г. Санкт-Петербург |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А42-1106/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Геворкян Д.С.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Макашевым В.Э.,
при участии:
от заявителя: Кудакаева О.В. по доверенности от 11.04.2023;
от заинтересованного лица: Тимохин И.Н. по доверенности от 29.08.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15810/2023) ФГКУ "СЗТУ имущественных отношений" Минобороны России
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.03.2023 по делу N А42-1106/2020 (судья Кабикова Е.Б.), принятое
по заявлению ФГКУ "СЗТУ имущественных отношений" Минобороны России
к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области; Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области
о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казённое учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (ИНН 7826001547, ОГРН 1027810323342, адрес регистрации: улица 2 Звенигородская, дом 5, город Санкт-Петербург, 191119) (далее - ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России, Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области (далее - МИФНС России N 1 по Мурманской области, Инспекция) от 30.09.2019 N 187-2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год, и решения Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области (ИНН 5190132315, ОГРН 1045100211530, адрес регистрации: улица Заводская, дом 7, город Мурманск, Мурманская область, 183032) (далее - УФНС России по Мурманской области, ответчик) от 12.12.2019 N 472, вынесенного по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России на решение от 30.09.2019 N 187-2.
Налогового кодекса Российской Федерации, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области от 30.09.2019 N 187-2 в части доначисления земельного налога в размере, превышающем налоговую ставку 0,3 %, начисления соответствующих пеней и налоговых санкций в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:19:0050305:715, 51:19:0050305:714, 51:19:0050307:589, 51:19:0030173:1, 51:18:0040110:6. Снижена общая сумма налоговых санкций, начисленных по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, до 10 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Заявитель, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, суд неправомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку земельные участки являются изъятыми из оборота, используются вооруженными силами и не могут являться объектами налогообложения, полагает, что действиях Учреждения имеются обстоятельства исключающие вину Учреждения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель налогового органа против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Стороны не оспаривали решение суда относительно частичного прекращения производства по делу, в связи с чем в этой части судебный акт не подлежит проверке в апелляционном порядке.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МИФНС России N 1 по Мурманской области по результатам проведённой в соответствии со статьёй 88 НК РФ камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год, представленной Учреждением 30.01.2019, составлен акт налоговой проверки от 20.05.2019 N 187 и, с учётом проведённых дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотренных возражений налогоплательщика, вынесено решение от 30.09.2019 N 187-2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату земельного налога, в виде штрафа в сумме 123 581 руб. 47 коп.
При этом при привлечении к налоговой ответственности налоговый орган, руководствуясь пунктом 1 статьи 112 и пунктом 3 статьи 114 НК РФ, установил наличие смягчающих ответственность обстоятельств и снизил размер налоговой санкции в 8 раз.
Решением от 30.09.2019 N 187-2 ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России также доначислено и предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2018 год в сумме 4 943 259 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 921 480 руб. 82 коп.
Основанием для вынесения решения от 30.09.2019 N 187-2 послужил вывод налогового органа о том, что ряд принадлежащих Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков не могут быть отнесены к участкам, изъятым из оборота, которые не признаются в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом.
Не согласившись с принятым решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Мурманской области.
Решением УФНС России по Мурманской области от 12.12.2019 N 472 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы Учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела УФНС России по Мурманской области направило в суд ходатайство о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в части требования о признании недействительным решения МИФНС России N 1 по Мурманской области от 30.09.2019 N 187-2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 51:18:0000000:1 в сумме 3 461 355 руб. с соответствующими суммами пени и штрафа, поскольку в указанной части решение от 30.09.2019 N 187-2 отменено решением УФНС России по Мурманской области от 20.04.2021 N 122, что исключает как таковое возложение на налогоплательщика в лице Учреждения налоговой обязанности по уплате указанных сумм в бюджет.
Суд первой инстанции производство по делу этой в части прекратил, в остальной части заявление удовлетворил частично, снизив сумму штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частично удовлетворяя требований суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков, в частности, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
При этом пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в силу подпункта 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);
3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ (земельные участки, изъятые из оборота) признаются ограниченными в обороте (подпункт 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).
