г. Москва |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А40-251333/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Виола-Д"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2023 по делу N А40-251333/22
по заявлению ООО "Виола-Д" (ИНН 7728234871)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
о признании незаконным решение,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Гулян Г.В. по дов. от 30.05.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Виола-Д" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департамент городского имущества города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения N 33-5-96741/22-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги "Изменение разрешенного использования земельного участка" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Айвазовского, вл. 7, стр. 1 (кадастровый номер 77:06:0009006:16); о возложении обязанности установить дополнительный вид разрешенного использования: общественное питание (4.6).
Решением суда от 16.03.2023 заявление общества оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось ООО "Виола-Д" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что судом было проигнорировано, что коды ОКВЭД и право собственности истца возникло задолго до установления правил ПЗЗ. Основанием для обращения с запрос в Департамент явилось то, что текущий вид разрешенного использования участка не учитывает назначение правомерно возведенного на участке объекта недвижимости, а также не учитывает основной и дополнительные виды деятельности ООО "Виола-Д".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителя Департамента, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ООО "Виола-Д" и Департаментом городского имущества города Москвы заключен договор аренды земельного участка от 31.07.1997 N М-06-009536 по адресу: г. Москва, ул. Айвазовского, вл. 7, стр. 1, площадью 1200 кв. м с кадастровым номером 77:06:0009006:16 (с учетом Дополнительного соглашения от 08.06.2022) сроком до 31.07.2025 ДЛЯ эксплуатации моечного поста.
На указанном земельном участке расположено 2-этажное нежилое здание (моечный пост), общей площадью 307,5 кв.м с кадастровым номером 77:06:0009006:1037, принадлежащее ООО "Виола-Д" на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним "23" декабря 2004 года сделана запись регистрации N 77-01/55-Ш6/2004-1245.
05 октября 2022 года заявитель обратился в Департамент городского имущества города Москвы с запросом N б/н (вх. от 05.10.2022 N 33_5"9б741/22-(о)-о) по вопросу предоставления государственной услуги "Изменение разрешенного использования земельного участка" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Айвазовского, вл. 7, стр. 1 (кадастровый номер 77:06:0009006:16). Запрашивалось установление данному земельному участку, который предоставлен ООО "ВИОЛА-Д" по договору аренды от 31.07.1997 N М-06-009536 для эксплуатации моечного поста в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка, сроком до 30.07.2025, дополнительного вида разрешенного использования: Общественное питание (4.6).
Основанием для обращения явилось то, что текущий вид разрешенного использования (далее - ВРИ) участка не учитывает назначение правомерно возведенного на участке объекта недвижимости, а также не учитывает основной и дополнительные виды деятельности ООО "Виола-Д".
18.10.2022 получено решение Департамента городского имущества города Москвы N 33-5-9б741/22-(0)-1 об отказе в предоставление государственной услуги, поскольку Правилами землепользования и застройки в городе Москве, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, установление дополнительного вида разрешенного использования: Общественное питание (4.6) не предусмотрено.
Не согласившись с указанным решением заявитель обратился в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.17 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
Согласно п. 2.2 Приложения 9 Административного регламента правовыми основаниями предоставления указанной государственной являются: Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ); Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"; Закон города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон N 48 О землепользовании в г. Москве"); Федеральный закон от 29.12.20004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"; Федеральный закон от 5.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации -городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 2.10.1.3 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является заявленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует виду разрешенного использования, установленному правилами землепользования и застройки города Москвы, а в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, - виду разрешенного использования земельного участка, установленному в соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как отмечено выше, заявителем запрашивалось установление земельному участку с кадастровым номером 77:06:0009006:16, который предоставлен ООО "ВИОЛА-Д" по договору аренды от 31.07.1997 N М-06-009536, для эксплуатации моечного поста в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка, сроком до 30.07.2025, дополнительного вида разрешенного использования: Общественное питание (4.6).
Пунктом 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) установлено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ).
ПЗЗ в городе Москве утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП.
Согласно ПЗЗ рассматриваемый земельный участок расположен в зоне с кодом: Автомобильные мойки - 4.9.1.3. ПЗЗ установление дополнительного вида разрешенного использования: Общественное питание (4.6) не предусмотрено.
Учитывая изложенное, установление земельному участку видов разрешенного использования 4.9.1.3, 4.6 будет возможно в случае внесения изменений в ПЗЗ.
