г. Киров |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А17-3403/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента социальной защиты населения Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.03.2023 по делу N А17-3403/2022,
по заявлению Департамента социальной защиты населения Ивановской области (ИНН: 3728013346, ОГРН: 1033700055290)
к Службе государственного финансового контроля Ивановской области (ИНН: 3702717764; ОГРН: 1133702032540)
о признании незаконными пунктов 1 и 3 описательной части и пунктов 1 (в части пункта 1 описательной части) и 2 резолютивной части представления от 25.02.2022 N 04-01/01-19-13, вынесенного Службой государственного финансового контроля Ивановской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Ивановской области "Богородский дом-интернат" (ИНН: 3711006301, ОГРН: 1023701509083), бюджетное учреждение социального обслуживания Ивановской области "Комплексный центр социального обслуживания населения по Тейковскому и Гавриловопосадскому муниципальному районам" (ИНН: 3704563171, ОГРН: 1093704000642),
УСТАНОВИЛ:
Департамент социальной защиты населения Ивановской области (далее: заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственного финансового контроля Ивановской области (далее - ответчик, Служба) о признании незаконными пунктов 1 и 3 описательной части и пунктов 1 (в части пункта 1 описательной части) и 2 резолютивной части представления от 25.02.2022 N 04-01/01-19-13, вынесенного Службой государственного финансового контроля Ивановской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Ивановской области "Богородский дом-интернат" (далее - ОБСУСО "Богородский дом-интернат") и бюджетное учреждение социального обслуживания Ивановской области "Комплексный центр социального обслуживания населения по Тейковскому и Гавриловопосадскому муниципальному районам" (далее - ОБУСО "КЦСОН по Тейковскому и Гаврило-Посадскому муниципальным районам").
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 27.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на наличие положительных заключений государственной экспертизы по иным объектам. Департамент не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что изложенные в пункте 1 резолютивной части меры в отношении пункта 1 описательной части по устранению причин и условий нарушения и принятию мер по недопущению подобных нарушений в работе, не возлагают на Департамент незаконной обязанности, не нарушают прав и интересов Департамента и не влекут для него негативных последствий, поскольку действующим законодательством установлена административная ответственность за невыполнение законного предписания в срок. Кроме того Департамент считает, что он не допустил нецелевое использование бюджетных средств при перечислении субсидии на иные цели ОБУСО "КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам", поскольку в 2021 году до Департамента социальной защиты населения Ивановской области как до получателя бюджетных средств доведены лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации 023 1002 0310100710 612, при этом согласно заявке на кассовый расход от 24.08.2021 N 00002575 на сумму 1 052 168 рублей Департамент профинансировал Учреждение по тому же коду бюджетной классификации.
Служба в отзыве на апелляционную жалобу выразила несогласие с доводами Департамента, просила оставить решение суда без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 23.05.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 24.05.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Департамент, Служба и ОБУСО "КЦСОН по Тейковскому и Гаврило-Посадскому муниципальным районам" заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 08.12.2021 по 30.12.2021 в соответствии с распоряжением Службы государственного финансового контроля Ивановской области от 07.12.2021 N 135 "О назначении плановой выездной проверки в Департаменте социальной защиты населения Ивановской области" и на основании пункта 27 плана контрольных мероприятий службы государственного финансового контроля Ивановской области на 2021 год, утвержденного распоряжением службы государственного финансового контроля Ивановской области от 25.12.2020 N 97, Службой государственного финансового контроля Ивановской области в отношении Департамента социальной защиты населения Ивановской области проведена выездная проверка по теме: "Проверка осуществления расходов бюджета Ивановской области на реализацию мероприятий государственной программы "Социальная поддержка граждан в Ивановской области" (подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения")". Проверенный период: с 01.01.2020 по 01.12.2021.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт плановой выездной проверки в Департаменте социальной защиты населения Ивановской области от 26.01.2022.
Также Службой государственного финансового контроля Ивановской области Департаменту социальной защиты населения Ивановской области выдано представление от 25.02.2022 N 04-01/01-19-13, содержащее в числе прочего следующее нарушения.