По своей правовой природе возможность отдельной категории налогоплательщиков (обладающих земельными участками, не признаваемыми объектом налогообложения) в регламентированных законом случаях не уплачивать земельный налог является налоговой льготой (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Обязанность по доказыванию правомерности использования налоговой льготы возложена на налогоплательщика.
Следовательно, Учреждение, заявляя отсутствие у него обязанности по исчислению земельного налога с принадлежащих ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков по тому основанию, что такие участки являются изъятыми из оборота, должно доказать указанные обстоятельства и, тем самым, подтвердить обоснованность применения рассматриваемой налоговой преференции.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 12.10.2010 N 3199/10 по делу N А57-1017/09-5, от 28.06.2011 N 18260/10 по делу N А60-60572/2009-С10 сформулирована правовая позиция, согласно которой при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.
Соответственно, если установленный вид разрешенного использования земельного участка не подразумевает использование такого участка исключительно в целях обороны и безопасности (не свидетельствует о размещении на таком участке объектов, указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ), то об ограниченности в обороте (изъятии из оборота) земельного участка может свидетельствовать его фактическое использование в указанных целях (нахождение на нем вышеуказанных объектов).
Из сведений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, относительно вида разрешенного использования спорных земельных участков, а также исходя из данных публичной кадастровой карты Мурманской области, не следует, что рассматриваемые в настоящем споре участки предназначены исключительно для обеспечения обороны и безопасности, равно как и то, что на них расположены объекты, с которыми пункт 4 статьи 27 ЗК РФ связывает изъятие земель из оборота.
Таким образом, для подтверждения обоснованности применения спорной налоговой льготы Учреждению необходимо подтвердить факт непосредственного размещения в 2018 на принадлежащих ему земельных участках объектов, указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ. По мнению подателя жалобы, суд неправомерно отклонил требования, поскольку земельные участки являются изъятыми из оборота, используются вооруженными силами.
Учреждением в представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год самостоятельно произведено исчисление налога в отношении одного земельного участка с кадастровым номером 51:18:0000000:3 в сумме 419 руб.
Как следует из материалов дела, налогоплательщику в 2018 году на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежали 56 земельных участков, в отношении 24 земельных участков налоговым органом установлено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 389 НК РФ данные земельные участки являются изъятыми из оборота и не подлежат налогообложению.
В отношении 32 земельных участков налоговым органом сделан вывод о том, что 21 из них являются ограниченными в обороте, предоставленными заявителю для нужд обороны, безопасности и таможенных нужд, 5 земельных участков имеют назначение "земли населённых пунктов" (разрешённое использование "для нужд обороны"), на которых расположены здания, строения, сооружения и иные объекты недвижимого имущества, которые фактически не используются для размещения на постоянной основе деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а 6 земельных участков имеют назначение "земли населённых пунктов", на которых расположены объекты недвижимого имущества, фактическое использование которых не связано с обеспечением обороны и безопасности, оборонной промышленности, и в соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ они признаются объектами налогообложения.
В отношении 21 земельного участка Инспекцией, исходя из анализа, полученных из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведений и выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН), установлено, что данные земельные участки имеют следующее назначение: земли населённых пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
1) Земельный участок с кадастровым номером 51:18:0000000:19 расположен по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, категория земельного участка "земли населённых пунктов", разрешённое использование: "для нужд обороны".
2) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0000000:128 расположен по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, 1149-1172 км автодороги СПбМурманск, категория земельного участка "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешённое использование: "для нужд обороны".
3) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0080101:11 расположен по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, категория земельного участка "земли населённых пунктов", разрешенное использование: "для нужд обороны".
4) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0020131:2 расположен по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, категория земельного участка "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешённое использование: "для нужд обороны".
5) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0050201:1 расположен по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, участок в 225 севернее реки Тунтсайоки, категория земельного участка "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешённое использование: "для нужд обороны".
6) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0050201:2 расположен по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, участок в 875 севернее реки Тунтсайоки, категория земельного участка "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешённое использование: "для нужд обороны".
7) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0050205:10 расположен по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, нп. Куолоярви, в северо-западной части кадастрового квартала, категория земельного участка "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешённое использование: "для нужд обороны".
8) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0080109:3 расположен по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, категория земельного участка "земли населённых пунктов", разрешённое использование: "для нужд обороны".
9) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0050201:19 расположен по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, категория земельного участка "земли населённых пунктов", разрешённое использование: "для нужд обороны".
10) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0050201:3 расположен по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, категория земельного участка "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешённое использование: "для нужд обороны".
11) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0080101:105 расположен по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, 1149-1172 км автодороги СПб-Мурманск, категория земельного участка "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешённое использование: "для размещения военных организаций, учреждений и других объектов".
12) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0060301:4 расположен по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, категория земельного участка "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешённое использование: "для нужд обороны".
13) Земельный участок с кадастровым номером 51:04:0030001:33 расположен по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, сп. Алакуртти, категория земельного участка "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешённое использование: "для строительства автодрома".
14) Земельный участок с кадастровым номером 51:04:0030001:32 расположен по адресу: Мурманская обл., Терский р-н, с. Кашкаранцы, категория земельного участка "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешённое использование: "для нужд обороны".
15) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0050201:33 расположен по адресу: Мурманская обл., Терский р-н, с. Кашкаранцы, категория земельного участка "земли населённых пунктов", разрешённое использование: "для нужд обороны".
16) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0050304:431 расположен по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, сп. Алакуртти, ул. Нижняя Набережная, категория земельного участка "земли населённых пунктов", разрешённое использование: "для строительства гаража и ремонтного помещения".
17) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0050307:576 расположен по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, сп. Алакуртти, категория земельного участка "земли населённых пунктов", разрешённое использование: "для нужд обороны".
18) Земельный участок с кадастровым номером 51:04:0070001:22 расположен по адресу: Мурманская обл., Терский р-н, в районе села Тетрино, категория земельного участка: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешённое использование: "для нужд обороны".
19) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0080302:670 расположен по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, сп. Алакуртти, категория земельного участка: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешённое использование: "для размещения объектов, предназначенных для обеспечения обороны и безопасности".
20) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0080302:674 расположен по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, сп. Алакуртти, категория земельного участка: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешённое использование: "для нужд обороны (участок N 2), для нефтеперерабатывающих целей".
21) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0080101:23 расположен по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, категория земельного участка: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешённое использование: "предварительное согласование места размещения ВЛ-330 кВ Кольская АЭС-Ондская ГЭС".
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А42-1107/2020 земельные участки с кадастровыми номерами: 51:18:0000000:19, 51:19:0000000:128, 51:19:0080101:11, 51:19:0020131:2, 51:19:0050201:1, 51:19:0050201:2, 51:19:0050205:10, 51:19:0080109:3, 51:19:0050201:19, 51:19:0050201:3, 51:19:0080101:105, 51:19:0060301:4, 51:04:0030001:33, 51:04:0030001:32, 51:19:0050201:33, 51:19:0050304:431, 51:19:0050307:576, 51:04:0070001:22, 51:19:0080302:670, 51:19:0080302:674, 51:19:0080101:23 признаны подлежащими налогообложению по ставке 0,3% как ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
На наличие иных обстоятельств и доказательств в отношении указанных земельных участков, которые не исследованы судом в рамках дела N А42-1107/2020, податель жалобы не ссылается.
Учитывая отсутствие каких-либо доказательств размещения в спорный период в пределах земельных участков для постоянной деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, Инспекция обоснованно пришла к выводу, что указанные выше земельные участки не подлежат признанию изъятыми из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежит налогообложению по ставке 0,3% как ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
При таких обстоятельствах названные земельные участки признаются ограниченными в обороте, предоставленные заявителю для нужд обороны, безопасности и таможенных нужд, согласно абзацу 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
В отношении пяти земельных участков с кадастровым номерами 51:18:0010103:9, 51:18:0000000:1, 51:18:0000000:21, 51:28:0100004:23, 51:19:0050307:571, имеющих назначение "земли населённых пунктов (разрешённое использование "для нужд обороны"), налоговым органом установлено расположение на них зданий, строений, сооружений и иных объектов недвижимого 16 имущества, фактически не используемых для размещения в них для постоянной деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
1) Земельный участок с кадастровым номером 51:18:0010103:9 (г. Кандалакша, ул. Объездная, 8) принадлежал Учреждению на праве постоянного бессрочного пользования в период с 29.02.2016 по 31.07.2018 (категория земли: "земли населённых пунктов", разрешённое использование: "под размещение складов"). На участке располагались 16 объектов недвижимого имущества - 13 складов, укрытие противорадиационное, хранилище и штаб.
