г. Москва |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А40-23860/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
УВТС СХО ФСО России на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.04.2023 принятого в порядке упрощенного производства по делу N А40-23860/23 по иску УВТС СХО ФСО России к ООО "ГУД КАР" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
УВТС СХО ФСО России обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "ГУД КАР" о взыскании штрафа в размере 350 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 апреля 2023 года в удовлетворении иска отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, взыскать штраф в размере 350 000 руб.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с решением суда первой инстанции.
Ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил возражения.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
07 февраля 2022 г. между истцом (Заказчик) и ответчиком (Поставщик) заключен государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, по условиям которого ответчиком взяты обязательства по поставке автофургона и автомобилей с грузовой бортовой платформой товара для государственных нужд на сумму 7 000 000 руб.
Приложением N 1 (Спецификация) контракта определены сроки исполнения ответчиком обязательств по поставке всего объема товара - до 30.06.2022.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что 01.08.2022 года между сторонами подписано Дополнительное соглашение N 1 о расторжении государственного контракта в связи с неисполнением ООО "ГУД КАР" обязательств по контракту и не поставкой Товара.
Пунктом 3 Дополнительного соглашения предусмотрено, что за неисполнение обязательств по поставке Товара Поставщику в соответствии с п. 6.1. контракта начислен штраф в размере 350 000 руб.
В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пени).
В адрес ответчика направлена претензия от 28.10.2022 N 9/6/УМТС/8-2307 с требованием об уплате штрафа.
Ответчиком претензия оставлена без удовлетворения.
Согласно п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
В соответствии с п. 9.1 ст. 34 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы заявителя апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
07.02.2022 г. между Управлением военно-технического снабжения СХО ФСО России (УВТС СХО ФСО России) (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "ГУД КАР" (далее - Поставщик) был заключен государственный контракт N 2122202257402000000000000/22/4-0164 на поставку автофургона и автомобилей с грузовой ботовой платформой.
В соответствии с пунктом 2.1. контракта цена контракта составляет 7 000 000 рублей, без НДС.
Приложением N 1 (Спецификация) и пунктом 4.1. контракта определены сроки исполнения ответчиком обязательств по поставке всего объема товара - до 30.06.2022. Из условий Спецификации следует, что производителем товара является ООО "Автомобильный завод ГАЗ".
По факту заключения контракта Поставщиком был сделан заказ заводу изготовителю о необходимости приобретения товара с техническими характеристиками, указанными в Спецификации.
Письмом исх. N К-121/770-002-001 от 17.03.2022 г. директором департамента продаж дилерской сети ГАЗ в РФ была доведена информация о невозможности сохранения отпускных цен на изготовление автомобилей в связи со сложившейся экономической ситуацией и изменением себестоимости продукции.
Также из информационного письма ИП Уразова В.И. от 11.07.2022 исх. N 1085-07-2022 следует, что поставка автотранспортных средств, указанных в Контракте была прекращена, так как в опционном оснащении исключена опция "Блокировка дифференциала заднего моста", а также прекращено оснащение автомобилей государственной автоматизированной информационной системой экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" в связи с санкционной политикой компании - изготовителя - "Eaton" (США). Также, отсутствует возможность установки в автомобилях системы АБС, которая для Заказчика является обязательной. Все автомобили, выпущенные после 01 февраля 2022 года, имеют комплектацию, отличающуюся от характеристик автомобилей, указанных в Контракте. Других изготовителей (поставщиков) аналогичного товара с требуемыми характеристиками на территории Российской Федерации не имеется.
Ответчиком в адрес Истца были направлены письма исх. N 20 от 01.04.2022 г., исх. N 35 от 21.04.2022 г. с просьбой расторгнуть указанный контракт в связи с существенным изменением закупочных цен на комплектующие детали иностранных предприятий, используемых заводом изготовителем при сборке автомобилей, а также в связи с наложением санкций на поставку товара (комплектующих деталей), что обусловлено сложившейся геополитической ситуацией в мире.
