г. Воронеж |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А14-2307/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Капишниковой Т.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Россети Центр": Зинковская А.В. - представитель по доверенности N Д-ВР/279 от 18.10.2022 сроком до 18.10.2024; Васильева М.С. - представитель по доверенности N Д-ВР/12 от 11.05.2023 сроком до 18.10.2024;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: Степанова М.В. - представитель по доверенности N ДЧ/85/23 от 11.01.2023 сроком до 10.01.2024;
от Ирлык А.М.: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.04.2023 по делу N А14-2307/2023 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498) в лице филиала ПАО "Россети Центр"-"Воронежэнерго" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ИНН 3664022568, ОГРН 1033600046908) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
третье лицо: Ирлык Алла Михайловна,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Центр" (далее - ПАО "Россети Центр", Общество) в лице филиала ПАО "Россети Центр"-"Воронежэнерго" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 31.01.2023 N 036/04/9.21-23/2023 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечена Ирлык Алла Михайловна.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.04.2023 по делу N А14-2307/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Центр" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на отсутствие вины Общества в совершении вмененного административного правонарушения, а также оспаривает размер назначенного антимонопольным органом административного штрафа.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ПАО "Россети Центр" поддержали доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просили суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Воронежского УФАС России полагал обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ирлык А.М. явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного участника процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав правовые позиции представителей сторон, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.10.2022 в Воронежское УФАС России поступило письмо Прокуратуры Новоусманского района от 30.09.2022 N 1306ж-2022 о проведении проверки по обращению Ирлык А.М. по вопросу правомерности уклонения ПАО "Россети Центр" от выполнения мероприятий по технологическому присоединению (т.2 л.д.7-8).
Письмами от 28.10.2022, от 16.11.2022 Управление известило Общество о поступлении указанного обращения и запросило у него необходимые для его рассмотрения информацию и документы (т.2 л.д.9,13), которые были представлены ответными письмом от 31.10.2022 (т.2 л.д.14-17).
В ходе рассмотрения жалобы и исследования представленных сведений и документов Воронежским УФАС России было установлено, что 22.12.2021 Ирлык А.М. посредством портала ТП РФ обратилась в адрес ПАО "Россети Центр" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств малоэтажной жилой застройки, расположенной по адресу: Воронежская обл., Новоусманский р-н, с.Новая Усмань, пер.Дачный, д.2в, максимальной мощностью энергопринимающих устройств 15 кВт при напряжении 0,4 кВ III категории надежности (т.2 л.д.18-20).
После предоставления по запросу сетевой организации недостающих документов и получения оферты договора 03.03.2022 Ирлык А.М. подписан договор N 3600/22 (42189028) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по III категории надежности (далее - Договор N 42189028), по условиям которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя жилого дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт; категория надежности III; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, 0,4 кВ (т.2 л.д.32).
Согласно пункту 6 Договора N 42189028 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составил 30 дней со дня заключения договора, таким образом, до 15.04.2022.
09.09.2022 Ирлык А.М. направила в адрес ПАО "Россети Центр" заявление о внесении изменений в Договор N 42189028 в части уровня напряжения (т.2 л.д.33). В этот же день Ирлык А.М. направила Обществу уведомление о выполнении своей части мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям (т.2 л.д.78).
24.10.2022. Ирлык А.М. подписала дополнительное соглашение к Договор N 42189028, 17.10.2022 размещенное ПАО "Россети Центр" на портале ТП РФ, которым изменен класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, до 0,23 кВ (т.2 л.д.34).
Также 22.12.2021 Ирлык А.М. посредством портала ТП РФ обратилась в адрес ПАО "Россети Центр" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств малоэтажной жилой застройки, расположенной по адресу: Воронежская обл., Новоусманский р-н, с.Новая Усмань, пер.Дачный, д.2б, максимальной мощностью энергопринимающих устройств 15 кВт при напряжении 0,4 кВ III категории надежности (т.2 л.д.35-37).
