г. Санкт-Петербург |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А42-5936/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Загараевой Л.П., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.
при участии:
от истца (заявителя): Шлоссер Т.А. по доверенности от 16.03.2023
от ответчика (должника): Бобарыкина О.М. по доверенности от 29.08.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13690/2023) ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.03.2023 по делу N А42-5936/2021 (судья Суховерхова Е.В.), принятое
по заявлению ФГКУ "СЗТУ имущественных отношений" Минобороны России
к УФНС по Мурманской области
о признании незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, г. Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, дом 5, ОГРН 1027810323342 (далее - заявитель, ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России,Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 03.03.2021 N 232 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением от 10.11.2022 судом произведена замена Межрайонной ИФНС N 1 по Мурманской области на Управление ФНС России по Мурманской области (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 14.03.2023 производство по делу N А42-5936/2021 прекращено в части признания недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области от 03.03.2021 N 232 в части доначисления земельного налога в размере 3 461 355 руб., соответствующих пеней и штрафа в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:18:0000000:1.
Решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области от 03.03.2021 N 232 признано недействительным в части доначисления земельного налога в размере, превышающем налоговую ставку 0,3% в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:19:0050307:589, 51:19:0030173:1; общая сумма штрафа, начисленного по пункту 1 статьи 122 НК РФ, снижена до 10 000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительным решение Инспекции в части доначисления земельного налога за 2019 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 51:18:0000000:21, 51:28:0100004:23, 51:19:0050307:571, 51:18:0030105:1277, 51:18:000000:19, 51:19:000000:128, 51:19:0080101:11, 51:19:0020131:2, 51:19:0050201:1, 51:19:0050201:2, 51:190050205:10, 51:19:0080109:3, 51:19:0050201:19, 51:19:0050201:3, 51:19:0080101:105, 51:19:0060301:4, 51:04:0030001:33, 51:04:0030001:32, 51:19:0050201:33, 51:19:0050304:431, 51:19:0050307:576, 51:04:0070001:22, 51:19:0080302:670, 51:19:0080302:674. По мнению подателя жалобы, на земельных участках, расположенных на территории Мурманской области, расположены объекты недвижимого имущества Министерства обороны РФ, закрепленные за Учреждением на праве оперативного управления и используемые в целях осуществления деятельности Вооружденных Сил РФ.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления доводы жалобы отклонил и просит отменить решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения Инспекции, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 51:19:0050307:589, 51:19:0030173:1 не использовались и не предназначались к использованию с целью обеспечения обороны и безопасности, в связи с чем, подлежит применению налоговая ставка 1,5%.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка по представленной Учреждением 17.01.2020 налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год, по результатам которой, 06.05.2020 составлен акт N 2290 и 03.03.2021 принято решение N 232 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Учреждению доначислено 4 185 553 руб. земельного налога, начислено 767 940,05 руб. пеней, Учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 209 278,26 руб.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу, что в 2019 году Учреждение занизило подлежащий уплате земельный налог, поскольку ряд земельных участков, принадлежащих Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования) не могут быть отнесены к участкам, изъятым из оборота, которые не признаются в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ объектом обложения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 28.05.2021 N 182 апелляционная жалоба Учреждения на решение налогового органа оставлена без удовлетворения.
Считая, что решение инспекции не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Учреждения, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Приняв во внимание решение Управления от 20.04.2021 N 122/1, пункт 62 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 30.06.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции прекратил производство по делу в части требования о признании недействительным решения Инспекции в части доначисления 3 461 355 руб. земельного налога, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа по земельному участку с кадастровым номером 51:18:0000000:1.
Частично удовлетворяя требования Учреждения, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерном исчислении налоговым органом земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:19:0050307:589, 51:19:0030173:1 по ставке, превышающей 0,3 процента, как ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суд первой инстанции указал на отсутствие правовых оснований для вывода о том, что земельные участки не являются изъятыми из оборота, в связи с чем, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы и отзыва, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков, в частности, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);
3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
По своей правовой природе возможность отдельной категории налогоплательщиков (обладающих земельными участками, не признаваемыми объектом налогообложения) в регламентированных законом случаях не уплачивать земельный налог является налоговой льготой (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
В силу положений статьи 65 АПК РФ обязанность по доказыванию правомерности использования налоговой льготы возлагается на налогоплательщика.