1. В нарушение пункта 5 Порядка определения объема и условия предоставления из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Ивановской области субсидий на иные цели, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 31.08.2011 N 299-п (далее - Порядок N 299-п) (в редакции от 25.09.2019), в 2020 году Департаментом социальной защиты населения Ивановской области не соблюдены условия предоставления субсидий на иные цели (далее - субсидия) ОБУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов" по соглашению о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидии на иные цели в 2020 году от 21.01.2020 N 2.1 (в редакции дополнительного соглашения от 02.11.2020 N 7) по объекту "Капитальный ремонт элементов системы ГиХВС правого крыла 3-го корпуса здания ОБУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на сумму 128 000 рублей, в связи с отсутствием положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, выданного уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий соответствующим исполнительным органом государственной власти Ивановской области или подведомственным данному органу государственным учреждением. Положительное заключение о проверке сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, текущего ремонта и сноса объектов от 19.03.2020 N 37-1-0036-20 выдано ООО "Центр независимых экспертиз", не являющимся исполнительным органом государственной власти Ивановской области или подведомственным данному органу государственным учреждением (код главного распорядителя бюджетных средств 002 "Департамент социальной защиты населения Ивановской области", раздел, подраздел 1002 "Социальное обслуживание населения", целевая статья 0310100710 "Укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания", вид расхода 600 "Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям" (далее-КБК 023.1002.0310100710.600).
3. В нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 158, статей 38, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.1, 4.1.1 соглашения о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидии на иные цели в 2021 от 11.01.2021 N 14.1 (в редакции дополнительного соглашения от 22.03.2021 N 1) (далее - соглашение от 11.01.2021 N 14.1) в 2021 году Департаментом допущено нецелевое использование средств субсидии в сумме 1 052 168 рублей, выразившееся в направлении средств областного бюджета на цели, не соответствующие целям, определенным пунктом 1.1 Порядка N 299-п (в редакции от 25.01.2021), пунктом 1.7 "Характеристика основных мероприятий (мероприятий) подпрограммы" подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2013 N 393-п (далее - Подпрограмма), пунктом 1.1 соглашения от 11.01.2021 N 14.1, ввиду предоставления субсидии ОБУСО "КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам" по соглашению от 11.01.2021 N 14.1 на проведение капитального ремонта забора комплексного центра социального обслуживания населения (1-я очередь, 2-я очередь), что не предусмотрено документами, являющимися правовыми основаниями предоставления указанных средств (мероприятием Подпрограммы, соглашением от 11.01.2021 N 14.1 предусмотрено проведение капитального ремонта зданий и помещений ОБУСО "КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам", забор не относится к зданиям и помещениям) (КБК 023.1002.0310100710.600).
В связи с чем, Служба государственного финансового контроля Ивановской области в соответствии со статьями 269.2 и 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 7 и 8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, требует:
1. Принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 4 - 6 настоящего представления, путем разработки и выполнения плана мероприятий, направленного на установление причин выявленных нарушений и принятие предупредительных мер, в целях недопущения подобных нарушений в дальнейшей работе (далее - План), в срок до 01.07.2022.
2. Устранить нарушение, указанное в пункте 3 настоящего представления, путем выполнения требований пункта 4.2 Порядка N 299-п (в редакции от 22.07.2021), и принять меры по устранению причин и условий нарушения, путем разработки и выполнения Плана, в срок до 01.07.2022.
Не согласившись с данным Представлением в части пунктов 1 и 3 описательной части и пунктов 1 (в части пункта 1 описательной части) и 2 резолютивной части, Департамент социальной защиты населения Ивановской области обратился в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
По пункту 1 описательной части и пункту 1 (в части пункта 1 описательной части) резолютивной части представления суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Государственной программой Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2013 N 393-п, предусмотрена реализация подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" (далее - подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения").
Ответственным исполнителем, исполнителем основных мероприятий (мероприятий) подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" является Департамент.