Дополнительным соглашением N 1 от 01.08.2022 г. N 2122202257402000000000000/22/4-0164 Контракт был расторгнут по соглашению сторон.
На основании п. 3 Соглашения в связи с неисполнением поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщику начислен штраф в размере 350 000 рублей.
Письмом исх. N 86 от 03.08.20232 г. Ответчик просил не применять штрафные санкции на основании Постановления правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом", и списать начисленный штраф.
Письмом исх. N 9/6/УВТС/8-2307 от 28.10.2022 г. Заказчиком было отказано в списании штрафа без указания причин отказа.
Судом первой инстанции оценены обстоятельства дела, представленные доказательства и им дана надлежащая правовая оценка с учетом положений п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, согласно которого списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
В соответствии с п. 9.1 ст. 34 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Такие случаи предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, которым утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Подпунктом "г" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 предусмотрено списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Согласно п.п. "д" п. 3 постановления списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в случае и порядке: если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В связи с обстоятельствами, начавшимися в феврале 2022, странами Европейского союза применены санкции и фактически введен запрет на осуществление деятельности российских автотранспортных предприятий, авиаперевозчиков и судоходных операторов на территории Европейских стран, то есть фактически ограничение и запрет на осуществление перевозок, включая авиаперевозки, контейнерные перевозки, автоперевозки, что повлекло за собой разрыв всех логистических цепочек и невозможность доставки импортных товаров.
Производителем транспортных средств в одностороннем порядке изменены условия работы с дилерами в разных странах, в том числе и в Российской Федерации.
Об этом доведено истцу письмами исх. N 20 от 01.04.2022 г., исх. N 35 от 21.04.2022 г., исх. N 86 от 03.08.2022 г.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении N 307-ЭС 18-11373 от 20.08.2018 г. "к непреодолимым обстоятельствам может относиться введение иностранными государствами запретов и ограничений в области предпринимательской деятельности, а также иных ограничительных и запретительных мер, действующих в отношении Российской Федерации или Российских хозяйствующих субъектов, если такие меры повлияли на выполнение указанными лицами обстоятельств".
В данном случае, Контракт был расторгнут Соглашением сторон от 01.08.2022 г., в связи с поступившими от Ответчика письмами о невозможности исполнения условий контракта, в том числе, в связи с введением санкций и мер ограничительного характера со стороны Европейского союза, включая фактическое ограничение и запрет на осуществление авиаперевозок, контейнерных перевозок, автоперевозок, введенных, в том числе, Постановлением Совета ЕС 2022/334 от 28.02.2022 г. (Статья 1). Соответствующие ограничения введены Пятым пакетом санкций ЕС на основании Постановления Совета ЕС 2022/576 от 08.04.2022 г. об ограничительных мерах в связи со специальной военной операцией на Украине (Статья 1, часть (3), (5), (10). Статья Зеа, Статья 3i, Статья Зк и Приложение N ХХШ - коды запрещенных к поставке товаров по приложению 3202-3212,3814,3824,3825, 3901-3909,3912, Статья 31), и принимаемыми на его основании актами отдельных государств о присоединении к пакету санкций.
При таких обстоятельствах Ответчик по объективным причинам не смог выполнить взятые на себя обязательства по государственному контракту на согласованных условиях.
Согласно п. 4 указанного постановления списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение.
Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
Документом, подтверждающим расчеты сторонами контракта по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) является представленное Истцом в материалы дела Дополнительное соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон от 01.08.2022 года.
Обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнение Контракта в связи с введением санкций и мер ограничительного характера, было приведено Ответчиком в письмах, направленных в адрес Истца.
Таким образом, имелись все основания для применения Заказчиком оснований для списания начисленной суммы штрафа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (ред. от 23.03.2022).
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2023 года по делу N А40-23860/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23860/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ СЛУЖБЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "ГУД КАР"