Следовательно, Учреждение, заявляя об отсутствии у него обязанности по исчислению земельного налога с принадлежащих ему земельных участков по тому основанию, что такие участки являются изъятыми из оборота, должно доказать указанные обстоятельства и, тем самым, подтвердить обоснованность применения рассматриваемой налоговой преференции.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 12.10.2010 N 3199/10 по делу N А57-1017/09-5, от 28.06.2011 N 18260/10 по делу N А60-60572/2009-С10, при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.
При таких обстоятельствах, в случае, если установленный вид разрешенного использования земельного участка не подразумевает использование такого участка исключительно в целях обороны и безопасности (не свидетельствует о размещении на таком участке объектов, указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ), то об ограниченности в обороте (изъятии из оборота) земельного участка может свидетельствовать его фактическое использование в указанных целях (нахождение на нем вышеуказанных объектов).
Из сведений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, относительно вида разрешенного использования спорных земельных участков, а также исходя из данных публичной кадастровой карты Мурманской области, не следует, что спорные участки предназначены исключительно для обеспечения обороны и безопасности, равно как и то, что на них расположены объекты, с которыми пункт 4 статьи 27 ЗК РФ связывает изъятие земель из оборота.
Таким образом, для подтверждения обоснованности применения спорной налоговой льготы учреждению необходимо подтвердить факт непосредственного размещения в 2019 году на принадлежащих ему земельных участках объектов, указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ.
Учреждением в представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год самостоятельно произведено исчисление налога в отношении 1 земельного участка в сумме 419 руб.
Вместе с тем, Инспекцией установлено, что Учреждению в 2019 году на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежали 58 земельных участков, в отношении 29 земельных участков налоговым органом нарушений не установлено.
В отношении 28 спорных земельных участков Инспекцией установлено следующее:
- на 20-ти земельных участках отсутствуют здания, строения, сооружения (признаны ограниченными в обороте в соответствии с абзацем 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ);
- на 5-ти земельных участках, имеющих назначение "земли населенных пунктов, для нужд обороны", расположены объекты недвижимого имущества, фактически не используемые для размещения на постоянной основе деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (признаны ограниченными в обороте в соответствии с абзацем 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ);
- на 3-х земельных участках, имеющих назначение "земли населенных пунктов, для нужд обороны", не подтверждено нахождение (размещение) для постоянной деятельности зданий, строений, сооружений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в связи с чем, данные участки, учитывая фактическое использование находящихся на них объектов недвижимости, отнесены к категории прочих земельных участков в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
В отношении 20 земельных участков с кадастровыми номерами 51:18:000000:19, 51:19:000000:128, 51:19:0080101:11, 51:19:0020131:2, 51:19:0050201:1, 51:19:0050201:2, 51:190050205:10, 51:19:0080109:3, 51:19:0050201:19, 51:19:0050201:3, 51:19:0080101:105, 51:19:0060301:4, 51:04:0030001:33, 51:04:0030001:32, 51:19:0050201:33, 51:19:0050304:431, 51:19:0050307:576, 51:04:0070001:22, 51:19:0080302:670, 51:19:0080302:674 Инспекцией, исходя из анализа, полученных из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сведений и выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), установлено, что данные земельные участки имеют следующее назначение: земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
По указанным земельным участком определена категория земельного участка "земли населенных пунктов", "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешенное использование: "для нужд обороны".
Вступившим в силу решением суда по делу N А42-1107/2020 земельные участки с кадастровыми номерами: 51:18:0000000:19, 51:19:0000000:128, 51:19:0080101:11, 51:19:0020131:2, 51:19:0050201:1, 51:19:0050201:2, 51:19:0050205:10, 51:19:0080109:3, 51:19:0050201:19, 51:19:0050201:3, 51:19:0080101:105, 51:19:0060301:4, 51:04:0030001:33, 51:04:0030001:32, 51:19:0050201:33, 51:19:0050304:431, 51:19:0050307:576, 51:04:0070001:22, 51:19:0080302:670, 51:19:0080302:674 признаны подлежащими налогообложению по ставке 0,3% как ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. На наличие иных обстоятельств и доказательств, которые не были исследованы судом в рамках дела NА42-1107/2020, заявитель при рассмотрении настоящего дела не ссылался.
