г. Москва |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А41-70795/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатовой Е.А.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Алешкевич В.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФИЛАДЕЛЬФИЯ.Ф" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2023 года по делу N А41-70795/22
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФИЛАДЕЛЬФИЯ.Ф" (далее - ООО "ФИЛАДЕЛЬФИЯ.Ф", заявитель) к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, заинтересованное лицо),
о признании, обязании,
третьи лица: Администрация Наро-Фоминского городского округа Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Государственное бюджетное учреждение Московской области "Трест геолого-геодезических и архитектурно-планировочных работ "Мособлгеотрест",
при участии в судебном заседании:
от ООО "ФИЛАДЕЛЬФИЯ.Ф" - Маршакова О.В. по доверенности от 12.07.2021, диплом;
УСТАНОВИЛ:
ООО "ФИЛАДЕЛЬФИЯ.Ф" обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованиями к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным бездействия Комитета лесного хозяйства Московской области и обязании исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0160303:29, находящегося по адресу: Московская область Наро-Фоминский район г. Наро-Фоминск гп Апрелевка ул. Дубки з/у 1, о наложении на земли лесного фонда.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Наро-Фоминского городского округа Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области и Государственное бюджетное учреждение Московской области "Трест геолого-геодезических и архитектурно-планировочных работ "Мособлгеотрест".
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ФИЛАДЕЛЬФИЯ.Ф" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованного лица, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте kad.arbitr.ru.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ФИЛАДЕЛЬФИЯ.Ф" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Выслушав представителя заявителя, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ООО "Филадельфия.Ф" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:26:0160303:29 площадью 1538 кв.м. категории "земли населенных пунктов" вид разрешенного использования "общественное питание", местоположением Московская область Наро-Фоминский муниципальный район гп Апрелевка г. Апрелевка ул. Дубки з/у 1, на основании договора аренды N 6352 от 22.09.2021, дата государственной регистрации 29.11.2021.
Заявитель является собственником объекта - пункт быстрого питания (кафе) по адресу Московская область Наро-Фоминский район г. Наро-Фоминск гп Апрелевка ул. Дубки, кадастровый номер 50:26:0160303:68, право собственности зарегистрировано 12.11.2020.
В 2022 году ООО "Филадельфия.Ф" обратилось в Администрацию Наро-Фоминского городского округа с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
Решением от 20.04.2022 N Р001-2358867249-57807329 Администрация отказала в предоставлении государственной услуги, ссылаясь в том числе на то, что участок расположен в границах земельных участков, отображенных на карте несогласованных вопросов (пересечение сведений государственного лесного реестра и сведений Единого государственного реестра недвижимости).
03.06.2022 ООО "Филадельфия.Ф" обратилось в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости от 03.06.2022 N Р001- 2358867249-59839039.
В ответ Комитет указал, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0160303:29 принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
Между тем, как указано заявителем, по состоянию на 31.08.2022 изменения не внесены.
31.08.2022 ООО "Филадельфия.Ф" обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении информации, на каком этапе находится устранение пересечения, необходимо ли заявителю предоставить еще какие-нибудь документы, какие существуют препятствия для устранения пересечения.
Поскольку ответа не последовало, ООО "Филадельфия.Ф" обратилось в суд с заявленными требованиями.
Из анализа норм статей 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: наличие на стороне заинтересованного лица бездействия и нарушение данным бездействием прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно пунктам 5, 6 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно п. 1 Постановления Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" (далее - Положение) Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
В силу п. 12.33 Положения, одной из обязанностей Комитета является ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области.
Согласно ч. 3 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации.
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и ЕГРН, с тем, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
Согласно п. 6.1 Административного регламента предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - Регламент) результатом предоставления Государственной услуги является: п. 6.1.1. Решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости по форме, приведенной в приложении 1 к Регламенту.
В случае принятия решения, предусмотренного настоящим пунктом, Комитетом составляется акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в порядке, предусмотренном приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение".
Электронный образ указанного акта в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента утверждения направляется в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области для размещения в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области.
Судом первой инстанции установлено, что 17.12.2018, на основании протокола заседания Межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров N 26ПС-940 от 30.11.2018, приложения N 1 к протоколу, Комитетом лесного хозяйства Московской области утвержден Акт N 128/2/10-01/2018ЛА об изменении документированной информации государственного лесного реестра.
В приложении N 1 к протоколу заседания Межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров от 30.11.2018 N 26ПС940 содержится земельный участок с кадастровым номером 50:26:0160303:29 площадью 1538 кв.м.