Пунктом 1.7 подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения", предусматривается реализация мероприятия "Укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания" (далее - Подпрограмма); в рамках мероприятия в 2020 году предусмотрено, в том числе проведение капитального ремонта зданий и помещений ОБСУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
На основании пункта 1 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели; порядок определения объема и условия предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ивановской области от 31.08.2011 N 299-п утвержден Порядок N 299-п. Согласно пункту 3 Порядка N 299-п объем субсидии определяется исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, на основании финансово-экономического обоснования, составляемого учреждением (расчеты, подтверждающие объем субсидии и ее целевое назначение).
В силу абзаца пятого пункта 5 Порядка N 299-п в случае предоставления субсидий на иные цели на капитальный ремонт недвижимого имущества обязательным условием является наличие положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, выданного уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий соответствующим исполнительным органом государственной власти Ивановской области или подведомственным данному органу государственным учреждением.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Департаментом и ОБСУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов" заключено Соглашение от 21.01.2020 N 2.1, согласно которому ОБСУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов" предусмотрено предоставление субсидии на иные цели в общей сумме 4 854 126,55 рублей, в том числе на укрепление материально-технической базы в части проведения капитального ремонта зданий и помещений в сумме 4 256 800,00 рублей.
Субсидия на иные цели на укрепление материально-технической базы в части проведения капитального ремонта зданий и помещений ОБУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов" представлена Департаментом на основании заявок на кассовый расход на общую сумму 4 042 508,33 рублей, в том числе: от 15.07.2020 N 00002080 на сумму 2 003 135,64 рублей; от 06.08.2020 N 00002375 на сумму 305 954,36 рублей; от 21.10.2020 N 00003230 на сумму 1 364 744,52 рублей; от 25.11.2020 N 00003596 на сумму 368 673,81 рублей.
С целью реализации мероприятия по проведению капитального ремонта зданий и помещений ОБСУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов" заключен контракт от 27.10.2020 N 44-3-К на выполнение работ по капитальному ремонту элементов системы ГиХВС правового крыла 3-го корпуса на сумму 128 000 рублей.
25.12.2020 Департаментом и ОБСУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов" заключено дополнительное соглашение N 9 от 25.12.2020 к Соглашению от 21.01.2020 N 2.1, согласно которого раздел 3 "Направления расходования и сроки предоставления субсидии" Соглашения от 21.01.2020 N 2.1 изложен в новой редакции, где объем средств на укрепление материально-технической базы в части проведения капитального ремонта определен в размере 4 042 508,33 рублей.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к субсидии ОБСУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на укрепление материально-технической базы в части проведения капитального ремонта к дополнительному соглашению N 9 от 25.12.2020 к Соглашению от 21.01.2020 N 2.1, представленному ОБСУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в адрес Департамента, предусмотрено проведение капитального ремонта элементов системы ГиХВС правового крыла 3-го корпуса здания в объеме 128 000 рублей.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, в качестве документа, подтверждающего объем субсидии, как это установлено в пункте 3 Порядка N 299-п, ОБСУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов" представлено в Департамент положительное заключение о проверке сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, текущего ремонта и сноса объектов, от 19.03.2020 N 37-1-0036-20 по объекту "Капитальный ремонт элементов системы ГиХВС правого крыла 3-го корпуса здания ОБУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов", выданное ООО "Центр независимых экспертиз".
В ходе проверки установлено, что положительное заключение государственной экспертизы ОБУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов" не получено, что не оспаривается заявителем.
Согласно акту о приемке выполненных работ от 14.12.2020 работы по контракту от 27.10.2020 N 44-3-К приняты ОБСУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов" 25.12.2020 на сумму 101 196 рублей.
На основании платежного поручения от 26.12.2020 N 780378 работы по контракту от 27.10.2020 N 44-3-К, не получившие положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства АГУ "Ивгосэкспертиза", оплачены ОБСУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в сумме 101 196 рублей.
