г. Владивосток |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А24-4333/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Самофала,
судей И.С. Чижикова, Л.А. Мокроусовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Плетнёвой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-2975/2023
на решение от 24.04.2023
судьи Ю.В. Ищук
по делу N А24-4333/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)
к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения (ИНН 4101156604, ОГРН 1134101001429)
о взыскании 158 259,90 руб.,
при участии (до и после перерыва):
от истца: представитель А.М. Тимошкова (в режиме веб-конференции) по доверенности от 02.12.2022, сроком действия до 09.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 16815), паспорт.
от ответчика: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - ответчик, администрация) о взыскании 158 259 рублей 90 копеек задолженности за оказанные в январе - июне 2022 года услуги теплоснабжения.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 24.04.2023 исковые требования удовлетворены частично, с администрации в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ взыскано 50 075 рублей 28 копеек задолженности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ обжаловало его в порядке апелляционного производства. По доводам жалобы просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции не учтено, что пользователь квартиры по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Аммональная 1а-8, умер, в связи с чем считает, что ответственным лицом является администрация. Апеллянт также ссылается на то, что срок предоставления помещения по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Козельская 7-7 истек 19.08.2020, в связи с чем считает, что данное помещение являлось незаселенным в спорный период, и, следовательно, оплата по нему должна была быть произведена именно ответчиком.
Администрация отношение к апелляционной жалобе не выразила, отзыв на неё не представила.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила, в связи с чем суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в отсутствие указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 21.06.2023 до 13 часов 10 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва представитель ответчика также не явился, что в силу части 5 статьи 163 АПК РФ не является препятствием к продолжению судебного заседания.
Заседание продолжено в том же составе суда при ведении протокола судебного заседания тем же секретарём при участии того же представителя истца.
Судом апелляционной инстанции установлено, что к апелляционной жалобе приложен дополнительный документ, а именно: ответ на запрос сведений об актах гражданского состояния от 11.05.2023, что рассматривается судом апелляционной инстанции как ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции руководствуясь положениями статей 81, 184, 185, части 2 статьи 268 АПК РФ, определил его приобщить как представленное в подтверждение правовой позиции апеллянта.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что 31.10.2022 между ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (ресурсоснабжающая организация, РСО) и администрацией (заказчик) заключен муниципальный контракт N 12-03-06175/22 (далее - контракт), согласно которому РСО обязалось оказать коммунальные услуги по теплоснабжению незаселенных жилых помещений муниципального жилищного фонда Петропавловск-Камчатского городского округа в соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении жилых помещений, указанных в приложении к контракту, а заказчик обязался оплатить оказанные коммунальные услуги по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Цена контракта составляет 4 947 942 рубля согласно приложению к соглашению. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (пункт 2.1 контракта).
Пунктом 2.5 контракта установлено, что заказчик производит оплату коммунальных услуг в отношении незаселенных жилых помещений в течение 15 рабочих дней со дня подписания акта приемки оказанных услуг.
В силу пункта 7.1 контракта настоящее соглашение вступает в силу со дня его заключения и действует до 31.12.2022, а в части расчетом по оплате коммунальных услуг - до полного исполнения обязательств по оплате. Обязательства по контракту распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.
В период с января по июнь 2022 года ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ осуществило поставку тепловой энергии в незаселенные жилые помещения администрации, в связи с чем выставило последней счета-фактуры от 31.01.2022 N 12ГУ-000027/0, от 28.02.2022 N 12ГУ-000064/0, от 31.03.2022 N 12ГУ-000100/0, от 30.04.2022 N 12ГУ-000139/0, от 31.05.2022 N 12ГУ-000163/0, от 01.11.2022 N 12ГУ-000387/0.
Посчитав, что администрация в установленные сроки не оплатила оказанные услуги теплоснабжения, 25.07.2022 учреждение направило в её адрес претензию N 370/У/14/3/18-3469 с требованием в досудебном порядке погасить образовавшуюся задолженность.
Поскольку указанная претензия оставлена администрацией без удовлетворения, учреждение обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с рассматриваемыми требованиями.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции верно квалифицировал правоотношения сторон, как регулируемые положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), с учетом общих положений данного Кодекса об обязательствах, Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу статьи 210 ГК РФ, части 3 статьи 154, части 10 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений многоквартирных домов оплачивают коммунальные услуги именно исполнителям коммунальных услуг согласно условиям соответствующих договоров.
Частью 3 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Такая обязанность лежит в равной мере как на собственниках жилых, так и на собственниках нежилых помещений.
Состав платы за содержание и ремонт жилого помещения расшифрован в пункте 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, согласно которому плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 125 и пунктом 1 статьи 126 ГК РФ, на муниципальном образовании, в чьей собственности находились в указанный период спорные жилые помещения, лежит бремя их содержания и оплаты поставляемых в них коммунальных услуг.
В силу абзаца 7 пункта 2, пунктов 8, 9, 10 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме, имеющем право на получение платы с потребителей за коммунальные услуги могут выступать управляющие организации в случае их выбора в установленном статьей 161 ЖК РФ порядке.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 44, частями 1, 2, 3 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к которым отнесены непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией, решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 8 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Пунктом 8 Правила N 354 установлено, что в силу пунктов 9, 10 настоящих Правил ресурсоснабжающая организация в таком случае является исполнителем коммунальной услуги.
Как установлено материалами дела, собственниками помещений в многоквартирных домах по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Щорса 27, ул. Козельской 7, ул. Аммональной пади 1а, избран непосредственный способ управления такими жилыми домами.
