г. Санкт-Петербург |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А56-100516/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.,
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представитель Одинцова Д.О. по доверенности от 27.03.2023,
от ответчика: не явился, извещен (заявлено ходатайство об участии в судебном заседании путем системы веб-конференции; представителем подключение не обеспечено)
от 3-их лиц: 1), 2) - не явились, извещены,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11363/2023) АО "Евросиб СПб-Транспортные Системы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2023 по делу N А56-100516/2021, принятое
по иску акционерного общества "Евросиб СПб-Транспортные Системы"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
3-и лица: 1) общество с ограниченной ответственностью "Хидан";
2) общество с ограниченной ответственностью "Никомет"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Евросиб СПБ-Транспортные Системы" (далее - истец, АО "Евросиб СПБ-ТС", заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД", подрядчик) о взыскании 1 291 346 рублей 47 копеек убытков с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены общество с ограниченной ответственностью "Хидан" (далее - третье лицо 1, ООО "Хидан"), общество с ограниченной ответственностью "Никомет" (далее - третье лицо 2, ООО "Никомет").
Решением суда от 28.02.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ОАО "РЖД" в пользу АО "Евросиб СПБ-ТС" взысканы 290 563 рубля убытков, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Истец, полагая подлежащими удовлетворению исковые требования на сумму 883 916 рублей 41 копейку, подал апелляционную жалобу на решение суда по настоящему делу.
В жалобе указано на необоснованный отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований на 593 353 рублей 41 копейки в отношении 6 деталей:
- колесная пара N 0119-12230-84;
- колесная пара N 1175-180621-02;
- колесная пара N 252196-29-1992;
- колесная пара N 005014992-85;
- колесная пара N 38264-1175;
- колесная пара N 100992.
22.05.2023 от ответчика в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возражениями против доводов истца.
25.05.20223 в судебном заседании апелляционного суда истец настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Истец, чье ходатайство об участии в судебном заседании через систему веб-конференции было удовлетворено апелляционным судом, подключение к системе веб-конференции не обеспечил, в связи с чем заседание было проведено в отсутствие представителя ОАО "РЖД" на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поддерживая доводы апелляционной жалобы, в отношении колесной пары N 0119-12230-84, истец сослался на отсутствие оригинала расчетно-дефектной ведомости от 18.06.2018, а также на отсутствие разнарядки истца; полагал, что ОАО "РЖД" самостоятельно распорядилось колесной парой, подкатив под вагон N 51510792 третьего лица.
В отношении колесной пары N 1175-180621-02 апеллянт указал на отсутствие полномочий у Солодовникова Д.Ю.; акт приемки-передачи по форме МХ-3 в соответствии с подпунктом 3.17.2. ответчик не представил.
В отношении колесной пары N 252196-29-1992 и колесной пары N 005014992-85 истец не согласился с выводами суда, поскольку из представленных ответчиком документов не следует, что была проведена замена деталей; не был оформлен акт приемки-передачи МХ-1 о принятии на хранение новой детали; представленные ответчиком документы свидетельствуют только о том, что утерянные детали были переданы ему на хранение.
В отношении колесной пары N 38264-1175 истец указал на отсутствие в материалах дела акта от 04.11.2022.
В отношении колесной пары N 100992 из решения суда непонятно, на основании чего суд отказал в удовлетворении исковых требований.
Истец представил в суд апелляционной инстанции сохранную расписку по детали N 1175-10992-1175-12 от 29.12.2013.
Определением апелляционного суда от 25.05.2023 рассмотрение дела отложено на 06.2023, ответчику в порядке подготовки к судебному разбирательству предложено представить письменные пояснения со ссылками на доказательства с учетом объяснений, данных в судебном заседании представителем истца.
29.05.2023 от ОАО "РЖД" в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу.
06.06.2023 в судебном заседании истец настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
С учетом доводов жалобы истца апелляционный суд в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверил законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, проверив решение суда первой инстанции в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции установил следующее.
18.12.2014 между АО "Евросиб СПБ-ТС" (заказчик) и ОАО "РЖД" (подрядчик) был заключен договор N ТОР-ЦДИЦВ/42 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов (далее - договор N ТОР-ЦДИЦВ/42), в соответствии с пунктом 1.1. которого заказчик поручил и обязался оплачивать, а подрядчик принял на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (далее - ТР-2), принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или иином законном основании (далее - грузовые вагоны), в эксплуатационных вагонных депо дирекций инфраструктуры - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (далее - ВЧДЭ), указанных в перечне эксплуатационных вагонных депо подрядчика (приложение N 1), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузовых вагонов, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке.
Цена договора и порядок оплаты согласованы в разделе 2 указанного договора.
Согласно уточненным требования истца убытки составили 1 291 346 рублей 47 копеек рыночной стоимости 22 утраченных деталей.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что в ходе проведенных инвентаризаций заказчиком выявлена недостача деталей, в подтверждение чего АО "Евросиб СПБ-ТС" представило инвентаризационные описи, подписанные представителями АО "Евросиб СПб ТС" и ОАО "РЖД", что причинило истцу убытки.
Неисполнение ответчиком требований АО "Евросиб СПБ-ТС" о возмещении убытков добровольно в претензионном порядке послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело.
На основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции руководствовался нормами статьи 309, статьи 310, статьи 886, пункта 1, пункта 2 статьи 889, пункта 1 статьи 902, статьи 393, статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска частично.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства по доводам апелляционной жалобы, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В данном случае, стороны воспользовавшись правом, предоставленным пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключили смешанный договор с элементами договора подряда и договора хранения.