После предоставления по запросу сетевой организации недостающих документов и получения оферты договора 03.03.2022 Ирлык А.М. подписан договор N 3600/22 (42189025) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по III категории надежности (далее - Договор N 42189025), по условиям которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя жилого дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт; категория надежности III; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, 0,4 кВ (т.2 л.д.49).
Согласно пункту 6 Договора N 42189025 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составил 30 дней со дня заключения договора, таким образом, до 15.04.2022.
24.10.2022 Ирлык А.М. подписано дополнительное соглашение к Договору N 42189025, 17.10.2022 размещенное ПАО "Россети Центр" на портале ТП РФ, которым изменен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению с его установлением до 31.03.2023 (т.2 л.д.50).
Кроме того, 25.11.2021 Ирлык А.М. посредством портала ТП РФ обратилась в адрес ПАО "Россети Центр" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств малоэтажной жилой застройки, расположенной по адресу: Воронежская обл., Новоусманский р-н, с.Новая Усмань, ул.Береговая, кадастровый номер 36:16:0101019:1021, максимальной мощностью энергопринимающих устройств 15 кВт при напряжении 0,4 кВ III категории надежности (т.2 л.д.52-54).
26.11.2021 ПАО "Россети Центр" направило Ирлык А.М. запрос о предоставлении недостающей информации и документов.
30.11.2021 Ирлык А.М. предоставила Обществу недостающие сведения и документы.
07.12.2021 ПАО "Россети Центр" направило Ирлык А.М. дополнительный запрос о предоставлении недостающий сведений и информации.
25.01.2022 Ирлык А.М. предоставила в ПАО "Россети Центр" недостающие сведения и документы.
03.03.2022 Ирлык А.М. подписан договор N 3600/22 (42189982) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по III категории надежности (далее - Договор N 42189982), по условиям которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя жилого дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт; категория надежности III; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, 0,4 кВ (т.2 л.д.68).
Согласно пункту 6 Договора N 42189982 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составил 30 дней со дня заключения договора, таким образом, до 15.04.2022.
24.08.2022 Ирлык А.М. направила в ПАО "Россети Центр" уведомление о выполнении своей части мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям (т.2 л.д.94).
09.09.2022 Ирлык А.М. направила в адрес ПАО "Россети Центр" заявление о внесении изменений в Договор N 42189982 в части уровня напряжения (т.2 л.д.69).
24.10.2022 Ирлык А.М. подписала дополнительное соглашение к Договор N 42189982, 17.10.2022 размещенное ПАО "Россети Центр" на портале ТП РФ, которым изменен класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, до 0,23 кВ (т.2 л.д.70).
С учетом приведенных обстоятельств Управление пришло к выводу о нарушении ПАО "Россети Центр" Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), а именно: по Договору N 42189028 - в части нарушения срока, установленного подпунктом "б" пункта 16 Правил, по Договору N 42189025 - в части нарушения срока, установленного подпунктом "б" пункта 16 Правил, по Договору N 42189982 - в части нарушения сроков, установленных абзацем 12 пункта 15 Правил и подпунктом "б" пункта 16 Правил.
По факту выявленных нарушений с учетом установления обстоятельства повторности совершения правонарушения (т.2 л.д.106-136) 12.01.2023 должностным лицом Воронежского УФАС России при предварительном уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности (т.2 л.д.137), в отношении ПАО "Россети Центр", в присутствии представителя последнего составлен протокол N 036/04/9.21-23/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, его копия под подпись вручена представителю лица, привлекаемого к административной ответственности (т.2 л.д.142-146). Определением от 12.01.2023 назначены место и время рассмотрения дела об административном правонарушении (т.2 л.д.148); рассмотрение дела об административном правонарушении откладывалось, срок его рассмотрения продлевался.
В ходе производства по делу об административном правонарушении Обществом представлены акты о выполнении технических условий и об осуществлении технологического присоединения по Договорам N 42189028, N 42189982 (т.2 л.д.162-171).