В ходе камеральной проверки установлено, что указанные объекты 31.07.2018 переданы на основании Приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.11.2017 N 1222 в собственность муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района. Администрацией г. Кандалакша, по запросу Инспекции, письмом от 16.04.2019 исх. N 803 представлена переписка с органами Миноброны России по передаче вышеуказанного недвижимого имущества (письма от 18.12.2017 N 54/1/4604, 29.01.2018 N 479, 15.02.2018 N 141/2-1627, 19.03.2018 N 1593, 09.04.2018 N 141/2-3550, 19.07.2018 N 3878), из которой следует, что на момент передачи вышеуказанное имущество находилось в аварийном состоянии, часть объектов разрушена полностью, часть - частично разрушены (выбиты стёкла, отсутствует крыша, двери, помещения захламлены строительным мусором, покрышками, противорадиоционное укрытие завалено). Вся территория земельного участка захламлена, заросшая кустарниками и деревьями.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А42-1107/2020 земельный участок с кадастровым номером: 51:18:0010103:9 признан подлежащим налогообложению по ставке 0,3 % как ограниченный в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленный для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
На наличие иных обстоятельств и доказательств, которые не исследованы судом в рамках дела N А42-1107/2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:18:0010103:9, заявитель не ссылается.
2) На земельном участке с кадастровым номером N 51:18:0000000:21, расположенном по адресу: г. Кандалакша, район ул. Спекова и ул. Фрунзе (категория земли: "земли населённых пунктов", разрешённое использование: "для нужд обороны") по данным выписки из ЕГРН от 25.01.2019 расположена линия электропередач уличного освещения (включая освещение дворовой территории).
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А42-1107/2020 земельный участок с кадастровым номером: 51:18:0000000:21 признан подлежащим налогообложению по ставке 0,3% как ограниченный в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленный для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
На наличие иных обстоятельств и доказательств, которые не исследованы судом в рамках дела N А42-1107/2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:18:0000000:21, заявитель не ссылается.
3) На земельном участке с кадастровым номером 51:28:0100004:23, расположенном по адресу: г. Полярные Зори, н.п. Зашеек (категория земли: "земли населённых пунктов", разрешённое использование: "под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения") по данным Отдела имущественных отношений и муниципального контроля Администрации г. Полярные Зори (письмо от 04.02.2019 исх. N 507), расположено следующее недвижимое имущество: штаб, здание караульного помещения, склады, железнодорожный путь, сети холодного водоснабжения, сети водоотведения фактически не использовались.
Данный земельный участок и расположенные на нём объекты капитального строительства были переданы на основании Приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.11.2017 N 1226 в собственность муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией (фактически приняты 22.03.2018 на основании постановления Администрации г. Полярные Зори от 22.03.2018 N 350).
В соответствии с информацией, представленной Отделом имущественных отношений и муниципального контроля Администрации г. Полярные Зори (письмо от 17.04.2019 исх. N 1398) фактически передача объектов была осуществлена во 2 квартале 2018 года, в зданиях отсутствовало какое-либо имущество Минобороны России. В 2018 году действующие Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования на данном земельном участке не располагались.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А42-1107/2020 земельный участок с кадастровым номером: 51:28:0100004:23 признан подлежащим налогообложению по ставке 0,3% как ограниченный в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленный для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В отношении данного земельного участка с кадастровым номером 51:28:0100004:23 Учреждение указывает на неправомерное начисление земельного налога за 2018 год в связи с передачей данного земельного участка на основании Приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.11.2017 N 1226 в собственность муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об ошибочности правовой позиции заявителя на основании следующего.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце четвёртом пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации за лицом одного из указанных в пункте 1 статьи 388 НК РФ прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Судом установлено, что передача муниципальному образованию земельного участка с кадастровым номером 51:28:0100004:23 произведена на основании Приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.11.2017 N 1226 в порядке реализации Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ).