Согласно представленному Мособлархитектурой информацией в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0160303:29, внесены сведения о принятии Акта об изменении документированной информации государственного лесного реестра N 128/2/10-01/2018-ЛА от 17.12.2018, утвержденного Комитетом лесного хозяйства Московской области: 1538,42 кв.м.
Также в материалы дела заинтересованным лицом представлена Схема наложения на земли лесного фонда земельного участка с кадастровым номером 50:26:0160303:29, из которой следует, что площадь наложения составляет 0 кв.м.
С учетом изложенного, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что обязанности, возложенные законодательством на Комитет лесного хозяйства Московской области, исполнены.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Законом Московской области N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", в целях повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Московской области за счет формирования единого информационного пространства Московской области, обеспечивающего удовлетворение потребностей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организаций, находящихся в их ведении, для реализации своих полномочий, удовлетворение потребностей физических лиц и организаций в пространственных данных, реализации информационного взаимодействия на основе интеграции государственных и негосударственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные, Правительством Московской области постановлено создать государственную информационную систему "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (далее - РГИС), что отражено в постановлении Правительства Московской области от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области").
Согласно п. 5 названного постановления Правительства Московской области от 30.01.2017 N 49/3 информация, содержащаяся в РГИС, является государственным информационным ресурсом Московской области.
Согласно п. 13 данного постановления поставщиками информации являются:
- центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- государственные органы Московской области;
- органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- федеральные органы государственной власти, организации, находящиеся в их ведении, в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС;
- организации в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС.
При этом поставщики информации (в настоящем случае Комитет лесного хозяйства Московской области) обеспечивают достоверность, актуальность и полноту данных РГИС, предоставляемых в соответствии с Перечнем пространственных данных РГИС, Порядком информационного взаимодействия участников РГИС, Соглашением об информационном взаимодействии эксплуатации РГИС.
Распоряжением Комитета лесного хозяйства Московской области от 18.12.2019 N 29РВ-19 утвержден Порядок предоставления сведений о пересечении границ земель государственного лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области, регулирующий процедуру использования электронного сервиса предоставления сведений о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области (далее - Сервис, Порядок).
Сервис используется в целях:
определения наличия или отсутствия пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области;
определения возможности предоставления Комитетом лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости".
Органом, ответственным за предоставление информации посредством Сервиса, является Комитет.
Результатом предоставления Сервиса является информация о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области или о невозможности предоставления информации о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.
Указанным распоряжением установлено, что справка, заверенная усиленной электронной цифровой подписью Комитета, по форме, приведенной в Приложении 1 к настоящему Порядку, содержит:
- сведения о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области, с указанием кадастрового номера земельного участка, лесничества, участкового лесничества, квартала, выдела, площади наложения в метрах квадратных. В случае прохождения земельного участка по процедуре Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" указывается номер протокола межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров либо статус оказания государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости";
- схему наложения границ земель в составе иных категорий на земли лесного фонда с указанием номеров поворотных точек наложения;
- каталог координат наложения земель в составе иных категорий на земли лесного фонда.
Справка готовится с использованием системы РГИС МО, являющейся государственной информационной системой (постановление Правительства Московской области от 30.01.2017 N 49/3). В силу пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Однако, Комитетом лесного хозяйства Московской области, являющимся уполномоченным органом государственной власти в сфере лесных отношений на территории Московской области, не инициирована процедура по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащихся в ГЛР в отношении спорного земельного участка о наложении на земли лесного фонда.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно актуальным сведениям публичного Геопортала РГИС МО, земельный участок пересекается с землями Государственного лесного фонда.
Таким образом, заявление ООО "ФИЛАДЕЛЬФИЯ.Ф" о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости рассмотрено Комитетом не в полном объеме, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, и удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 104 АПК РФ, ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю.
Расходы по уплате государственной пошлины распределены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2023 по делу N А41-70795/22 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Филадельфия.Ф" удовлетворить.
Признать незаконным бездействия Комитета лесного хозяйства Московской области и обязать исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0160303:29, находящегося по адресу: Московская область Наро-Фоминский район г. Наро-Фоминск г.п. Апрелевка ул. Дубки з/у 1, о наложении на земли лесного фонда.
Взыскать с Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Филадельфия.Ф" (ИНН 5030049796) расходы по государственной пошлине по заявлению в размере 300 руб., расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 150 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Филадельфия.Ф" из федерального бюджета 1 700 руб., излишне уплаченных в качестве госпошлины по чеку от 15.09.2022 за подачу заявления, а также 2 850 руб., излишне уплаченных в качестве госпошлины по чеку от 17.04.2023 за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.А. Бархатова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-70795/2022
Истец: Общество с ограниченной ответственнгстью "Филадельфия", ООО ФИЛАДЕЛЬФИЯ.Ф., Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