г. Санкт-Петербург |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А26-3382/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Денисюк М.И.
при ведении протокола судебного заседания: Малафеевой С.Г.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: а/у Скобкина Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19057/2023) арбитражного управляющего Скобкиной Натальей Юрьевной на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.05.2023 года по делу N А26-3382/2023 (судья Москалева Е.И.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
к арбитражному управляющему Скобкиной Наталье Юрьевне
о привлечении к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Скобкиной Натальи Юрьевны (далее - Арбитражный управляющий, а/у Скобкина Н.Ю.) к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 04.05.2023 а/у Скобкина Н.Ю. привлечена к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, с назначением наказания в виде дисквалификации сроком на 6 месяцев.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, а/у Скобкина Н.Ю. направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 04.05.2023, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, допущенное арбитражным управляющим нарушение не носит существенного и систематического характера, является формальным и не нарушающим права кредиторов, в связи с чем может быть признано малозначительным в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель арбитражного управляющего поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 25 марта 2022 года по делу N А26-97/2022 Пулкинен Нина Васильевна признана банкротом, введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена Скобкина Н.Ю.
Управлением при изучении сведений, размещенных на информационном ресурсе "Электронное правосудие", а также сведений, размещенных на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве, установлено нарушение требований п. 4 ст. 20.3, статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила), выразившееся в непредставление а/у Скобкиной Н.Ю. по требованию суда отчета финансового управляющего с соответствующим приложениями (запросы в регистрирующие органы и ответы на них, опись имущества должника, анализ сделок должника и иные документы, подтверждающие сведения, отраженные в отчете), что, по мнению Управления, привело к невозможности рассмотрения отчета финансового управляющего о результатах процедуры реализации имущества гражданки Пулкинен Н.В. в судебных заседаниях, назначенных на 14.11.2022, на 14.12.2022 и на 23.01.2023, что явилось основанием для отложения судебных заседаний по рассмотрению отчета финансового управляющего и повлекло затягивание процедуры банкротства.
По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Управления в отношении а/у Скобкиной Н.Ю. 03.04.2023 составлен протокол N 00131023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении а/у Скобкиной Н.Ю. к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ (учитывая, что решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.05.2022 по делу N А76-10378/2022 а/у Скобкиной Н.Ю. уже привлекалась к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ).
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, в связи с чем привлек а/у Скобкину Н.Ю. к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде дисквалификации сроком на 6 месяцев.
Исследовав материалы дела, оценив доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 названной статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет (часть 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ).
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, что а/у Скобкиной Н.Ю. к судебному заседанию 14.11.2022 по делу N А26-97/2022 отчет не был представлен. В дальнейшем по указанному делу отчет финансового управляющего был представлен в суд 13.12.2022, при этом арбитражный управляющий ходатайствовал неоднократно о продлении срока реализации имущества должника в связи необходимостью повторного направления запросов в государственные органы.
Таким образом, непредоставление а/у Скобкиной Н.Ю. в установленный законом срок отчета финансового управляющего формально образует событие и состав правонарушения по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ (учитывая, что решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.05.2022 по делу N А76-10378/2022 а/у Скобкиной Н.Ю. уже привлекалась к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела арбитражным судом не истек.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, оценив обстоятельства дела, полагает возможным применить в данном случае положения статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
При этом как указано в пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности. При этом, административный орган и суд обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности конкретного деяния, совершенного конкретным лицом в конкретных условиях и при столь же конкретных последствиях.
Оценив обстоятельства дела, характер правонарушения и степень его общественной опасности, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае даже при формальном наличии в действиях арбитражного управляющего признаков состава административного правонарушения (нарушение а/у Скобкиной Н.Ю. пункта 1 статьи 143, пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве), указанное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, не привело к нарушению прав кредиторов или должника, а также к нарушению баланса интересов кредиторов и должника, в связи с чем может быть признано малозначительным. Наличие в данном случае существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям материалами дела не подтверждено, доказательств со стороны Управления не представлено.
В данном случае рассмотрением дела об административном правонарушении и установлением вины лица, совершившего правонарушение, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 3.1 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции полагает, что привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ и назначение наказания в виде дисквалификации при указанных обстоятельствах является в данном случае чрезмерным, носит избыточный карательный характер и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба а/у Скобкиной Н.Ю. подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 04.04.2023 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Управления о привлечении а/у Скобкиной Н.Ю. к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, в связи с малозначительностью.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.05.2023 по делу N А26-3382/2023 отменить.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о привлечении арбитражного управляющего Скобкиной Натальи Юрьевны к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3382/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Ответчик: Арбитражный управляющий Скобкина Наталья Юрьевна