г. Санкт-Петербург |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А56-132395/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-16808/2023, 13АП-16807/2023, 13АП-14158/2023) Минэкономразвития России, ООО "Арт-Тревел", Федерального казначейства на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2023 по делу N А56-132395/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Федерального агентства по туризму
к ООО "Арт-Тревел"
3-е лицо: Федеральное казначейство
о взыскании средств субсидии
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство по туризму (ОГРН: 1057746091369, адрес: 125039, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, далее - Ростуризм, истец) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Арт-Тревел" (ОГРН: 1037843081715, адрес: 191023, Санкт-Петербург, Банковский пер., 3, лит. Б, пом. 22Н оф.1.2, далее - ООО "Арт-Тревел", Общество, ответчик) субсидии в размере 712 152 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казначейство (ОГРН: 1047797019830, адрес: 101000, Москва, Большой Златоустинский пер., д. 6, стр. 1, далее - Казначейство, третье лицо).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 20.04.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Минэкономразвития России, ООО "Арт-Тревел", Федеральное казначейство обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что у ООО "Арт-Тревел" по состоянию на 01.11.2019 отсутствовала задолженность по уплате налогов и сборов, в связи с чем просит изменить мотивировочную часть решения суда.
Казначейство в своей жалобе указывает на отсутствие пропуска срока исковой давности, поскольку такой срок начинает течь со дня вынесения Федеральным казначейством представления, а именно с 12.10.2021.
Министерство экономического развития Российской Федерации (ОГРН: 1027700575385, адрес: 123112, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, далее - Минэкономразвития России, Министерство) также обратилось в апелляционный суд с жалобой на решение суда первой инстанции. В обоснование права на подачу апелляционной жалобы Министерство указало на то, что является правопреемником упраздненного Ростуризма. В апелляционной жалобе Министерство выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности для обращения с исковым заявлением о взыскании субсидии, предоставленной Обществу. Кроме того, по существу заявленных требований Министерство ссылается на то, что Обществом должна была быть представлена справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам по состоянию на 01.10.2019.
Определениями апелляционного суда от 28.04.2023 и 22.05.2023 апелляционные жалобы приняты к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Апелляционным судом установлено, что в соответствии Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2022 N 759 "О некоторых вопросах государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности" Федерального агентства по туризму упразднено (пункт 1 Указа). Пунктом 3 Указа установлено, что правопреемником упраздняемого Федерального агентства по туризму, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является Минэкономразвития России.
В соответствии со статьей 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ в отношении Ростуризма, размещенной на официальном сайте www.egrul.nalog.ru, сведения о ликвидации Ростуризма были внесены Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой N 46 по г.Москве 15.03.2023.
Таким образом, апелляционный суд считает необходимым произвести замену заявителя по делу - Федерального агентства по туризму (Ростуризм) на Минэкономразвития России в порядке процессуального правопреемства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 N 534 (далее - Правила N 534) между Ростуризмом и ООО "Арт-Тревел" заключено соглашение о предоставлении субсидии юридическому лицу от 24.12.2019 N 174-11-2019-088.
27.12.2019 Ростуризмом во исполнение пункта 3.3 Соглашения перечислена субсидия ООО "Арт-Тревел" в размере 712 152 руб. (платежное поручение от 27.12.2019 N 405345).
Согласно п. 3 Соглашения условием предоставления Субсидии является согласие Получателя на проведение Агентством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения Получателем условий, целей, и порядка предоставления Субсидии. Выражение согласия Получателя на осуществление указанных проверок осуществляется путём подписания Соглашения.
В рамках плановой выездной проверки 04.08.2021 Федеральным казначейством установлено нарушение ООО "Aрт-Тревел" подпункта "г" пункта 7 и подпункта "г" пункта 8 Правил (представление Федерального казначейства от 12.10.2021 N 07-04-04/17-24788).
