город Москва |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А40-282936/2022 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи О.Н. Лаптевой (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 апреля 2023 года
по делу N А40-282936/2022, принятое судьей Козловским В.Э.,
в порядке упрощенного производства,
по иску АО "МТЗ ТрансМаш" (ОГРН: 1027739119704)
к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295)
о взыскании убытков,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "МТЗ ТрансМаш" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 58.456,40 руб.
Настоящее дело было рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам, установленным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 апреля 2023 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд исходил из обоснованности заявленных исковых требований.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Указывает на недоказанность истцом совокупности условий, необходимой для взыскания с ответчика убытков в заявленном размере, полагает, что направление истцом своего представителя для участия в расследовании причин отцепки носило добровольный характер, расходы истца, связанные с командированием своего представителя по собственной инициативе, по смыслу закона, являются его необходимыми затратами, возникающими в ходе исполнения своих гарантийных обязательств.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело без вызова сторон в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Истец в рамках настоящего дела отыскивает убытки в размере 58.456,40 руб., образовавшиеся в результате командирования представителя истца для участия в расследовании по факту задержки поезда.
Работник истца Горбунов С.В. был направлен в Ремонтное вагонное депо для участия в расследовании причин отцепки в связи с тем, что истец отвечает за качество, изготовленных им приборов (приборы воздухораспределителя: магистральная часть 55702. 11.2018, главная часть 57801, 11.2018, производства истца, клеймо "6") в течение гарантийного срока.
В обоснование иска, истец указывает, что, по результатам проверки магистральной части 55702. 11.2018 и главной части 57801, 11.2018 воздухораспределителя, установлено, что части воздухораспределителя полностью исправны и не могли привести к задержке поезда, что подтверждается актом от 16.03.2020 г.
Реальной причиной не отпуска тормозов в вагоне N 94458858 с головы поезда и задержки грузового поезда N 2977 явился завал шарнирного соединения вертикального рычага с серьгой "мертвой точки". Основной причиной завала шарнирного соединения вертикального рычага с серьгой "мертвой точки" в вагоне N 94458858 явилось нарушение пунктов Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации", в части недопущения отправления поезда с железнодорожной станции Находка-Восточная с неисправностями, угрожающими безопасности движения поездов осмотрщиками-ремонтниками вагонов пункта технического обслуживания вагонов станции Находка-Восточная.
Данный вывод содержится в Протоколе совещания у начальника Эксплуатационного вагонного депо Уссурийск от 10.03.2020 г. N ДВ ВЧДЭ4318/пр.
Протокол совещания у начальника эксплуатационного вагонного депо Уссурийск от 10.03.2020 г. N ДВ ВЧДЭ4318/пр был размещен в материалах системы КАСАНТ 19.03.2020 г.
Таким образом, 10.03.2020 г., представители эксплуатационного вагонного депо Уссурийск, знали, что магистральная часть 55702. 11.2018 и главная часть 57801, 11.2018 воздухораспределителя на вагоне N 94458858, изготовленные истцом, не причастны к вынужденной задержке поезда N 2977 на станции Шкотово по причине не отпуска тормоза, но не сообщили об этом истцу. Если бы данная информация была известна истцу, необходимость направления специалиста в командировку отпала бы.
Учитывая изложенное, истец полагает, что денежные средства, затраченные на командирование его сотрудника для участия в расследовании причин задержки поезда, являются убытками, и прямо связаны с действиями работников вагонного хозяйства на станции на станции Шкотово Дальневосточной железной дороги, которые безосновательно пришли к выводу о причастности работы приборов воздухораспределителя к возникшему техническому сбою.
Претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд города Москвы с иском по настоящему делу.
На основании пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Истец, как лицо, требующее возмещения убытков, в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьями 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из доказанности истцом наличия совокупности условий, необходимой для взыскания с ответчика убытков в оспариваемом размере, в связи с чем, пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что направление истцом своего представителя для участия в расследовании причин отцепки носило добровольный характер, расходы истца, связанные с командированием своего представителя по собственной инициативе, по смыслу закона, являются его необходимыми затратами, возникающими в ходе исполнения своих гарантийных обязательств, отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Материалами дела подтверждается факт того, что предварительные основания для отцепки вагона сделаны работниками ответчика не верно и не нашли своего подтверждения в ходе проведенного расследования.
Кроме того, материалами дела также подтверждено, что 10.03.2020 г., работникам ответчика уже было известно о том, что продукция, изготовленная истцом, не причастна к вынужденной задержке поезда N 2977 на станции Шкотово по причине не отпуска тормоза, в то время как, расследование причин задержки было назначено на 16.03.2022 г., однако истцу об этом сообщено не было.
Помимо прочего, Протокол совещания у начальника Эксплуатационного вагонного депо Уссурийск от 10.03.2020 г. N ДВ ВЧДЭ4318/пр (документ, в котором содержится вывод о том, что продукция, изготовленная истцом, не причастна к вынужденной задержке поезда) размещен в системе КАСАНТ лишь 19.03.2020 г.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что именно в результате действий ответчика на стороне истца образовались отыскиваемые по делу убытки.
Таким образом, с учетом того, что материалами дела подтверждена совокупность оснований, необходимая для взыскания с ответчика убытков в заявленном размере, суд апелляционной инстанции также приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 апреля 2023 года по делу N А40-282936/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-282936/2022
Истец: АО МТЗ ТРАНСМАШ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"