31.01.2023 постановлением заместителя руководителя Воронежского УФАС России по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21-23/2023, в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, ПАО "Россети Центр" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с нарушением подпункта "б" пункта 16 Правил, выразившемся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению (по Договору N 42189028 - на 152 рабочих дня, по Договору N 42189025 - на 219 рабочих дней, по Договору N 42189982 - на 152 рабочих дня), а также в связи с нарушением абзаца 12 пункта 15 Правил, выразившемся в нарушения срока направления запроса о предоставлении недостающих сведений по N 42189982 на 2 рабочих дня, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 руб. (т.1 л.д.10-16).
Полагая данное постановление незаконным, ПАО "Россети Центр" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Воронежской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом представленных в материалы дела доказательств судебная коллегия не усматривает нарушений в компетенции и процедуре привлечения Общества к административной ответственности. Воронежское УФАС России действовало в рамках предоставленных законодательством полномочий (части 1, 3 статьи 28.1, статьи 28.3, 23.48 КоАП РФ, Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказ ФАС России от 19.11.2004 N 180 "О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении"), Общество, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещалось о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении, его представитель присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в силу части 2 данной статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом вменяемого правонарушения выступает установленный порядок подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, заключается в повторном нарушении субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектом правонарушения выступают должностные и юридические лица.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, при наличии такой возможности.
В соответствии со статьей 3 Федерального Закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. При этом, понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие включения в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (далее - Реестр субъектов естественных монополий), и условие утверждения цен (тарифов) на оказание услуг. Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в Законе N 147-ФЗ, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.
Услуги по передаче электрической энергии частью 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
С учетом приведенных нормативных положений и сведений Раздела I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, размещенного на официальном сайте ФАС России в сети "Интернет" (http://fas.gov.ru) антимонопольный орган отнес ПАО "Россети Центр" к субъектам естественных монополий, что также свидетельствует об обязанности данного хозяйствующего субъекта соблюдать требования антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила, в редакции, действовавшей на момент подачи заявок).
Пунктом 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Процедура технологического присоединения и ее этапы установлены пунктом 7 Правил, которая первым этапом включает в себя подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 Правил (подпункт "а").
Пунктом 18 Правил установлен перечень мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 15 Правил сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В силу пункта 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Подпунктом "б" пункта 16 Правил к существенным условиям такого договора отнесен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 30 рабочих дней для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:
технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже;
расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров;
отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя;
от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности).
При этом пунктом 14 Правил предусмотрены требования к заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Из совокупности представленных в материалы дела доказательств усматривается правильность отнесения антимонопольным органом заявителя Ирлык А.М. к категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил, а также наличие условий, обуславливающих применимость к рассматриваемым правоотношениям срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установлено подпунктом "б" пункта 16 Правил - 30 рабочих дней.
Материалами дела подтверждается нарушение ПАО "Россети Центр" установленного порядка подключения к электрическим сетям. Так, в договорах технологического присоединения от 03.03.2022 N 42189028, N 42189025, N 42189982 в пункте 6 указано на срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 30 дней со дня заключения договора, таким образом, до 15.04.2022.
Как усматривается из материалов дела, в ходе производства по делу об административном правонарушении Обществом представлены акты о выполнении технических условий и об осуществлении технологического присоединения по Договорам N 42189028, N 42189982 (т.2 л.д.162-171) - 23.11.2022.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства по спору, ПАО "Россети Центр" были допущены нарушения требований правил технологического присоединения, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ПАО "Россети Центр" заключается в несоблюдении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям. Как крупнейший профессиональный участник рынка оказания энергетических услуг и субъект естественной монополии, обязанный соблюдать Правила, Общество не предприняло достаточных мер для соблюдения установленных сроков для направления запроса о недостающих сведений и технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.
У Общества имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административном правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, создающих объективную невозможность надлежащего соблюдения установленных Правилами сроков технологического присоединения, в материалы дела не представлены.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии субъективных признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В отсутствие доказательств привлечения виновного должностного лица Общества к административной ответственности, обстоятельств для освобождения от административной ответственности в порядке части 4 статьи 2.1 КоАП РФ не усматривается.