Частью 11 статьи 3 Закона N 423-ФЗ предусмотрено, что в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, такие права, за исключением прав на перечисленные в пункте 4 части 2 данной статьи объекты и образованные под ними земельные участки, прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре недвижимости. В 2018 году спорный земельный участок находился в постоянном (бессрочном) пользовании Учреждения, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Факт передачи объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, в собственность муниципального образования не влияет на правоотношения, связанные с уплатой земельного налога в отношении этого земельного участка, при наличии сведений о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок Учреждения.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что переход прав на земельный участок с кадастровым номером 51:28:0100004:23 от Минобороны России в лице ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России к муниципальному образованию в 2018 году в ЕГРН не зарегистрирован. Доказательства принятия Учреждением соответствующих мер для внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, либо свидетельствующие о недобросовестном поведении муниципального образования, не представлены.
4) На земельном участке с кадастровым номером N 51:19:0050307:571, расположенном в с. Алакуртти (категория земли: "земли населённых пунктов", разрешённое использование: "для нужд обороны (участок N 2)") расположены сооружения коммунального хозяйства (с 16.11.2018 собственник Российская Федерация, с 18.01.2019 по 31.01.2019 - муниципальное образование Кандалакшский район, с 31.01.2019 оперативное управление у ФГБУ "ЦЖКУ") и сети теплоснабжения (с 15.11.2018 собственник Российская Федерация, 18.01.2019 муниципальное образование Кандалакшский район (ранее права собственности никем не оформлялись).
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А42-1107/2020 земельный участок с кадастровым номером: 51:19:0050307:571 признан подлежащим налогообложению по ставке 0,3% как ограниченный в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленный для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
На наличие иных обстоятельств и доказательств, которые не исследованы судом в рамках дела N А42-1107/2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:19:0050307:571, заявитель не ссылается.
Учитывая отсутствие каких-либо доказательств размещения в спорный период в пределах земельных участков для постоянной деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, Инспекция обоснованно пришла к выводу, что земельные участки с кадастровыми номерами 51:18:0010103:9, 51:18:0000000:21, 51:28:0100004:23, 51:19:0050307:571 подлежат налогообложению по ставке 0,3% как ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
5) На земельном участке с кадастровым номером N 51:18:0000000:1 (г. Кандалакша, ул. Фрунзе, категория земли: "земли населённых пунктов", разрешённое использование: "для нужд обороны") по данным выписок из ЕГРН от 15.03.2020 расположены: - здания трансформаторной подстанции (с 23.01.2014 собственник АО "Оборонэнерго"); - здание (г. Кандалакша, ул. Фрунзе, д. 13), с 24.10.2016 расположена Военная прокуратура Северного флота - Военная прокуратура Оленегорского гарнизона (письмо от 22.07.2019 N ахо/4799); - линия электропередач уличного освещения (включая освещение дворовой территории г. Кандалакша, ул. Фрунзе).
Согласно информации, представленной Администрацией муниципального образования городское поселение Кандалакша (письмо от 16.04.2019 N 803) по заявлению Администрации 11.01.2019 Управлением Росреестра по Мурманской области данная линия принята на учёт как бесхозный объект недвижимости (ранее права собственности никем не оформлялись).
В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами), военные суды. Согласно пункту 4 статьи 46 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 51:18:0000000:1, на котором расположено здание, занятое Военной прокуратурой Оленегорского гарнизона, в силу пункта 4 статьи 27 ЗК РФ относится к изъятому из оборота.
Учитывая изложенное, решение МИФНС России N 1 по Мурманской области от 30.09.2019 N 187-2 является незаконным в части доначисления земельного налога за 2018 год с соответствующими суммами пени и налоговой санкцией в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:18:0000000:1.
Вместе с тем, УФНС по Мурманской области решением от 20.04.2021 N 122 отменило решение МИФНС России N 1 по Мурманской области от 30.09.2019 N 187-2 в части доначисления земельного налога в размере 3 461 355 руб. с соответствующими суммами пени и штрафа в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:18:0000000:1, признав данный земельный участок изъятым из оборота.
Поскольку на момент разрешения спора, оспариваемый ненормативный правовой акт отменен и не нарушает законные права и интересы заявителя, арбитражный суд на основании пункта 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в части признания недействительным решения МИФНС России N 1 по Мурманской области от 30.09.2019 N 187-2 в части доначисления земельного налога в размере 3 461 355 руб., соответствующих пеней и штрафа в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:18:0000000:1 прекратил производство по делу.
