город Москва |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А40-162843/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Ю. Левиной,
рассмотрев апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 12 октября 2022 года по делу N А40-162843/22,
в порядке упрощенного производства,
по иску Министерства обороны Российской Федерации
(ОГРН 1037700255284)
к Акционерному обществу "Военторг"
(ОГРН 1097746264186)
третье лицо: ООО "Элтехнорд"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Минобороны России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с АО "Военторг" неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг по государственному контракту в сумме 600 727 руб. 71 коп.
Решением суда от 12 октября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Минобороны России не согласилось с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; ссылается на отсутствие в материалах подписанного между сторонами акта сверки неуплаченных штрафных санкций за период действия государственного контракта.
АО "Военторг" направило в суд апелляционной инстанции письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и АО "Военторг" (исполнитель) заключен государственный контракт от 31.05.2021 N 310521/ВП на оказание услуг по питанию для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2021 году, по условиям которого исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказывать услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
В соответствии со ст.ст.779,781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Цена контракта составляет указана в п. 4.1 контракта.
По условиям пункта 3.2 контракта исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом оказать услуги в соответствии с условиями контракта (пункт 3.2.1); обеспечить соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам правилам, государственным стандартам, санитарно эпидемиологическим требованиям и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, руководящими документами заказчика и контрактом (пункт 3.2.2); ежедневно оказывать услуги в объеме, соответствующем данным о количестве питающихся, стоящих на довольствии, которые письменно доведены до исполнителя получателем (пункт 3.2.3).
Согласно пункту 3.1.2 контракта, исполнитель вправе привлекать к выполнению контракта соисполнителей (третьих лиц).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на нарушение ответчиком подпунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 контракта, неисполнение исполнителем обязательств, наличие оснований для применения к ответчику штрафных санкций в соответствии с условиями пункта 8.3 контракта.
Согласно акту о выявленных недостатках при организации питания от 9 сентября 2021 г. при проведении проверки организации питания в столовой N 41/13-3 военного городка N 1 было установлено ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, предусмотренных подпунктом 8.3.4 Контракта, подпунктом 5.1 Контракта.
При проверке организации питания в ФГКУ "301 ВГК" МО РФ заказчиком оформлен акт о выявленных недостатках от 03.08.2021, в котором зафиксированы следующие недостатки: 1. на обед не выдано предусмотренное раскладкой блюдо Салат из свежих томатов и свежих огурцов; 2. при получении со склада продовольствия, предназначенного для приготовления на обед блюда Гуляш из говядины, произведена замена мяса говядины на кости на мясо говядины бескостное; 3. при получении со склада продовольствия, предназначенного для выдачи на полдник, йогурт заменен на сок. Размер штрафа составляет 61 327,90 руб.
При проверке организации питания в ФГКУ "301 ВГК" МО РФ заказчиком оформлен акт о выявленных недостатках от 02.08.2021, в котором зафиксированы следующие недостатки: 1. на обед не выдано предусмотренное раскладкой блюдо Винегрет с сельдью, не были выданы продукты для приготовления блюда: картофель, огурцы, морковь, свекла, фактически выдано блюдо Сельдь; 2. при получении со склада продовольствия, предназначенного для приготовления на обед блюда Поджарка из говядины, произведена замена мяса говядины на кости на мясо говядины бескостное; 3. при получении со склада продовольствия, предназначенного для выдачи на полдник, йогурт заменен на сок. Размер штрафа составляет 63 690,96 руб.
При проверке организации питания в ФГКУ "301 ВГК" МО РФ заказчиком оформлен акт о выявленных недостатках от 05.08.2021, в котором зафиксированы следующие недостатки: 1. на обед не выдано предусмотренное раскладкой блюдо Сельдь с гарниром, не были выданы продукты для приготовления блюда: картофель, морковь, свекла, лук; 2. при получении со склада продовольствия, предназначенного для приготовления на обед блюда Поджарка из говядины, произведена замена мяса говядины на кости на мясо говядины бескостное; 3. при получении со склада продовольствия, предназначенного для выдачи на полдник, йогурт заменен на сок. Размер штрафа составляет 63 233,57 руб.
При проверке организации питания в ФГКУ "301 ВГК" МО РФ заказчиком оформлен акт о выявленных недостатках от 04.08.2021, в котором зафиксированы следующие недостатки: 1. на обед не выдано предусмотренное раскладкой блюдо Салат овощной с зеленым горошком, не были выданы продукты для приготовления блюда: картофель, огурцы, морковь, зеленый горошек; 2. при получении со склада продовольствия, предназначенного для приготовления на обед блюда Котлеты жареные из говядины, произведена замена мяса говядины на кости на мясо говядины бескостное; 3. при получении со склада продовольствия, предназначенного для приготовления на ужин блюда Жаркое по домашнему, произведена замена мяса говядины на кости на мясо говядины бескостное 4. при получении со склада продовольствия, предназначенного для выдачи на полдник, йогурт заменен на сок. Размер штрафа составляет 82 635,24 руб.
При проверке организации питания в ФГКУ "301 ВГК" МО РФ заказчиком оформлен акт о выявленных недостатках от 09.08.2021, в котором зафиксированы следующие недостатки: 1. при получении со склада продовольствия, предназначенного для приготовления на обед блюда Суп картофельный с рисом и мясом говядины, произведена замена мяса говядины на кости на мясо говядины бескостное; 2. при получении со склада продовольствия, предназначенного для приготовления на ужин блюда Плов из отварного мяса, произведена замена мяса говядины на кости на мясо говядины бескостное; 3. при получении со склада продовольствия, предназначенного для приготовления на ужин блюда Поджарка по домашнему, произведена замена мяса говядины на кости на мясо говядины бескостное; 4. при получении со склада продовольствия, предназначенного для выдачи на полдник, йогурт заменен на сок. Размер штрафа составляет 73 086,03 руб.