Таким образом, суд первой инстанции правильно заключил, что в нарушение пункта 5 Порядка N 299-п Департаментом в 2020 году не обеспечено соблюдение условия предоставления субсидии ОБУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов" по соглашению о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидии на иные цели в 2020 году от 21.01.2020 N 2.1 по объекту "Капитальный ремонт элементов системы ГиХВС правого крыла 3-го корпуса здания ОБУСО "Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на сумму 128 000,00 рублей, в связи с отсутствием положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, выданного АГУ "Ивгосэкспертиза".
Ссылка Департамента на наличие заключений государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта на иных объектах (в других корпусах) не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, в связи с чем подлежит отклонению.
С учетом того, что пункт 1 описательной части представления от 25.02.2022 не противоречит приведенным выше положениям действующего законодательства, следует признать, что представление в указанной части не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на заявителя незаконно какие-либо обязанности в сфере экономической деятельности.
Таким образом, правовые основания для отмены представления в части пункта 1 описательной части и пункта 1 (в части пункта 1 описательной части) отсутствуют, на что правильно указано в решении суда.
По пункту 3 описательной части и пункту 2 резолютивной части представления суд приходит к следующему.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Следовательно, цель предоставления бюджетных средств определяется не только законом о бюджете, а также иными правовыми основаниями, при этом нецелевым использованием бюджетных средств является, в том числе направление средств в целях, не соответствующих частично определенным целям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ивановской области до 2024 года, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 27.04.2021 N 220-п, Постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ", государственные программы Ивановской области являются комплексным инструментом планирования и исполнения бюджетных расходов, увязывающим бюджетные ассигнования с целями социально-экономического развития Ивановской области, непосредственными результатами осуществления расходов и иными, в том числе организационными и регулятивными, мероприятиями, способствующими достижению поставленных целей.
Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ивановской области утвержден постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" (далее - Порядок N 358-п).
В силу подпункта 3 пункта 2.4. Порядка N 358-п подпрограмма должна включать в себя, в том числе целевые индикаторы (показатели) подпрограммы, характеризующие основные мероприятия, мероприятия подпрограммы с расшифровкой значений по годам реализации подпрограммы.
Согласно пункту 1.7 подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" предусматривается реализация мероприятия "Укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания", в рамках которого запланировано, в том числе проведение капитального ремонта зданий и помещений ОБУСО "КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам" в 2021 году.
Перечень мероприятий, содержащийся в подпрограмме "Модернизация и развитие социального обслуживания населения", является исчерпывающим.
В соответствии с подпунктами "б", "з" пункта 1.1 Порядка N 299-п целями предоставления субсидии (иными целями) являются, в том числе приобретение имущества (за исключением недвижимого имущества), в том числе приобретение оборудования, капитальный ремонт недвижимого имущества, разработка проектной и сметной документации для его проведения, не включаемые в субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) Ивановской области; иные мероприятия, проводимые в рамках государственных программ Ивановской области и не включаемые в субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) Ивановской области.
В силу подпункта "в" пункта 2.3 Порядка N 299-п (в редакции от 25.01.2020) основаниями для отказа учреждению в предоставлении субсидии является несоответствие представленных документов целям предоставления субсидий, установленным пунктом 1.1 раздела 1 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 2.7 Порядка N 299-п размер субсидии определяется учредителем с учетом потребности учреждения в получении субсидии на цели, установленные пунктом 1.1 раздела 1 настоящего Порядка, на основании документов, представленных учреждением в соответствии с пунктом 2.1 настоящего раздела, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных учредителю на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) на предоставление субсидий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Департаментом и ОБУСО "КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам" заключено соглашения о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидии на иные цели в 2021 от 11.01.2021 N 14.1.
Пунктом 1 соглашения от 11.01.2021 N 14.1 определен предмет соглашения - предоставление Учреждению из областного бюджета в 2021 году субсидий.
В пункте 3 соглашения N 14.1 определены направления расходования субсидии: на укрепление материально-технической базы в части проведения капитального ремонта зданий и помещений.
