г. Москва |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А40-302027/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2023 по делу N А40-302027/22
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН 7726639745)
о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве, оформленного уведомлением от 18.10.2022 N КУВД-001/2022-28853666/3 об отказе в государственном кадастровом учете; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление), оформленного уведомлением от 18.10.2022 N КУВД-001/2022-28853666/3 об отказе в государственном кадастровом учете; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Решением суда от 07.04.2023 заявление Департамент городского имущества города Москвы удовлетворено в полном объёме.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что выявлены противоречия между сведениями о конфигурации заявленного здания в ЕГРН (поэтажные планы по состоянию 29.05.2008) и указанными в Решении Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2022 в части нумерации помещений, "например: пом. II - этаж 1 ком. 7 площадь 7.0 кв,м". Так, согласно актуальным сведениям ЕГРН в состав объекта с к.н. 77:08:0005010:1040 входит объект с к.н. 77:08:0005010:1252 с характеристиками: - помещение II этаж N 1 площадь 7 кв.м. Стоит отметить, что вышеуказанное помещение II не содержит комнату 7.В связи с чем, Управление полагает, что не представляется возможным идентифицировать тождественность объектов недвижимости в судебном решении и в сведениях ЕГРН.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером с кадастровым номером 77:08:0005010:1040, расположенного по адресу: г. Москва, ш. Волоколамское, д. 81, корп. 3.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2020 по делу N А40- 92663/18-64-622 удовлетворены исковые требования Департамента о признании права собственности города Москвы на самовольно возведенную пристройку надстройку мансардного этажа (помещение I - мансардный этаж, комнаты 1,2,3 общей площадью 140,5 кв.м) и пристройки (помещение I - 1 этаж, комн. 6,7,8 общей площадью 58,9 кв.м; помещение II - 1 этаж, коми. 7 общей площадью 7,0 кв.м; помещение III -1 этаж, комн. 1,2 общей площадью 9,7 кв.м) к зданию с кадастровым номером 77:08:0005010:1040, расположенному по адресу: г. Москва, Волоколамское ш., д. 81, корп. 3. Судебный акт вступил в законную силу по истечении срока обжалования.
С целью осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости на нежилое здание, Департаментом заказано проведение кадастровых работ.
По результатам кадастровых работ 08.07.2022 в Управление Росреестра по Москве подано заявление N КУВД-001/2022-28853666 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, ш. Волоколамское, д. 81, корп. 3.
В качестве основания для осуществления регистрационных действий представлен технический план кадастрового инженера от 05.07.2022 с приложением, в том числе решения Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2020 по делу N А40-92663/18; декларации об объекте недвижимости; проектной документации от 15.06.2022; выписки ЕГРН.
Уведомлением от 18.10.2022 N КУВД-001/2022-28853666/3 государственным регистратором сообщено об отказе в осуществлении регистрационных действий на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ. Решение мотивировано несоблюдением Требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования), проведены работы по реконструкции объекта.
Не согласившись с указанным решением, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о его оспаривании.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое решение заинтересованного лица, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации нрав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 11 ст. 24 Закона N 218-ФЗ если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации.
В соответствии с п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что для осуществления государственного кадастрового учета здания в регистрирующий орган предоставлены все необходимые документы, в том числе технический план, декларация и судебный акт о признании права собственности города Москвы.
Мотивы государственного регистратора, касающиеся разночтений в площади объекта, указанного в техническом плане и решении суда, а также наличие якобы реконструкции здания не являются обоснованными и не препятствуют к осуществлению регистрационных действий.
Из материалов дела следует и судом установлено, что технический план подготовлен по итогам кадастровых работ в результате натурного обследования с целью внесения изменений в Единый государственный реестр объектов недвижимости (далее - ЕГРН) в части изменения местоположения и площади объекта недвижимости (нежилого здания) с кадастровым номером 77:08:0005010:1040, расположенного по адресу: г. Москва, внутригородская территория города федерального значения муниципальный округ Покровское-Стрешнево, Волоколамское шоссе, дом 81, корпус 3 (далее - Объект).
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на Объект зарегистрировано на ООО "Дробница" ИНН: 7733092950, ОГРН: 1027739473618 (зап. рег. N 77-01/00-019/2001-9102 от 26.06.2001).
Технический план подготовлен на основании решения суда от 26.02.2020 (дело N А40-92663/18-64-622), по которому Объект приведён в первоначальное состояние путём сноса самовольно возведённых пристройки и надстройки, и проектной документации ГБУ МосгорБТИ, которая учитывает все произведённые изменения с учётом исполнения решения суда и проведённого обследования в рамках проведения данных кадастровых работ, учитывающих актуальное состояние и характеристики здания. Вся необходимая поясняющая и дополняющая информация указана на поэтажных планах проектной документации в разделе "Примечания".
На основании вышеизложенного, суд пришёл к верному выводу о том, что кадастровым инженером при подготовке технического плана соблюдены все предъявляемые к его составлению требования, утвержденные ст. 23 Закона N 218-ФЗ и подзаконными нормативными актами. Технический план и приложенные к нему документы являются достаточными для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы на заявленный объект.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что представленные Департаментом для проведения учетно-регистрационных мероприятий документы соответствуют требованиям законодательства, отражают информацию, необходимую для внесения изменений в сведениях ЕГРН, и основания для отказа в государственном кадастровом учете отсутствовали.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение Управления Росреестра по Москве нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку лишает в установленном порядке возможностью распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу, что Управлением Росреестра по Москве во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела не доказана правомерность принятого в отношении общества оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Департамента подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2023 по делу N А40-302027/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-302027/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