Настоящий спор возник в связи с ненадлежащим, по мнению истца, исполнением ОАО "РЖД" обязанностей по хранению предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузовых вагонов.
Материалами дела подтверждается факт передачи ответчику на хранение спорных деталей.
Доказательств их возврата поклажедателю ответчик, в нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил.
Апелляционная коллегия судей полагает правомерным отказ в удовлетворении требований по 19 деталям.
АО "Евросиб СПб-ТС" в апелляционной жалобе заявило о несогласии с решением суда в части отказа в удовлетворении требований во взыскании 593 353 рублей 41 копейки убытков в отношении 6 деталей по пунктам: 101, 109, 112, 113, 114, 115 расчета цены иска.
Вместе с тем в апелляционной жалобе истец привел неверный расчет стоимости спорных деталей на 593 353 рубля 41 копейку, поскольку согласно уточненным исковым требованиям истца 05.12.2022 исковые требований по 6 деталям составили 493 256 рублей 68 копеек:
Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции, который указал, что при рассмотрении настоящего дела истец не доказал наличие оснований для взыскания с ОАО "РЖД" 593 353 рублей 41 копейки в отношении 6 неутраченных деталей, по следующим основаниям:
- колесная пара N 0119-12230-84 (пункт 101) подкачена под вагон N 51910792 ОАО "РЖД", реализация ее истцом подтверждается расчетно-дефектной ведомостью от 18.06.2018.
- колесная пара N 1175-180621-02 по акту приема передачи от 18.03.2020 передана на основании письма от 18.03.2020 N 035/1430 водителю ЗАО "Евросиб СПБ-ТС" Солодовникову Д.Ю. АО "Евросиб СПб - ТС" подписало акт приема-передачи данной колесной пары от 04.11.2022, что свидетельствует о том, что она истцом получена. Примечательно, что АО "Евросиб СПб - ТС" подписало акт приема-передачи данной колесной пары от 04.11.2022, что свидетельствует о том, что данная деталь истцом получена. Довод о том, что Солодовников Д.Ю. не является работником, не свидетельствует, что он не мог получить от имени АО "Евросиб СПБ-ТС", подписание АО "ЕвросибСПр-ТС" акта приема-передачи зафиксировало факт получения данной колесной пары заявителем.
- колесная пара N 252196-29-1992 по вагону 52611738 по ст. Астрахань предъявлена неправомерно, т.к. заменена из оборотного запаса ОАО "РЖД" на исправную колесную пару N 0005-265816-88.
Спорная колесная пара N 252196-29-1992 находится на хранении, не утрачена. Суд признал неправомерным исковое требование истца получить рыночную цену за бракованную, неутраченную колесную пару, как за новую. Истец умышленно не распорядился указанной колесной парой, с заявкой о ее возврате с хранения не обращался.
- колесная пара N 005014992-85 по вагону 52638319 заменена из оборотного запаса ОАО "РЖД" на колесную пару N 75611-73.
Согласно сохранной расписке колесная пара N 005014992-85 оставлена истцом на хранении. Истец также не забрал и не распорядился указанной колесной парой, с заявками о ее возврате не обращался, требование о взыскании рыночной стоимости находящейся на хранении и не утраченной колесной пары не правомерно.
- колесная пара N 38264-1175-2012 по вагону 52912805 забракована по коду неисправности 106 - ползун на поверхности катания. Письмом от 03.09.2019 эта колесная пара была заменена на колесную пару из оборотного запаса. Спорна колесная пара N 38264-1175-2012 была отгружена истцу, что подтверждено подписанным сторонами актом МХ-3 от 04.11.2022 о возврате истцу колесной пары с хранения.
- колесная пара N 100992 по вагону 28064616 забракована по коду неисправности 106, снята из-под вагона по акту от 11.01.2014, но на хранение истцом не передавалась. Истцом не обосновано предъявлена данная колесная пара N100992 по ст. Астрахань, т.к. им не предоставлен акту МХ-1 о передаче колесной пары на хранение. У ответчика также отсутствуют документы свидетельствующие о приемке указанной колесной пары на хранение. При этом, также отсутствуют документы, свидетельствующие о производимом ответчиком ремонте вагона N 28064616: акты о выполненных работах ФПУ-26, РДВ.
Доводы апеллянта об обратном не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 указано, что возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее их возмещение, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. Между противоправными действиями и убытками должна быть прямая (непосредственная) причинно-следственная связь. Недоказанность одного из указанных составляющих свидетельствует об отсутствии состава гражданско-правовой ответственности.
Принимая во внимание установленные при рассмотрении дела обстоятельства спорных правоотношений сторон, а также представленные в материалы дела доказательства, а также пояснения сторон, апелляционный суд согласился с судом первой инстанции, который отказал в удовлетворении части исковых требования, в том числе, по заявленным в апелляционной жалобы эпизодам, ввиду недоказанности причинно-следственной связи между действиями ОАО "РЖД" и заявленными истцом убытками.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела с учетом представленных в материалы дела доказательств и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта в обжалуемой части.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду отказа в удовлетворении апелляционной жалобы в полном объеме, расходы по государственной пошлине за рассмотрение настоящей жалобы остаются на истце
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2023 по делу N А56-100516/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-100516/2021
Истец: АО "ЕВРОСИБ СПБ-ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: ООО "Никомет", ООО "ХИДАН"
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14493/2023
23.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11363/2023
28.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-100516/2021