Учитывая отсутствие доказательств размещения в спорный период в пределах земельных участков для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что данные земельные участки не подлежат признанию изъятыми из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 0,3% как ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В отношении земельных участков с кадастровым номерами: 51:18:0000000:1, 51:18:0000000:21, 51:28:0100004:23, 51:19:0050307:571, 51:18:0030105:1277, имеющих назначение "земли населенных пунктов (разрешенное использование "для нужд обороны"), налоговым органом установлено расположение на них зданий, строений, сооружений и иных объектов недвижимого имущества, фактически не используемых для размещения в них для постоянной деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
На земельном участке с кадастровым номером N 51:18:0000000:1 (г. Кандалакша, ул. Фрунзе, категория земли: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для нужд обороны") по данным выписок из ЕГРН от 15.03.2020 расположены:
- здания трансформаторной подстанции (с 23.01.2014 собственник АО "Оборонэнерго");
- здание (г. Кандалакша, ул. Фрунзе, д. 13), в котором с 24.10.2016 года расположена Военная прокуратура Северного флота - Военная прокуратура Оленегорского гарнизона (письмо от 22.07.2019 N ахо/4799) (том 7 л.д. 27);
- линия электропередач уличного освещения (включая освещение дворовой территории г. Кандалакша, ул. Фрунзе). Согласно информации, представленной Администрацией муниципального образования городское поселение Кандалакша (письмо от 16.04.2019 N 803) по заявлению Администрации 11.01.2019 Управлением Росреестра по Мурманской области данная линия принята на учет как бесхозный объект недвижимости (ранее права собственности никем не оформлялись).
В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами), военные суды.
Согласно пункту 4 статьи 46 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 51:18:0000000:1, на котором расположено, здание занятое Военной прокуратурой Оленегорского гарнизона, в силу пункта 4 статьи 27 ЗК РФ относится к изъятым из оборота.
Учитывая изложенное, решение Инспекции является незаконным в части доначисления земельного налога за 2017 год с соответствующими суммами пени и налоговых санкций в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:18:0000000:1.
Вместе с тем, Управление ФНС по Мурманской области решением от 20.04.2021 N 122/1 отменило решение Инспекции от 03.03.2021 N 232 в части доначисления налога на землю и соответствующих пеней в отношении земельных участков с кадастровым номером 51:18:0000000:1, признав данный земельный участок изъятым из оборота.
В указанной части суд прекратил производство по делу на основании пункта 1 статьи 150 АПК РФ.
На земельном участке с кадастровым номером N 51:18:0000000:21 (расположенном по адресу: г. Кандалакша, район ул. Спекова и ул. Фрунзе (категория земли: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для нужд обороны") по данным выписки из ЕГРН от 25.01.2019 расположена линия электропередач уличного освещения (включая освещение дворовой территории).
Доказательства размещения в спорный период в пределах земельных участков для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований не предоставлено.
На земельном участке с кадастровым номером N 51:28:0100004:23 (расположенном по адресу: г. Полярные Зори, нп. Зашеек (категория земли: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения") по данным Отдела имущественных отношений и муниципального контроля Администрации г. Полярные Зори (письмо от 04.02.2019 исх. N 507), расположено следующее недвижимое имущество: штаб, здание караульного помещения, склады, железнодорожный путь, сети холодного водоснабжения, сети водоотведения фактически не использовались.
Данный земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости с 22.03.2018 в собственности Муниципального образования городское поселение Полярные Зори с подведомственной территорией.
Согласно информации, представленной Отделом имущественных отношений и муниципального контроля Администрации г. Полярные Зори (письмо от 17.04.2019 исх. N 1398) на момент приемки объекты находились в удовлетворительном состоянии, требовалось (и требуется в настоящий момент) проведение ремонтных работ кровельных покрытий на всех объектах, в зданиях отсутствовало какое-либо имущество Минобороны РФ.