В отношении шести земельных участков с кадастровыми номерами 51:19:0050305:715, 51:19:0050305:714, 51:19:0050307:589, 51:19:0030173:1, 51:19:0050304:430 и 51:18:0040110:6, имеющих назначение "земли населённых пунктов", Инспекцией установлено, что на данных земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, фактическое использование которых не связано с обеспечением обороны и безопасности, оборонной промышленности, что в свою очередь не позволяет отнести данные земельные участки к категории изъятых из оборота.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что на названных земельных участках расположенных на территориях с. Алакуртти, г. Кандалакши и пгт. Зеленоборский Мурманской области располагаются объекты недвижимого имущества (магазины, дренажные системы, боксы, детская игровая площадка, сети водоснабжения и теплоснабжения), используемые населением, коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями в целях, не связанных с обеспечением обороны и безопасности, либо оборонной промышленности.
1) Земельный участок с кадастровым номером N 51:19:0050305:715 располагается в с. Алакуртти, ул. Кузнецова, 13. Категория земли "земли населённых пунктов", разрешённое использование "для нужд обороны". На спорном земельном участке расположены: - магазин (51:19:0050305:42, с. Алакуртти, ул. Кузнецова, д. 13), собственником которого с 18.02.2010 является АО "Военторг-Запад", которое передало в аренду данное помещение ООО "УТ Ленво" Кандалакша по договору аренды от 01.05.2015 N 30/51, а последний в дальнейшем в субаренду индивидуальным предпринимателям Скаредновой Е.Г., Григорьевой В.Ф., Дученко А.С., Корепанову А.Ю., что подтверждается договорами аренды, представленными АО "Военторг-Запад" письмом от 17.04.2019 N 1044; - сети теплоснабжения (51:19:0000000:621, с. Алакуртти), принадлежащие на праве постоянного бессрочного пользования ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации.
2) Земельный участок с кадастровым номером N 51:19:0050305:714 располагается в с. Алакуртти, ул. Кузнецова, 13а; категория земли "земли населённых пунктов", разрешённое использование "для размещения военных организаций, учреждений и других объектов". Земельный участок был занят помещением магазина (адрес с. Алакуртти, ул. Кузнецова, д 13а, собственник АО "Военторг-Запад"), однако, согласно письму собственника здания от 17.04.2019 N 1044, в период с 01.01.2017 по 31.12.2018 указанное помещение не использовалось в связи с неудовлетворительным состоянием и отсутствием спроса со стороны арендаторов; также по территории данного участка проходили сети теплоснабжения, находящиеся в оперативном управлении ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации.
3) Земельный участок с кадастровым номером N 51:19:0050307:589 располагается в с. Алакуртти, ул. Данилова, 7; категория земли "земли населённых пунктов", разрешённое использование "для нужд обороны". Земельный участок в проверяемом периоде был занят помещением магазина (адрес с. Алакуртти, ул. Данилова, д. 7, собственник АО "Военторг-Запад"), который был передан ИП Бреус Л.И. в долгосрочную аренду по договору аренды от 21.04.2015 N 34/51 сроком на 5 лет для осуществления коммерческой деятельности в сфере розничной торговли. Также по территории данного участка проходили сети холодного водоснабжения и теплоснабжения, используемые для обеспечения нужд всех потребителей с. Алакуртти.
4) Земельный участок с кадастровым номером: 51:19:0030173:1 располагается в пгт. Зеленоборский; категория земли "земли населённых пунктов", разрешённое использование "для нужд обороны". На земельном участке расположено здание трансформаторной подстанции, собственником которого с 23.01.2014 является АО "Оборонэнерго". Согласно Уставу, утверждённому общим собранием акционеров АО "Оборонэнерго", основными целями являются обеспечение энергоснабжением потребителей, в части поставки и передачи электроэнергии (в том числе гражданам), обеспечение функционирования объектов распределительного электросетевого комплекса, получение прибыли. ПАО "МРСК Северо-Запада" в письме от 05.08.2019 N МР2/4/05-01/5988 сообщило, что 27.04.2016 заключило договор N 28 с АО "Оборонэнерго" на оказание услуг по передаче электрической энергии. АО "Оборонэнерго" в адрес ПАО "МРСК Северо-Запада" выставлялись счета-фактуры на оплату услуг по передаче электрической энергии, акты об оказании услуг за 2018 год. Указанный факт также подтверждён документами, представленными АО "Оборонэнерго" по требованию письмом от 14.06.2019.
