г. Москва |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А40-223384/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Тетюка В.И.,
судей: Семикиной О.Н., Семёновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нефедовой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Техносервъ А/С" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.04.2023 по делу N А40-223384/22
по иску Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
к акционерному обществу "ТЕХНОСЕРВЪ А/С"
о взыскании 51 924 346,72 руб.
При участии в судебном заседании:
от истца: Головнушина И.В. по доверенности от 09.01.2023
от ответчика: Мельников В.И. по доверенности от 02.03.2023
УСТАНОВИЛ:
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации обратился с иском к акционерному обществу "ТЕХНОСЕРВЪ А/С" о взыскании 51 376 766,72 руб. оплаченных за фактически невыполненные работы по этапам N 2 и N 3 государственного контракта N 20-381-Д от 06.10.2017, 547 580 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.04.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вышеуказанным решением, АО "Техносервъ А/С" обратился с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В своей жалобе заявитель указывает, что истцом пропущен срок исковой давности, проведение проверки не прерывает и не продляет срок исковой давности, взыскание всей стоимости этапов 2, 3 произведено неправильно, без учета частично выполненных работ, во время проверки для ее проведения не привлекались эксперты.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Истец с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, между государственным учреждением - Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР, Заказчик) и акционерным обществом "ТЕХНОСЕРВЪ А/С" (далее - АО "ТЕХНОСЕРВЪ А/С", Исполнитель) заключен государственный контракт от 06.10.2017 N 20-381-Д (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта, Исполнитель принимал на себя обязательства по развитию компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2, далее именуемые "работы", в соответствии с техническими требованиями (приложение N 1 к контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта.
Пунктом 2.1, приложением N 1 (протокол соглашения о цене контракта) определены цена контракта в размере 54 758 000 рублей, цены этапов исполнения контракта и отдельных работ, выполняемых в рамках таких этапов в следующих размерах:
N п/п |
Наименование работ |
Цена с НДС, руб. |
Этап N 1: Разработка Технического задания на развитие модуля "Средства дистанционного образования" компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 |
1 920 744,78 |
|
Этап N 2: Работы по развитию программного обеспечения модуля "Средства дистанционного образования" компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2, в том числе: |
16 744 954,51 |
|
2.1 |
Развитие модуля "Средства дистанционного образования" компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 |
15 300 291,76 |
2.2 |
Доработка эксплуатационной документации на модуль "Средства дистанционного образования" компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" ЛИС ПФР-2 |
1 444 662,75 |
Этап N 3: Настройка оборудования компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2, в том числе: |
36 092 300,71 |
|
3.1 |
Сбор информации по информационно-телекоммуникационной инфраструктуре Заказчика |
1 460 488,50 |
3.2 |
Разработка Технического задания на настройку оборудования компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 |
1 953 573,79 |
3.3 |
Настройка оборудования компонента "Оборудование сопровождения обучения 30 708 933.24 и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 |
30 708 933.24 |
3.4 |
Разработка Эксплуатационной документации на компонент "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" ЛИС ПФР-2 |
1 969 305,18 |
Пунктом 4.1 контракта установлены следующие сроки выполнения работ:
этап N 1 - с даты заключения контракта в течение 15 рабочих дней;
этап N 2 - со дня утверждения Заказчиком акта о приемке выполненных работ по этапу N 1 и не позднее 10.11.2017;
этап N 3 - с даты заключения контракта и не позднее 01.12.2017.
Заказчик принял и оплатил результаты исполнения контракта на сумму 54 758 000 рублей, в том числе:
N этана |
Документ о приемке результатов исполнения контракта |
Документ, подтверждающий оплату |
Сумма оплаты, руб. |
этап N 1 |
Акт о приемке выполненных работ по этапу N 1 от 24.10.2017 |
Заявка на кассовый расход от 06.12.2017 N 00000004921 |
1 920 744,78 |
этап N 2 |
Акт о приемке выполненных работ по этапу N 2 от 02.11.2017 |
16 744 954,51 |
|
этап N 3 |
Акт о приемке выполненных работ по этапу N 3 от 30.11.2017 |
36 092 300,71 |
В ходе проведения Федеральным казначейством контрольного мероприятия в ПФР в соответствии с приказом Федерального казначейства от 11.08.2021 N 361п "О назначении плановой выездной проверки Государственного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации" на основании пункта 87 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного 30.10.2020, выявлено нарушение, выразившиеся в следующем:
в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 1.2, 2.5, 4.4 контракта, пунктов 7.2.2, 7.3.1.2-7.3.1.4 технических требований в приемке и оплате результатов работ на общую сумму 51 376 766 рублей 72 копейки, в том числе:
на сумму 16 744 954 рубля 51 копеек по этапу N 2 в части доработки эксплуатационной документации на модуль "Средства дистанционного образования" компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2;
на сумму 34 631 812 рубля 21 копеек по этапу N 3 в части: разработки технического задания на настройку оборудования компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 в размере 1 953 573 рубля 79 копеек; настройки оборудования компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 в размере 30 708 933 рубля 24 копейки; разработки эксплуатационной документации на компонент "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 в размере 1 969 305 рублей 18 копеек, при отсутствии утвержденных Заказчиком технического задания на настройку, эксплуатационной документации, не проведении комплексных испытаний компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2, предусмотренных техническими требованиями;