При проверке организации питания в ФГКУ "301 ВГК" МО РФ заказчиком оформлен акт о выявленных недостатках от 08.08.2021, в котором зафиксированы следующие недостатки: 1. на обед не выдано предусмотренное раскладкой блюдо Салат витаминный, не были выданы продукты для приготовления блюда: капуста, морковь, лук; 2. при получении со склада продовольствия, предназначенного для приготовления на обед блюда Мясо запеченное, произведена замена мяса говядины на кости на мясо говядины бескостное; 3. при получении со склада продовольствия, предназначенного для выдачи на полдник, йогурт заменен на сок. Размер штрафа составляет 57 800,58 руб.
При проверке организации питания в ФГКУ "301 ВГК" МО РФ заказчиком оформлен акт о выявленных недостатках от 06.08.2021, в котором зафиксированы следующие недостатки: 1. на обед не выдано предусмотренное раскладкой блюдо Салат из свежих томатов и свежих огурцов; 2. при получении со склада продовольствия, предназначенного для приготовления на обед блюда Бефстроганов из отварного мяса, произведена замена мяса говядины на кости на мясо говядины бескостное; 3. при получении со склада продовольствия, предназначенного для приготовления на ужин блюда Гуляш из говядины, произведена замена мяса говядины на кости на мясо говядины бескостное; 4. при получении со склада продовольствия, предназначенного для приготовления ужина произведена замена рыбы Камбала б/г на рыбу Камбала с/г; 5. при получении со склада продовольствия, предназначенного для выдачи на полдник, йогурт заменен на сок. Размер штрафа составляет 102 591,54 руб.
При проверке организации питания в ФГКУ "301 ВГК" МО РФ заказчиком оформлен акт о выявленных недостатках от 07.08.2021, в котором зафиксированы следующие недостатки: 1. на обед не выдано предусмотренное раскладкой блюдо Салат картофельный консервированный с огурцом, не были выданы продукты для приготовления блюда: картофель, огурцы, лук; 2. при получении со склада продовольствия, предназначенного для приготовления на обед блюда Говядина отварная, произведена замена мяса говядины на кости на мясо говядины бескостное; 3. при получении со склада продовольствия, предназначенного для приготовления на ужин блюда Жаркое по домашнему, произведена замена мяса говядины на кости на мясо говядины бескостное; 4. при получении со склада продовольствия, предназначенного для приготовления ужина произведена замена рыбы Минтай б/г на рыбу Минтай с/г; 5. при получении со склада продовольствия, предназначенного для выдачи на полдник, йогурт заменен на сок. Размер штрафа составляет 96 361,89 руб.
Фактические услуги оказывались соисполнителем - ООО "Элтехнорд". Сумма штрафов по всем проверкам составляет 600 727,71 руб. Претензии от 26.01.2022 с требованиями о выплате штрафов оставлены без удовлетворения.
В силу положений ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В свою очередь, часть 1 статья 330 ГК РФ устанавливает, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Меры ответственности за нарушение условий контракта стороны согласовали в разделе 8.
Согласно п.8.4 контракта штраф предъявляется по каждому факту выявления нарушений, о чем составляется соответствующий акт по форме, установленной приложением N 7 к контракту.
В соответствии с подп. "а" Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
Взыскание штрафа по фактам, не указанным в акте проверки, недопустимо.
Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 42.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Списание неустоек регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 обязательств, предусмотренных контрактом" (вместе с "Правилами осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом".
В соответствии с подп. "а" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Как предусмотрено пунктами 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является:
а) в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
Таким образом, именно на государственного заказчика законом возложена обязанность по организации сверки взаимных расчетов по начисленным в период действия спорного государственного контракта штрафов.
Вместе с тем, истцом не представлены доказательства принятия во исполнение вышеприведенных норм закона мер по обеспечению сверки расчетов штрафам по данному контракту.
По смыслу приведенных положений списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением в том числе в 2021 году обязательств, предусмотренных контрактом, при соблюдении указанных в них условий являются именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика.
Данный правовой подход изложен в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, и неоднократно отражался в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, в том числе в определениях от 14.08.2018 N 305-ЭС18- 5712, от 30.10.2018 N 305- ЭС18-10724, от 18.07.2019 N 305-ЭС19-5287).
Из материалов дела следует, что обязательства по контракту исполнены ответчиком в полном объеме, услуги оказаны до 31.12.2021 (пункт 12.2 контракта), срок действия контракта истек 01.04.2022 (пункт 12.1 контракта).
При этом начисленная истцом неустойка по настоящему исковому заявлению не превышает 5 процентов цены контракта.
Однако истцом действия по обеспечению сверки, предусмотренной пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, не осуществляются.
При таких обстоятельствах начисленная истцом неустойка в сумме 600 727 руб. 71 коп. подлежит списанию на основании вышеуказанных норм права.
Аналогичный вывод указан во вступившем в законную силу постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-68503/2022 от 27.02.2023 года.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о списании начисленного штрафа и об отказе в удовлетворении исковых требований правомерны.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы истца об отсутствии оснований для списания начисленной неустойки отклоняются, поскольку исходя из обстоятельств настоящего спора и норм права списание начисленной неустойки в заявленном размере является обязанностью заказчика.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 12 октября 2022 года по делу N А40-162843/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-162843/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ВОЕНТОРГ"
Третье лицо: ООО "ЭЛТЕХНОРД"