022 Департамент городского хозяйства города Севастополя обратился (письмо N 2299/01-03-01-12/02/22) к Военкому Севастополя с просьбой согласования новой редакции учетной карточки воинского захоронения со включением прохода от входных ворот кладбища до воинского захоронения.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ГБУ "ССПД г. Севастополя" по пункту 1 представления нарушения бюджетного законодательства.
По факту расходования денежных средств на оплату строительного контроля при производстве восстановительных работ по воинским захоронениям суд апелляционной инстанции полагает, что ГБУ "ССПД г. Севастополя" не имело права за средства субсидии оплачивать такие услуги, так как в соответствии с частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Из данных суду апелляционной инстанции пояснений и представленных документов, в том числе регулирующих условия предоставления субсидии следует, что бюджетные средства предоставлялись не для строительных работ, сметная документация восстановительных работ воинских захоронений также не предусматривала расходы на строительный контроль. А потому в этой части требования ГБУ "ССПД г. Севастополя" о признании пункта 2 представления незаконным удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции частично принято с нарушением норм материального права, изложенные в решении суда выводы частично не соответствуют обстоятельствам дела, решение подлежит отмене в части пункта 1 представления казначейства, в этой части требования заявителя подлежат удовлетворению, пункт 1 представления казначейства - признанию незаконным.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 333.40, подпунктами 1, 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ организацией государственная пошлина при обращении с заявлением об оспаривании решения государственного органа уплачивается в размере 3.000 руб., при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда - 1.500 руб., понесенные судебные расходы (в установленном законом размере) подлежат возмещению за счет проигравшей стороны.
Из представленных платежных документов следует, что ГБУ "ССПД г. Севастополя" при подаче заявления в суд первой инстанции уплатило 3.000 руб., при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда - 1.500 руб., суммы понесенных судебных расходов (в общей сумме 4.500 руб.), в связи с чем уплаченные в установленном законом размере, подлежат возмещению за счет Управления Федерального казначейства по г. Севастополю.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 декабря 2022 года по делу N А84-2377/2022 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по г. Севастополю от 17.03.2022 N 74-17-10/624.
В этой части принять новый судебный акт:
Заявленные Государственным бюджетным учреждением "Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя" требования удовлетворить частично.
Признать недействительным пункт 1 представления Управления Федерального казначейства по г. Севастополю от 17.03.2022 N 74-17-10/624.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Управления Федерального казначейства по г. Севастополю (299011, город Севастополь, Балаклавская улица, дом 9, ОГРН: 1147746319302, дата присвоения ОГРН: 24.03.2014, ИНН: 7710959404) в пользу Государственного бюджетного учреждения "Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя" (299008, город Севастополь, улица Пожарова, дом 7, ОГРН: 1179204001745, дата присвоения ОГРН: 01.03.2017, ИНН: 9204564717) понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме 4.500 рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 декабря 2022 года по делу N А84-2377/2022 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2377/2022
Истец: ГБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела г. Севастополя"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, Управление Федерального казначейства по г. Севастополю