Доказательства размещения в спорный период в пределах земельных участков для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований не предоставлено.
На земельном участке с кадастровым номером N 51:19:0050307:571, расположенном в с. Алакуртти (категория земли: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для нужд обороны (участок N 2)") расположены сооружения коммунального хозяйства (с 16.11.2018 собственник РФ, с 18.01.2019 по 31.01.2019 - Муниципальное образование Кандалакшский район, с 31.01.2019 оперативное управление у ФГБУ "ЦЖКУ") и сети теплоснабжения (с 15.11.2018 собственник РФ, 18.01.2019 Муниципальное образование Кандалакшский район (ранее права собственности никем не оформлялись).
Согласно информации, представленной Администрацией сельское поселение Алакуртти (письмо от 26.02.2019 исх. N 287), данный земельный участок фактически ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" в 2017 - 2018 годах не использовался. Объекты, расположенные на участке, имеют разрушенное состояние (разрушен фундамент).
Вступившим в силу решением суда по делу N А42-1107/2020 земельный участок с кадастровым номером: 51:19:0050307:571 признан подлежащим налогообложению по ставке 0,3% как ограниченный в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленный для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
На земельном участке с кадастровым номером 51:18:0030105:1277 (расположенном по адресу: г. Кандалакша, район ул. Спекова, 53 (категория земли: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для нужд обороны") по данным выписки из ЕГРН от 15.03.2020 размещены следующие объекты:
- 51:18:0030116:343 (г. Кандалакша, ул. Спекова, 53, административное здание) с 19.02.2010 собственник АО "Военторг-Запад";
- 51:18:0000000:7779 (г. Кандалакша, ул. Спекова, наружные тепловые сети, форма собственности - муниципальная).
В отношении земельного участка кадастровым номером 51:18:0030105:1277 заявитель указал, что на данном земельном участке располагается военный городок N 1. Вместе с тем, документов в обоснование данного довода, Учреждение не представило.
На основании установленных фактических обстоятельств данного дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 51:18:0000000:21, 51:28:0100004:23, 51:19:0050307:571, 51:18:0030105:1277, принадлежащие Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, не относятся к землям, изъятым из оборота, и, следовательно, подлежат обложению земельным налогом, по ставке 0,3% как ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:19:0050307:589, 51:19:0030173:1, 51:19:0050304:430 и имеющих назначение "земли населенных пунктов" Инспекцией установлено, что на данных земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, фактическое использование которых не связано с обеспечением обороны и безопасности, оборонной промышленности, что в свою очередь не позволяет отнести данные земельные участки к категории как изъятых, так и ограниченных в обороте земельных участков.
Земельный участок с кадастровым номером N 51:19:0050307:589 располагается в с. Алакуртти, ул. Данилова, 7. Категория земли "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для нужд обороны". Земельный участок в проверяемом периоде был занят помещением магазина (адрес с. Алакуртти, ул. Данилова, д. 7, собственник АО "Военторг-Запад"), который был передан ИП Бреус Л.И. в долгосрочную аренду по договору аренды N 34/51 от 21.04.2015 сроком на 5 лет для осуществления коммерческой деятельности в сфере розничной торговли. Также по территории данного участка проходили сети холодного водоснабжения и теплоснабжения, используемые для обеспечения нужд всех потребителей с. Алакуртти.
Земельный участок с кадастровым номером N 51:19:0030173:1 располагается в пгт. Зеленоборский. Категория земли "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для нужд обороны". Согласно выписке из ЕГРН в отношении указанного земельного участка на основании постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил" установлена запретная зона. На земельном участке расположено здание трансформаторной подстанции, собственником которого с 23.01.2014 является АО "Оборонэнерго".