В соответствии со статьей 615 ГК РФ установлена обязанность арендатора пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды.
Земельный участок с кадастровым номером 77:06:0009006:16 предоставлен ООО "Виола-Д" по договору аренды от 31.07.1997 N М-06-009536 для строительства и последующей эксплуатации моечного поста для легковых автомобилей с дополнительными сервисными услугами.
Заявитель с 1997 года был согласен с установленным целевым использованием земельного участка по договору аренды.
Вместе с тем Департаментом издано распоряжение от 02.04.2021 N 13667 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:06:0009006:16".
Заявитель согласился с указанным распоряжением. В судебном порядке указанное распоряжение оспорено не было.
В данном случае, и условия договора, и назначение имущества едино - это эксплуатации моечного поста для легковых автомобилей с дополнительными сервисными услугами и основания для установления вида разрешенного использования -общественное питание отсутствуют.
В силу пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п.3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018). Самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.
В данном же случае, испрашиваемый ВРИ не предусмотрен даже градостроительным регламентом.
Согласно данным ЕГРН земельному участку установлен ВРИ "Автомобильные мойки -4.9.1.3". Данный ВРИ соответствует функциональному назначению здания. Согласно данным БТИ функциональное назначение - автомойка.
Подпунктом 5 п.1 ч.1 ст.1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким образом, разрешенное использование земельного участка не может противоречить разрешенному использованию и функциональному назначению объектов капитального строительства, которые на нем расположены.
На основании изложенного, требование об изменении ВРИ не соответствует назначению здания, расположенного на данном земельном участке, и нарушает ст. 1 ЗК РФ, 615 ГК РФ и сложившуюся судебную практику(определение ВС РФ от 06.08.2013 N 56-КГ13-5, от 10.09.2014 N 18-КГ14-95, Определение Верховного Суда РФ от 26.01.2017 N 308-КГ16-19663).
Пунктом 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки, которые в городе Москве утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП.
Согласно правилам землепользования и застройки рассматриваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны с кодом 4.9.1.3 - Автомобильные мойки.
В территориальной зоне с кодом "4.9.1.3" не предусмотрено общественное питание.
Однако, ООО "Виола-Д" запрашивался вид разрешенного использование -общественное питание.
Тем не менее установление такого вида разрешенного использования возможно только после внесения соответствующих изменений в ПЗЗ.
Вопросы о внесении изменений в ПЗЗ рассматриваются Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы. Внесение изменений в ПЗЗ осуществляется на основании ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 36 Градостроительного кодекса города Москвы, а также в соответствии с Порядком направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 17.05.2018 N 457-ПП.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" вопросы, связанные с внесением изменений в ПЗЗ, относятся к компетенции Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Согласно Порядку направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в ПЗЗ, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 17.05.2018 N 457-ПП, предложения о внесении изменений в ПЗЗ направляются заинтересованными лицами в адрес Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы.
Таким образом, отсутствует нарушенное право Заявителя, а предоставление Департаментом земельного участка для эксплуатации здания под общественное питание, т.е. установление другого вида разрешенного использования, чем установленного в ПЗЗ, не допустимо и нарушает требования земельного и градостроительного законодательства.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
В соответствии с п. 4. ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно ч. 1 ст. 32 ГрК РФ, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В силу ч. 11 ст. 34 Федеральный закон N 171-ФЗ, разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Пунктом 13 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка.
Учитывая изложенное, у Департамента же отсутствуют полномочия по изменению ВРИ земельных участков после принятия ПЗЗ.
Статьей 63 ГрК РФ определены особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные ч. 3 ст. 8 настоящего Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Пунктами 4.2.7 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, к полномочиям Департамента отнесено установление вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения Правил землепользования и застройки города Москвы. Правила землепользования и застройки города Москвы были утверждены 28.03.2017.
Таким образом, в настоящий момент Департамент уполномочен только приводить ВРИ в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Установление иных видов разрешенного использования возможно только в случае внесения соответствующих изменений в ПЗЗ и в ЕГРН.
Таким образом предоставления земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Айвазовского, вл. 7, стр. 1 (кадастровый номер 77:06:0009006:16) под общественное питание возможно только после внесения изменений в ПЗЗ.
Учитывая изложенное, отказ Департамента обоснован, оснований для изменения установленного вида разрешенного использования не имеется.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования общества удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2023 по делу N А40-251333/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-251333/2022
Истец: ООО "ВИОЛА-Д"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