5) Земельный участок с кадастровым номером N 51:18:0040110:6 (категория земли: "земли населённых пунктов", разрешённое использование: "для нужд обороны"), находится в черте города Кандалакша (район ул. Питео и ул. Новая) между многоквартирными домами, за МАОУ ООШ N 19, на нём в 2018 году были расположены: - тепловые сети от котельной N 1 (с 20.02.2007 по 12.02.2018 собственником являлась Мурманская область, с 12.02.2018 собственник АО "Тэкос"); согласно письму АО "ТЭКОС" от 18.04.2019 исх. N 03-01/423 в период с 12.02.2018 по 31.12.2018 энергетический производственно-технологический комплекс "Тепловые сети от котельной N 1" передан в аренду АО "Мурманэнергосбыт"; согласно условиям договора аренды арендатор использует арендованное имущество в целях обеспечения общественных потребностей в бесперебойном и качественном теплои электроснабжении объектов недвижимости, расположенных в муниципальном образовании; хозяйственные операции, договорные отношения с ФГКУ "СевероЗападное ТУИО" Минобороны России у АО "Тэкос" отсутствуют; - дренажная система (с 11.05.2015 находится в оперативном управлении МБДОУ "Детский сад" N 12 "Рыбка" г. Кандалакша и является цельным с детским садом объектом недвижимости, который поставлен на баланс учреждения как единый объект); - боксы (51:18:0040110:247, г. Кандалакша, ул. Путейская); согласно информации, имеющейся в налоговом органе, данные боксы с 2017 года находятся в пользовании ИП Романенко Е.А., который в настоящее время проводит мероприятия по регистрации на них права собственности;
Учитывая вид разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами 51:19:0050305:715, 51:19:0050305:714, 51:19:0050307:589, 51:19:0030173:1 и 51:18:0040110:6 (для нужд обороны) и отсутствие каких-либо доказательств размещения в спорный период в пределах земельных участков для постоянной деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, суд считает, что данные земельные участки не являются изъятыми из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, и подлежат налогообложению по ставке 0,3% как ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А42-1107/2020 земельные участки с кадастровыми номерами 51:19:0050305:715, 51:19:0050305:714, 51:19:0050307:589, 51:19:0030173:1 и 51:18:0040110:6 также признаны подлежащими налогообложению по ставке 0,3% как ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. На наличие иных обстоятельств и доказательств, которые не исследованы судом в рамках дела N А42-1107/2020 в отношении вышеуказанных земельных участков, заявитель не ссылается.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение налогового органа в части доначисления земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:19:0050305:715, 51:19:0050305:714, 51:19:0050307:589, 51:19:0030173:1 и 51:18:0040110:6 подлежит признанию недействительным в части доначисления земельного налога в размере, превышающем налоговую ставку 0,3%, с соответствующими пенями и штрафом.
6) Земельный участок с кадастровым номером 51:19:0050304:430 располагается с. Алакуртти, ул. Нижняя Набережная. Категория земли "земли населённых пунктов", разрешённое использование "физкультурнооздоровительные сооружения". На земельном участке расположены сети холодного водоснабжения с кадастровым номером: 51:19:0000000:626, собственником которых с 16.11.2018 являлась Российская Федерация, с 18.01.2019 - муниципальное образование Кандалакшский район (ранее права никем не оформлялись).
В отношении данного земельного участка Учреждение, не оспаривая факт отнесения земельного участка к категории прочих, указало на применение недостоверной ставки при расчёте земельного налога, со ссылкой на дело N А42-1107/2020, в котором признано правомерным доначисление земельного налога по ставке 0,45% как относящегося к прочим земельным участкам.
Вместе с тем, за налоговый период 2018 год налоговым органом производится исчисление земельного налога по ставке 1,5%, при условии отсутствия изменений фактического использования данного земельного участка, а также перечня расположенных на нем объектов.