Таким образом, истец в настоящем случае выступает также управляющей организацией в отношении указанных многоквартирных домов, в связи с чем собственники помещений в них вносят плату непосредственно в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт подключения инженерных систем теплоснабжения и снабжения в спорный период рассматриваемых многоквартирных домов подтверждается представленными в материалы дела актами включения в работу ЦТП от 17.09.2021 и сторонами не оспаривается, как не оспариваются начисления истцом ответчику платы за поставленную тепловую энергию в отношении принадлежащих последнему незаселенных муниципальных квартир и их последующая оплата.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что с учетом частичных произведенных оплат на стороне ответчика сложилась задолженность за поставленную в январе - июне 2022 года тепловую энергию в жилые помещения, расположенные по адресам: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Щорса 27-7, ул. Козельская 7-7, ул. Аммональная 1а-8.
Суд первой инстанции, установив, что помещение по адресу: ул. Щорса 27-7 в г. Петропавловск-Камчатском, передано в пользование нанимателю по договору от 15.08.2022 N 65, то есть после окончания искового периода по настоящему спору, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 50 075 рублей 28 копеек за поставленную тепловую энергию в данное помещение.
Повторно оценив правомерность выводов суда первой инстанции в указанной части, суд апелляционной инстанции считает, что судом правомерно удовлетворены требования ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ о взыскании с администрации 50 075 рублей 28 копеек задолженности.
Разногласия сторон возникли в отношении порядка оплаты поставленной тепловой энергии в помещения, расположенные по адресу: ул. Козельская 7-7, ул. Аммональная 1а-8 в г. Петропавловск-Камчатском.
Повторно рассматривая выводы суда первой инстанции в указанной части, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что по договору от 04.02.2016 N 11 помещение по адресу ул. Козельская 7-7, передано в пользование Л.С. Скрипченко.
Пунктом 2 договора предусмотрено, что данное помещение передано в пользование нанимателю на срок до 19.08.2017.
Дополнительным соглашением от 10.07.2019 срок найма спорного помещения продлен до 19.08.2020.
В то же время согласно выписке из поквартирной карточки все наниматели спорного жилого помещения выписаны в срок до 19.08.2020.
Тем не менее, несмотря на сведения из поквартирной карточки, судом первой инстанции со ссылками на положения частей 1 статей 60, 100, 103, части 3 статьи 104 ЖК РФ верно указано на то, что сама по себе выписка нанимателя из поквартирной карточки, как и окончание срока предоставления помещения в наем, не свидетельствуют о фактическом освобождении нанимателем рассматриваемого помещения.
Доказательств освобождения занимаемого помещения по окончании срока действия договора от 04.02.2016 N 11 либо принятии судебного акта о выселении нанимателей из занимаемого помещения, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, учреждением в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ о взыскании с администрации 59 319 рублей 96 копеек задолженности за поставленную тепловую энергию в помещение по ул. Козельская 7-7 за период с января по июнь 2022 года, в связи с чем доводы апеллянта об обратном отклоняются как необоснованные.
Повторно оценив доводы апеллянта о неправомерном отказе в удовлетворении исковых требований ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ о взыскании с администрации 48 864 рублей 66 копеек задолженности за поставленную тепловую энергию в январе - июне 2022 года в помещение по ул. Аммональная 1а-8, суд апелляционной инстанции считает их заслуживающими внимания, а решение суда первой инстанции в указанной части подлежащим изменению, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что помещение по ул. Аммональная, 1а-8, передано в пользование В.П. Пыка по договору найма жилого помещения маневренного фонда от 03.10.2017 N 66 сроком до 06.10.2020.
Факт передачи данного помещения в пользование В.П. Пыка подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего спора в суде апелляционной инстанции, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ представлен ответ на запрос сведений об актах гражданского состояния, согласно которому В.П. Пыка умер 12.02.2019, о чем внесена соответствующая запись акта регистрации смерти N 170199410003800281000 от 19.02.2019.
Таким образом, поскольку В.П. Пыка умер ранее даты возникновения спорного периода образования задолженности, то в период с января по июнь 2022 года спорное помещение являлось незаселенным, вследствие чего обязанность по его содержанию лежала на его собственнике, а именно на администрации.
Доказательств, свидетельствующих о передаче данного помещения в пользование иным лицам в рассматриваемый период, администрацией не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения администрации от обязанности по оплате стоимости поставленной тепловой энергии в помещение по ул. Аммональная, 1а-8, в январе - июне 2022 года в размере 48 864 рублей 66 копеек (8 144 рубля 11 копеек (размер ежемесячной начисленной платы за тепловую энергию * 6 месяцев (период образования спорной задолженности).
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что исковые требования ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ о взыскании с администрации задолженности за поставленную тепловую энергию за январь - июнь 2022 года подлежащими частичному удовлетворению в размере 98 939 рублей 94 копеек (48 864 рубля 66 копеек задолженности за тепловую энергию в помещении по ул. Аммональная 1а-8 + 50 075 рублей 28 копеек задолженности за тепловую энергию в помещении по ул. Щорса 27-7). Правовых оснований для удовлетворения остальной части иска не имеется.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением настоящего спора в суде первой и апелляционной инстанциях, судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку стороны, участвующие в настоящем споре, освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 24.04.2023 по делу N А24-4333/2022 изменить.
Взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации задолженность за фактически потребленную тепловую энергию за период января - июня 2022 года в размере 98 939 (девяносто восемь тысяч девятьсот тридцать девять) рублей 94 копеек.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Самофал |
Судьи |
И.С. Чижиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4333/2022
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения
Третье лицо: ФГБУ жилищно-коммунальная службы N 3 филиала "ЦЖКУ" Минобороны России по ТОФ, ФГБУ ЖКС N 3 филиала "ЦЖКУ" Минобороны России по ТОФ