При этом, признавая ПАО "Россети Центр" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, то есть в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган правомерно установил необходимый признак объективной стороны данного правонарушения (постановление от 21.10.2021 по делу N 036/04/9.21-287/2021 об административном правонарушении; постановление от 21.10.2021 по делу N 036/04/9.21-288/2021 об административном правонарушении; постановление от 11.06.2021 по делу N 036/04/9.21-290/2021 об административном правонарушении; постановление от 21.10.2021 по делу N 036/04/9.21-305/2021 об административном правонарушении; постановление от 21.10.2021 по делу N 036/04/9.21-314/2021 об административном правонарушении; постановление от 20.02.2022 по делу N 036/04/9.21-128/2022 об административном правонарушении; постановление от 20.02.2022 по делу N 036/04/9.21-129/2022 об административном правонарушении; постановление от 10.01.2022 по делу N 036/04/9.21-528/2022 об административном правонарушении; постановление от 25.02.2022 по делу N 036/04/9.21-467/2021 об административном правонарушении).
Повторное совершение однородного административного правонарушения, как разъяснено в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, предполагает совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
При этом данное обстоятельство не может учитываться как отягчающее, поскольку таковое предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (часть 2 статьи 4.3. КоАП РФ).
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из правовых позиций высших судов, изложенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
При этом, апелляционная коллегия учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06.06.2017 N 1167-О, согласно которой освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Из обстоятельств рассматриваемого спора усматривается, что административное правонарушение совершено Обществом в области хозяйствования субъектов естественных монополий и в условиях установления порядка подключения (технологического присоединения) потенциальных потребителей к сетям электроснабжения.
В свою очередь, не обусловленное фактическими условиями технологического присоединения и реализуемыми в этой связи мероприятиями многоэпизодное в отношении одного заявителя существенное нарушение сетевой организацией сроков технологического присоединения не согласуется с действующим императивным нормативно-правовым регулированием.
При этом, состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества как субъекта естественной монополии и сетевой организации к установленному порядку осуществления подключения (технологического присоединения) заявителя.
В этой связи, антимонопольный орган, как и суд области, правомерно не усмотрели оснований для признания совершенного ПАО "Россети Центр" деяния малозначительным.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
В частности, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.11.2003 N 349-О разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП).
Судебная коллегия также не усматривает оснований для применения в рассматриваемом случае части 3 статьи 3.4 в совокупности с положениями статьи 4.1.1, а также положений статьи 4.1.2 КоАП РФ, поскольку рассматриваемые обстоятельства по спору не соответствуют критериям, установленным для применения указанных норм права (событие вмененного административного правонарушения было выявлено не по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, а Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не содержит сведений о ПАО "Россети Центр" как о субъекте малого и среднего предпринимательства).
В силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает возможность наложения административного штрафа в диапазоне от 600 000 до 1 000 000 рублей.
Наказание назначено Обществу в размере 800 000 руб. в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что признается судом апелляционной инстанции справедливым и соразмерным совершенному деянию с учетом характера совершенного административного правонарушения (многоэпизодность в отношении одного заявителя), длительностью противоправного поведения.
В этой связи суд апелляционной инстанции учитывает совершение Обществом значительных по продолжительности нарушений сроков, множественность нарушений, совершение их в непрерывной последовательности на протяжении длительного периода времени, что указывает на устойчивость противоправного поведения, в связи с чем, приходит к выводу о том, что административное наказание в виде 800 000 рублей отвечает задачам и целям административной ответственности в рассматриваемом случае.
Из материалов дела не усматривается, что назначение наказания в указанном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, приведет к возникновению признаков убыточной хозяйственной деятельности Общества, как и не усматриваются обстоятельства, свидетельствующие об исключительности обстоятельств совершения рассматриваемого правонарушения.
Вышеизложенные обстоятельства и нормативное обоснование свидетельствуют о правомерности вывода суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления от 31.01.2023 N 036/04/9.21-23/2023 по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений, а направлена на переоценку фактических обстоятельств дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.04.2023 по делу N А14-2307/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2307/2023
Истец: ПАО "Россети Центр"
Ответчик: УФАС по Воронежской области
Третье лицо: Ирлык Алла Михайловна