Согласно пункту 2.1 соглашения от 11.01.2021 N 14.1 субсидия предоставляется Учреждению в соответствии с целевыми направлениями расходования средств субсидии, указанными в разделе 3 соглашения.
22.03.2021 Департаментом и ОБУСО "КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам" заключено дополнительное соглашение N 1 к соглашению от 11.01.2021 N 14.1, согласно которому соглашение от 11.01.2021 N 14.1 изложено в новой редакции (без изменения целевого направления субсидии) и дополнено приложениями, в том числе приложением 2, определяющим значения результатов предоставления субсидии, а именно: направление расходов - субсидия на укрепление материально-технической базы в части проведения капитального ремонта зданий и помещений, результат предоставления и показатели, необходимые для достижения результата субсидии - доля зданий учреждений социального обслуживания, в которых проведены капитальные ремонты.
Таким образом, Департамент обязан был представить субсидию, а ОБУСО "КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам" в 2021 году за счет средств областного бюджета, предусмотренных на 2021 год в рамках Государственной программы, осуществить капитальный ремонт зданий и помещений в соответствии с целями, предусмотренными пунктом 1.7 подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения", положениями соглашения от 11.01.2021 N 14.1, включая приложение 2 к соглашению от 11.01.2021 N 14.1.
Как установлено в ходе проверки, согласно финансово-экономическому обоснованию к субсидии ОБУСО "КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам" на укрепление материально-технической базы в части проведения капитального ремонта зданий и помещений к соглашению 11.01.2021 N 14.1, представленному ОБУСО "КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам" в Департамент заявлено, а Департаментом принято осуществление мероприятия по проведению капитального ремонта забора комплексного центра социального обслуживания населения, стоимость ремонта забора 1 245 361 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 1 052 168 рублей.
31.07.2021 ОБУСО "КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам" в адрес Департамента направлено письмо от 31.07.2021 N 261, согласно которому учреждение просит выделить целевую субсидию на проведение капитального ремонта забора комплексного центра социального обслуживания населения в сумме 1 180 400 рублей.
Впоследствии Департаментом заявкой на кассовый расход от 24.08.2021 N 00002575 на сумму 1 052 168 рублей перечислена субсидия на иные цели, которая должна быть представлена на укрепление материально-технической базы в части проведения капитального ремонта зданий и помещений ОБУСО "КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам", на оплату работ по проведению капитального ремонта забора, не являющимся зданием или помещением.
Таким образом, Департаментом в 2021 году направлены бюджетные средства на цели, не предусмотренные пунктом 1.7 подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения", пунктом 1.1, соглашения от 11.01.2021 N 14.1, приложением 2 к соглашению от 11.01.2021 N 14.1, то есть нецелевым образом.
Вопреки ошибочным доводам Департамента осуществление капитального ремонта забора не может быть признано капитальным ремонтом зданий и помещений, несмотря на то, что оба вида указанных работ в целом направлены на укрепление материально-технической базы.
В рассматриваемом случае в пункте 3 соглашения N 14.1 определены направления расходования субсидии: на укрепление материально-технической базы в части проведения капитального ремонта зданий и помещений. В приложении N 2 определены результаты предоставления субсидии - доля зданий учреждений социального обслуживания, в которых проведены капитальные ремонты.
Поскольку предоставление субсидии в рассматриваемом случае осуществлено Департаментом на цели, не указанные в соглашении, суд первой инстанции обоснованно признал пункт 3 описательной части и пункт 2 резолютивной части представления законными.
Иные доводы Департамента, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с положениями подлежащего применению законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания представления ответчика недействительным.
При таких условиях решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.03.2023 по делу N А17-3403/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.03.2023 по делу N А17-3403/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента социальной защиты населения Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-3403/2022
Истец: Департамент социальной защиты населения Ивановской области
Ответчик: Служба государственного финансового контроля Ивановской области
Третье лицо: Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Ивановской области "Богородский дом-интернат", Бюджетное учреждение социального обслуживания Ивановской области "Комплексный центр социального обслуживания населения по Тейковскому и Гаврилово-посадскому муниципальному районам"