Вступившим в законную силу судебным актом по делу N А42-1107/2020 установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 51:19:0050307:589, 51:19:0030173:1 использовались неограниченным кругом лиц в целях, не связанных с обеспечением обороны и безопасности (располагаются магазины, коммунальные сооружения с оборудованием и инженерными сетями и т.д.), в связи с чем, данные земельные участки не являются изъятыми из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, и подлежат налогообложению по ставке 0,3% как ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Инспекции в части доначисления земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:19:0050307:589, 51:19:0030173:1 в размере, превышающем налоговую ставку 0,3%, с соответствующими пенями и штрафом.
Земельный участок с кадастровым номером N 51:19:0050304:430 располагается с. Алакуртти, ул. Нижняя Набережная. Категория земли "земли населенных пунктов", разрешенное использование "физкультурно-оздоровительные сооружения". На земельном участке расположены сети холодного водоснабжения с кадастровым номером: 51:19:0000000:626, собственником которых с 16.11.2018 являлась РФ, с 18.01.2019 - Муниципальное образование Кандалакшский район (ранее права никем не оформлялись).
Согласно информации, представленной Администрацией сельское поселение Алакуртти (письмо от 02.04.2020 N 128) в 2019 году население с.п. Алакуртти водой и теплом снабжали ООО "Теплонорд", ООО Спецнордпром".
ООО "Спецнордпром" в ходе проверки представлены копии договоров аренды муниципального имущества водно-канализационного хозяйства, заключенных в апреле 2019 года с Комитетом имущественных отношений и территориального планирования администрации муниципального образования Кандалакшский район, копии квитанций, актов, счетов-фактур, выставленных потребителям услуг холодного водоснабжения и водоотведения: физическим и юридическим лицам.
ООО "Теплонорд" представлены образцы квитанций на оплату услуг по водоснабжению, выставленные населению с.п. Алакуртти в 2019 году.
В отношении данного земельного участка Учреждение, не оспаривая факт отнесения земельного участка к категории прочих, указывает на применение недостоверной ставки при расчете земельного налога, со ссылкой на дело N А42-1107/2020, в котором признано правомерным доначисление земельного налога по ставке 0,45% как относящегося к прочим земельным участкам. Вместе с тем, за налоговый период 2019 год налоговым органом производится исчисление земельного налога по ставке 1,5 %, при условии отсутствия изменений фактического использования данного земельного участка, а также перечня расположенных на нем объектов.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил данный довод заявителя, указав, что, поскольку пунктом 5.5 Решения Совета депутатов сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района Третьего созыва от 21.11.2017 N 382 с 2018 года установлена ставка земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к категории прочих, в размере 1,5%, то, учитывая вид разрешенного использования земельного участка и фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, для целей не связанных с обеспечением обороны и безопасности, Инспекция обоснованно пришла к выводу, что спорный земельный участок не может быть признан изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации или ограниченным в обороте, и, следовательно, подлежит налогообложению по ставке 1,5 % как относящийся к прочим земельным участкам.
Доводы налогового органа о том, что фактическое использование находящихся на земельных участках с кадастровыми номерами 51:19:0050307:589, 51:19:0030173:1 объектов недвижимости не связано с обеспечением обороны и безопасности, в связи с чем, данные земельные участки не могут быть признаны ограниченными в обороте, а фактически использовались в целях извлечения прибыли, что позволяет отнести их к категории "прочих земельных участков" с применением налоговой ставки в размере 1,5% отклоняются апелляционным судом.
В соответствии с абзацем 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Указанные положения подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают, что для применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельного участка должны одновременно соблюдаться два условия: земельный участок должен быть ограничен в обороте и предоставлен для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи (изъятые из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности соответствующими объектами, поименованными в этом пункте).
В силу статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами.
Следовательно, основанием для признания нахождения земельных участков в статусе ограниченных в обороте, согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, является принадлежность земельных участков к государственной или муниципальной собственности, а не к частной собственности.
Материалами дела установлено, что спорные земельные участки находятся в государственной собственности, имеют категорию "земли населенных пунктов" и разрешенное использование "для нужд обороны", были предоставлены для нужд обороны.
Таким образом, в рассматриваемом случае выполнена совокупность условий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации для применения пониженной ставки земельного налога.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.03.2023 по делу N А42-5936/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5936/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 1 ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