г. Санкт-Петербург |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А21-1005/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Геворкян Д.С.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14569/2023) отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.03.2023 по делу N А21- 1005/2023 (судья Ю.А. Ершова), принятое по заявлению отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области к индивидуальному предпринимателю Поршневой Алене Игоревне о взыскании финансовых санкций за несвоевременное предоставление сведений,
УСТАНОВИЛ:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области (далее - истец, Фонд) обратилось с иском в Арбитражный суд Калининградской области к индивидуальному предпринимателю Поршневой Алене Игоревне о взыскании финансовых санкций в размере 1 000 руб. за несвоевременное предоставление сведений за 2018, январь 2019.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 03.02.2023 данное заявление, с учётом наличия признаков, предусмотренных частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства (далее по тексту -АПК РФ)
Решением в виде резолютивной части Арбитражного суда Калининградской области от 31.03.2023 по делу N А21-1005/2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Отделение Фонда обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о пропуске Отделением Фонда срока исковой давности, поскольку срок добровольного исполнения самого раннего требования истекал 04.06.2019, следовательно, по мнению апеллянта, Фонд мог обратится в суд с требованием о принудительном взыскании финансовых санкций до 04.12.2023. Вместе с тем, судом первой инстанции указанные доводы учтены не были.
В установленный судом апелляционной инстанции срок Предпринимателем отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
Проверка проведена на основе следующих документов: - на основании учетно-регистрационных данных, имеющихся в распоряжении Управления, и Сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2019 года, представленных страхователем 17.02.2019.
- на основании учетно-регистрационных данных, имеющихся в распоряжении Управления, сведений по страхователю, передаваемых в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме ОДВ-1 и сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ - СТАЖ за год 2018 года, представленных страхователем 12.03.2019.
В ходе указанной проверки установлено, что ИП Поршнева А.И. представила ежемесячную отчетность по форме СЗВ-М и ежегодную отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года, за январь 2019 в отношении 1-го застрахованного лица только 12.03.2019, 17.02.2019, то есть с нарушением установленного Законом срока (при установленном сроке для сдачи сведений СЗВ-СТАЖ за 2018 год не позднее 01.03.2019, при установленном сроке для сдачи СЗВ-М не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем ).
В связи с выявленными нарушениями были составлены Акты от 06.03.2019, 14.03.2019 N 049S18190001407, 049S18190001829, о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам проверки правильности заполнения, и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных статьей 11 Закона N 27-ФЗ, вынесены решения от 08.04.2019, 15.04.2019 N 049S19190001868, 049S19190002083, о привлечении страхователя к ответственности предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ в общей сумме 1 000 рублей.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора должнику были направлены требования от 15.05.2019, 20.05.2019 о добровольной уплате задолженности в срок до 04.06.2019, 10.06.2019, которая в добровольном порядке должником не оплачена.В связи с отсутствием добровольного исполнения требования Отделение Фонда обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, пришел к выводу о правомерности вынесенного Фондом решения о привлечении предпринимателя к ответственности в виде финансовых санкций за непредставление страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М в срок установленный законом, вместе с тем, установив в совокупности пропуск срока на принудительное взыскание штрафных санкций в удовлетворении заявления отказал.
В соответствии с частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
На основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2011 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) положения Закона N 27-ФЗ относятся к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из норм Закона N 167-ФЗ и Закона N 27-ФЗ следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Как определено пунктом 1 статьи 104 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной этим Кодексом.
Заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции (пункт 2 статьи 104 НК РФ).
Порядок и сроки взыскания налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов с физических лиц - налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов) нормативно регламентируются статьей 48 НК РФ.
Абзацем 4 статьи 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 этой статьи.
Вместе с тем, положениями части 18 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 20.07.2020 N 237-ФЗ, определены порядок и сроки обращения в суд о взыскании задолженности, отличные от порядка, определенного в ст. 48 НК РФ.
В силу части 18 статьи 17 Закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб. (часть 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 20.07.2020 N 237-ФЗ).
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (часть 20 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 20.07.2020 N 237-ФЗ).
Таким образом, с учетом положений специального законодательства и разъяснений, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании предусмотренных Законом N 27-ФЗ финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть предъявлены в арбитражный суд при наличии следующих условий:
страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям в течение 3 лет превысила 3 000 руб.;
страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям в течение 3 лет не превысила 3 000 руб.
При этом, в первом случае срок обращения в суд - шесть месяцев со дня, когда сумма превысила 3 000 рублей; во втором случае срок обращения в суд - шесть месяцев со дня истечения трехлетнего срока с установленного в первом требовании срока на оплату.
Материалами дела установлено, что по требованию 15.05.2019 N 049S19190001868, (срок добровольного исполнения 04.06.2019) сумма штрафа 500 рублей;
по требованию от 20.05.2019 N 049S19190002083 (срок добровольного исполнения 10.06.2019) сумма штрафа 500 рублей;
Поскольку сумма штрафов не превысила 3000 рублей в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, фонд вправе обратиться в суд в срок до 04.12.2022.
В установленный срок 22.11.2022 Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
На основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и применительно к пункту 3 статьи 48 НК РФ по требованиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Указанная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2019 N 306-КГ18-16966, а также в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
В рассматриваемом случае, судебный приказ по делу N А21-14040/2022 отменен определением суда от 08.12.2022. В суд с заявлением о взыскании санкций Пенсионный фонд обратился 01.02.2023.
Таким образом, Фонд обратился в арбитражный суд в пределах шестимесячного срока, установленного законом для взыскания финансовых санкций в судебном порядке.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Отделения Фонда подлежали удовлетворению.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.03.2023 по делу N А21- 1005/2023 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Поршневой Алены Игоревны (ОГРНИП: 317519000028872, ИНН: 519049573979) в пользу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области (ОГРН: 1023900775580, ИНН: 3904000514) финансовую санкцию в размере 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1005/2023
Истец: ОСФР по Калининградской области
Ответчик: ИП Поршнева Алена Игоревна