в нарушение части 6 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 7.3, подпункта 7.3.2 контракта в ненаправлении Исполнителю требования об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Техническими требованиями (приложение N 1 к контракту) определены требования к работам:
по этапу N 1 "Разработка Технического задания на развитие модуля "Средства дистанционного образования" компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2" (пункт 7.1), согласно которым техническое задание на развитие модуля "Средства дистанционного образования" компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2" должно учитывать требования пункта 7.2 технических требований;
по этапу N 2 "Работы по развитию программного обеспечения модуля "Средства дистанционного образования" компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2", в том числе:
развитие модуля "Средства дистанционного образования" компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 (пункт 7.2.1), включающее: разработку и внедрение функционала оценки качества электронных (дистанционных) курсов в сервисе "Дистанционное обучение"; разработку и внедрение функционала видеозаписи процесса тестирования в сервисе "Виртуальный класс";
требования к доработке эксплуатационной документации на модуль "Средства дистанционного образования" компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 (пункт 7.2.2), согласно которым эксплуатационная документация должна содержать пояснительную записку в составе архитектурного решения при реализации функциональности СДО с расчетными нагрузками, схемы информационных потоков;
по этапу N 3 "Настройка оборудования компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2" (пункт 7.3.1), в том числе:
требования к сбору информации по информационно-телекоммуникационной инфраструктуре заказчика (пункт 7.3.1.1);
требования к разработке технического задания на настройку оборудования компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 (пункт 7.3.1.2);
требования к настройке оборудования компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 (пункт 7.3.1.3), включающие:
активацию лицензий основного программно-аппаратного комплекса Отделения ПФР, обеспечивающих проведение одновременных параллельно независимых крупномасштабных многоточечных сеансов взаимодействия распределенных структурных подразделений ПФР с общим количеством участников - 10000 и поддержкой 16-и активных участников (пункт 7.3.1.3.1.1);
проведение комплексных испытаний компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 с участием уполномоченных представителей Исполнителя, результаты которых отражаются в протоколе проведения комплексных испытаний (пункт 7.3.1.3.4);
требования к разработке эксплуатационной документации на компонент "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 (пункт 7.3.1.4).
При исполнении контракта АО "ТЕХНОСЕРВЪ А/С":
по этапу N 2 исполнения контракта в части доработки эксплуатационной документации на модуль "Средства дистанционного образования" компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 не выполнены требования пункта 7.2.2 технических требований, предусматривающие наличие в составе пояснительной записки архитектурного решения при реализации функциональности СДО с расчетными нагрузками, схемы информационных потоков; в части развития модуля "Средства дистанционного образования" компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 без проведения нагрузочного тестирования, предусмотренного пунктом 4.1.3.4 технического задания на развитие модуля "Средства дистанционного образования" компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2;
по этапу N 3 в части разработки технического задания на настройку оборудования компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2, настройки оборудования компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2, разработки эксплуатационной документации на компонент "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ЗАО "ТЕХНОСЕРВЪ А/С" ненадлежащим образом исполнило обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем, причинен ущерб в части израсходованных денежных средств на выполнение работ.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок при их обнаружении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Согласно подпункту 7.3.2 пункта 7.3 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, начисляются штрафы в виде фиксированной суммы 547 580 рублей.
По результатам проведенного Федеральным казначейством контрольного мероприятия в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 7 и 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, ПФР выдано представление от 14.06.2022 N 17-02-06/1446-ДСП о принятии мер по устранению указанных нарушений путем выполнения оплаченных, но не выполненных на момент проведения контрольного мероприятия работ, либо направления искового требования о возврате в объеме оплаченных, но не выполненных работ, в доход ПФР, а также путем направления требования об уплате штрафа.
ПФР в адрес АО "ТЕХНОСЕРВЪ А/С" направлял требование от 14.09.2022 N 20-21/21551 об уплате денежных средств, оплаченных за фактически не выполненные работы по этапам N 2, 3 контракта, в размере 51 376 766 рублей, штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в размере 547 580 рублей в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения требования, которое осталось без ответа.
Между тем, предметом государственного контракта от 06.10.2017 N 20-381-Д (далее -контракт) было выполнение работ по развитию компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2.
Автоматизированная информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - АИС ПФР) представляет собой организационно -техническую систему, состоящую из персонала и комплекса средств автоматизации, представленного совокупностью программных и программно-технических комплексов, предназначенных для автоматизации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации - один из наиболее значимых социальных институтов страны - являлся крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в сфере социального обеспечения.
Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет следующие ключевые функции: администрирование страховых взносов, назначение, перерасчет и выплату пенсий и иных социальных пособий, ведение персонифицированного учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования, формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений (распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.12.2012 N 474р "О Концепции развития автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012-2016 годы").
Таким образом, Истец, заключая настоящий контракт, действовал в рамках публично-властных полномочий.
Федеральным казначейством была проведена в ПФР плановая выездная проверка использования средств ПФР на создание, развитие и обслуживание информационных систем.
В ходе проведения Федеральным казначейством контрольного мероприятия в ПФР выявлено нарушение подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон N 44-ФЗ), пунктов 1.2, 2.5, 4.4 контракта, пунктов 7.2.2, 7.3.1.2-7.3.1.4 технических требований (приложение N 1 к контракту), выразившееся в приемке и оплате ПФР фактически невыполненные работы, а также в не направлении ПФР требования об уплате штрафа в связи с ненадлежащим исполнением им обязательств.
Под проверкой в целях осуществления государственного финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Результаты проверки оформляются актом (пункт 2 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Названные нарушения зафиксированы в акте плановой проверки Федерального казначейства от 13.04.2022.
Финансовый (бюджетный) контроль, осуществляемый Федеральным казначейством, является важным элементом бюджетных отношений, в том числе отношений, связанных с государственными закупками. Финансовый (бюджетный) контроль направлен на реализацию публично-значимых целей бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках.
В силу пункта 5 части 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе относительно соблюдения предусмотренных Законом N 44-ФЗ требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
В статье 1 Закона N 44-ФЗ установлено, что закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Последующий финансовый (бюджетный) контроль является важным элементом бюджетных отношений, в том числе связанных с государственными закупками.
Данные требования законодательства известны участникам отношений в сфере государственных закупок и формируют у добросовестных участников таких отношений определенные разумные ожидания, связанные с результатами такого контроля в публичных интересах.
При этом, поскольку последующий финансовый (бюджетный) контроль направлен на реализацию публично-значимых целей бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках, а именно на защиту общего публичного интереса в экономичном и эффективном расходовании бюджетных средств при государственных закупках, действия сторон частноправового характера (подписание соответствующих актов приемки, соглашений и т.п.) сами по себе не могут нивелировать публично-значимые цели.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
Под проверкой в целях осуществления государственного финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
В соответствии с положениями статьи 269.2 БК РФ и статьи 99 Закона N 44-ФЗ к полномочиям органов внутреннего государственного финансового контроля отнесен, в том числе контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По результатам проведенного контрольного мероприятия Федеральным казначейством в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктами 7 и 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, Истцу выдано представление от 14.06.2022 N 17-02-06/14446-ДСП о принятии мер устранению указанных нарушений путем выполнения оплаченных, но не выполненных на момент проведения контрольного мероприятия работ, либо направления искового требования о возврате в объеме оплаченных, но не выполненных работ в доход ПФР, а также путем направления требования об уплате штрафа.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, праве которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторые вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: с нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Истец в качестве основания иска указал акт от 13.04.2022 и представление Федерального казначейства от 14.06.2022 N 17-02-06/1446-ДСП.
Действуя в рамках заключения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на государственные социальные цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при вступлении в отношения по заключению контракта и исполнения его условий.
Как профессиональный участник отношений, АО "ТЕХНОСЕРВЪ" должно и могло было предвидеть последствия своих действий при заключении и исполнении контракта.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ЕК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Предписанием был установлен срок для устранения ПФР нарушений до 16.01.2023.
Исковое заявление поступило в суд 14.10.2022, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Так, в решении Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2022 по делу N А40-182391/2022-114-1423 судом сделан вывод, что подписание актов со стороны истца не лишает контролирующий орган проводить проверку объектов и составлять соответствующий акт, поскольку это прямо предусмотрено нормами действующего законодательства, а следовательно, ответчик не может быть освобожден от ответственности, предусмотренной контрактом.
При этом довод о пропуске срока исковой давности признан судом несостоятельным, поскольку о факте нарушения ответчиком условий государственного контракта истцу стало известно после составления акта плановой проверки, следовательно, трехгодичный срок исковой давности истцом не пропущен.
Учитывая изложенное, срок исковой давности на подачу искового заявления о взыскании с АО "ТЕХНОСЕРВЪ А/С" суммы денежных средств, оплаченных за фактически невыполненные работы, в размере 51 376 766 рублей 72 копейки; штрафа за ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, в сумме 547 580 рублей, не истек.
При указанных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
По существу, доводы апелляционной жалобы выражают несогласие ответчика с оценкой данной судом обстоятельствам дела и доказательствам, что не опровергает правильность выводов суда и в силу положений главы 34 АПК РФ не может быть положено в основу отмены судебного акта.
Иная оценка ответчиком установленных судом фактов, равно как иное толкование им нормативных актов, не свидетельствуют о наличии допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и вопреки доводам жалобы, основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права, отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.04.2023 по делу N А40-223384/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с АО "Техносервъ А/С" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Тетюк |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-223384/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ТЕХНОСЕРВЪ А/С"