Довод заявителя судом отклоняется, поскольку пунктом 5.5 Решения Совета депутатов муниципального образования сельского поселения Алакуртти от 21.11.2017 N 382 "О земельном налоге, порядке и сроках уплаты налога на территории сельского поселения Алакуртти на 2018 год" с 2018 года установлена ставка земельного налога в отношении земельных участков, отнесённых к категории прочих, в размере 1,5%.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя согласился с обоснованностью применения при доначислении земельного налога с кадастровым номером 51:19:0050304:430 налоговой ставки 1,5%.
Учитывая вид разрешённого использования земельного участка и фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, для целей не связанных с обеспечением обороны и безопасности, налоговый орган обоснованно пришёл к выводу, что этот земельный участок не может быть признан изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации или ограниченным в обороте, подлежит налогообложению по ставке 1,5% как относящийся к прочим земельным участкам.
Доводы заявителя об отсутствии вины в совершении налогового правонарушения судом обосновано отклонены.
Заявитель указал, что в действиях Учреждения имеются обстоятельства, исключающие его вину в совершении налогового правонарушения, поскольку исчисление налогоплательщиком земельного налога в налоговой декларации за 2018 год в отношении только одного земельного участка обусловлено тем, что из всех принадлежащих Учреждению участков лишь данный участок включен в утверждённый Департаментом имущественных отношений Минобороны России Сводный реестр для расчёта земельного налога федеральных государственных учреждений на 2018 год.
Между тем, не включение Минобороны России в Сводный реестр земельных участков, фактически признающихся объектами налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не может служить основанием для не исчисления земельного налога. Налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить и уплатить соответствующие налоги. Минобороны России, как и Департамент имущественных отношений Минобороны России не является органом государственной власти, уполномоченным давать официальные разъяснения о порядке исчисления, уплаты налогов (сборов, страховых взносов) и применении налогового законодательства.
Соответственно, отнесение Минобороны России земельных участков к ограниченным в обороте в рамках бюджетных правоотношений с Минфином России не может влиять на исполнение налогоплательщиком в лице Учреждения возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей.
В связи с чем суд первой инстанции правомерно посчитал, что спорные земельные участки согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ являются ограниченными в обороте, но не изъятыми из него, то неотражение в налоговой отчетности в полном объеме объектов налогообложения повлекло занижение исчисленных сумм земельного налога. Таким образом, расчет земельного налога за 2018 год произведен инспекцией обоснованно, исходя из кадастровой стоимости спорных земельных участков, периода владения объектом недвижимости в течение календарного года и ставки земельного налога в размере 0,3% в соответствии с абзацем 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что рассмотрение вопроса об отнесении земельных участков к категории ограниченным или изъятым из оборота, относится к компетенции Министерства обороны судом апелляционной инстанции отклонен.
Сам по себе факт отнесения земельного участка к федеральной собственности, подчинение налогоплательщика Минобороны России, а также выполнение им каких-либо задач для нужд обороны по заданиям Минобороны России или иных подчиненных ему организаций, не дает основания для вывода об изъятии спорного земельного участка из оборота и соблюдения условий для применения льготы предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 389 НК РФ.
При рассмотрении дела Учреждение просило учесть наличие смягчающих ответственность обстоятельств и снизить размер штрафа не менее чем в два раза.
В соответствии со статьёй 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 названного Кодекса. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьёй Кодекса за совершение налогового правонарушения.
В статье 112 НК РФ приведён перечень смягчающих ответственность обстоятельств, который не является исчерпывающим.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Таким образом, в силу указанной нормы Налогового кодекса Российской Федерации правом на снижение налоговой санкции при наличии смягчающих ответственность обстоятельств обладает не только налоговый орган, но и суд.
Как разъяснено в пункте 19 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из обстоятельств дела, принимая во внимание статус Учреждения, выполняемые им задачи и цели деятельности, руководствуясь принципом соразмерности, выражающим требования справедливости и предполагающим дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, суд первой инстанции снизил размер штрафных санкций до 10 000 руб., что соответствует пункту 3 статьи 114 НК РФ
Убедительных доводов для дальнейшего снижения размера финансовой санкции в апелляционной жалобе не приведено, из материалов дела не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы подателя апелляционной жалобы о несогласии с оценкой суда имеющихся в деле доказательств по сути направлены на иную оценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.03.2023 по делу N А42-1106/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.С. Геворкян |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1106/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 1 ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области