26 июня 2023 г. |
А11-12497/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" (ИНН 7704440018, ОГРН 1177746828225) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.05.2023 по делу N А11-12497/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от 21.10.2022 по делу N 310-04-02.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" - Шипицына А.В. по доверенности от 01.01.2023 N 2 сроком по 31.12.2023 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Инспекция государственного жилищного надзора Владимирской области - надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией государственного жилищного надзора Владимирской области (далее по тексту - Инспекция) в ходе проверки поступившего обращения собственника дома N 43 д. Елох Юрьев-Польского района о несоблюдении порядка отключения коммунальной услуги по энергоснабжению проведена внеплановая документарная проверка общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" (далее по тексту - Общество).
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол от 30.09.2021 N 97-04-02 и 21.10.2022 вынесло постановление N31-04-02, которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 03.05.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права. Считает, что суд неправильно истолковал подпункт "а" пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По мнению Общества, судом применен закон, не подлежащий применению, а именно подпункт "а" пункта 10, пункт 8 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства N 442 (далее - Правила N 442) и другие нормы указанных Правил.
Полагает, что судом необоснованно отклонена и не принята во внимание позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в решении от 26.07.2022 N АКПИ22-310, по вопросу применения актуальной редакции пункта N 119 Правил N 354.
Указывает, что согласно разъяснениям Минстроя России, изложенным в письме от 12.11.2020 N 45451-ОЛ/06, предупреждение (уведомление), включенное в платежный документ, считается доставленным потребителю-должнику с даты направления исполнителем платежного документа и не требует подтверждения факта вручения потребителю или ознакомления потребителя с его содержанием. Таким образом, вывод суда о ненадлежащем уведомлении обществом потребителя-должника о приостановлении предоставления коммунальной услуги и, соответственно, о незаконном приостановлении предоставления коммунальной услуги противоречит нормам действующего законодательства и материалам дела.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу в установленный срок не представила.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 354, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
На основании подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 117 Правил N 354 установлено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
На основании пункта 118 Правил N 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 354 исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Из анализа указанных норм следует, что для ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель обязан соблюсти установленную процедуру, в частности, потребитель должен быть заблаговременно в письменной форме уведомлен о необходимости погашения задолженности в указанном размере и возможном применении в отношении него соответствующих мер.
Из содержания подпункта "а" пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что лицо, предоставляющее коммунальную услугу, вправе известить потребителя любыми из перечисленных способов, дающих возможность неопровержимо установить, что потребитель получил такое предупреждение (уведомление) и поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.
Уведомительный характер также установлен подпунктом "а" пункта 10 Правил N 442, в котором указано, что в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления. Порядок уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления установлен п. 8 и другими нормами указанных Правил.
Согласно пункту 40 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполни исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в ходе проверки установлено, что приостановление предоставления коммунальной услуги за электроснабжение в жилое помещение дом N 43 в д. Елох Юрьев-Польского района Владимирской области произведено 01.08.2022 в связи с наличием задолженности по оплате электроснабжения за период, превышающий 2 месяца - 3191,14 руб.
Со стороны Общества 21.07.2022 была подана заявка на введение режима ограничения потребления электроэнергии в сетевую организацию - филиал ПМ "Россети Центр и Приволжьс" - "Владимирэнерго".
Ввиду отсутствия технической возможности частичного ограничения режима потребления электроэнергии, а также ввиду отсутствия оплаты в полном объеме, подача электроэнергии в жилом помещении по адресу: д. 43, д. Елох, Юрьев-Польского района была полностью приостановлена согласно акту о введении ограничения (полного) режима потребления электрической энергии от 01.08.2022.
Текст предупреждения (уведомления) о предстоящем ограничении (приостановлении) электроснабжения был внесен в платежный документ для оплаты электроэнергии за июнь 2022 года, который был доставлен силами УФПС Владимирской области - филиал АО "Почта России".
Документов, подтверждающих факт получения с указанием конкретной даты получения Макаровым СВ., уведомления о предстоящем приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в адрес Инспекции не представлено.
Иных документов, подтверждающих факт надлежащего уведомления потребителя о наличии задолженности и приостановлении подачи электроснабжения, Обществом в материалы дела не представлено.
Из обращения, поступившего в Инспекцию и послужившего основанием для проведения в отношении Общества проверки, следует, что уведомлений об ограничении предоставления услуги, платежных документов потребитель не получал.
Между тем как верно указано судом первой инстанции, основным и общим условием, указанным в пункте 119 Правил N 354 относительно порядка извещения потребителя об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги, для всех способов является уведомление с подтверждением факта и даты его получения потребителем.
Ссылка Общества на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2022 N АКПИ22-310 в обоснование своей позиции судом правомерно отклонена, так как приведенное Обществом толкование данного судебного акта является ошибочным.
Более того, в представленном в материалы дела платежном документе, в нарушение подпункта "а" пункта 119 Правил N 354, не установлен срок погашения задолженности.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 30.09.2021 N 97-04-02.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом не нарушен.
Мера ответственности административным органом определена в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Смягчающих ответственность обстоятельств судом апелляционной инстанции по материалам дела не установлено.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает в действиях заявителя жалобы малозначительности совершенного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается, в связи с чем уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.05.2023 по делу N А11-12497/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 16.05.2023 N 12047.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-12497/2022
Истец: ООО "ЭНЕРГОСБЫТ ВОЛГА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