Так, у ООО "Aрт-Тревел" отсутствовало подтверждение (справка) задолженности по налогам и сборам по состоянию на 1 число месяца, предшествующего дате подачи заявки на предоставление Субсидии. Отсутствие у Получателя заложенности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, является одним из условий выдачи Субсидии. В случае выявления у получателя субсидии задолженности, он обязуется вернуть Субсидию в федеральный бюджет (пункт 4.3.3.2. Соглашения).
В дополнение к этому Федеральное казначейство направило в Ростуризм информацию о наличии у ООО "Aрт-Тревел" задолженности по налогам и сборам по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего дате подачи заявки на предоставление Субсидии (письмо Федерального казначейства от 29.06.2022 N 07-04-04/17-16049).
Пунктом 4.1.5. Соглашения устанавливается обязанность Ростуризма в случае установления Агентством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте или фактах нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии, недостоверных сведений направлять Получателю требование об обеспечении возврата Субсидии в федеральный бюджет в размере и в сроки, установленные требованием. Аналогичное положение относительно осуществления проверки порядка предоставления Субсидии содержится и Правилах.
На основании результатов проверки Казначейства России Ростуризм направил требование о возврате в доход федерального бюджета Субсидии в размере 712 152 руб. (письмо Ростуризма от 03.11.2022 N 19248/ГП).
Как указывает Ростуризм, Обществом денежные средства не возвращены, какие-либо разъяснения по указанным обстоятельствам не предоставлены.
Указанные обстоятельства послужили Ростуризму основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Общества в пользу Российской Федерации суммы предоставленной субсидии.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных исковых требований отказал, придя к выводу о пропуске Ростуризмом срока исковой давности для обращения в суд с заявленными требованиями.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Факт нарушения ООО "Арт-Тревел" условий заключенного с Ростуризмом Соглашения и Правил предоставления субсидий выявлен по результатам проведения Федеральным казначейством плановой выездной проверки.
Представление Федерального казначейства по итогам проверки составлено 12.10.2021 N 07-04-04/17-24768.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с доводами апелляционных жалоб Минэкономразвития и Федерального казначейства о том, что только после подготовки и получения указанного представления Ростуризму стало известно о нарушении правил предоставления субсидии.
Учитывая изложенное, начало течения срока исковой давности следует считать от даты составления представления Федерального казначейства - 12.10.2021, следовательно, вопреки выводам суда первой инстанции, трехлетний срок исковой давности для предъявления требования о возврате субсидии на дату предъявления иска не истек.
Согласно подпункту "г" пункта 7 Правил N 534, получателем субсидии может быть туроператор, у которого на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки, отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Правил N 534 для получения субсидии туроператор представляет в Ростуризм также заявку, заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера (при наличии) туроператора и скрепленную печатью туроператора (при наличии), содержащую полное наименование туроператора, основание предоставления субсидии, дату направления заявки.
Таким образом, принимая во внимания положения подпункта "г" пункта 7 во взаимосвязи с подпунктом "а" пункта 8 Правил именно от даты направления заявки на предоставление субсидии исчисляется месячный срок и соответственно определяется дата документа, представляемого в Ростуризм, согласно которому заявителем подтверждается отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно информации, предоставленной ФНС России, по состоянию на 01.10.2019 Общество имело неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, что подтверждается ответом ФНС России, направленным в ответ на запрос Федерального казначейства, копия которого имеется в материалах дела (л.д. 17).
Однако, как следует из материалов дела, заявка Общества о предоставлении субсидии зарегистрирована 02.12.2019. Доказательств, подтверждающих подачу заявки ранее указанного срока, Ростуризмом в материалы дела не представлено.
Следовательно, справка об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах должна была быть представлена Обществом по состоянию на 01.11.2019.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения или определения, арбитражный суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Руководствуясь статьей 48, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену истца по делу - Федерального агентства по туризму (Ростуризм) на Министерство экономического развития Российской Федерации в порядке процессуального правопреемства.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 апреля 2023 года по делу N А56-132395/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального казначейства и Министерства экономического развития Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-132395/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
Ответчик: ООО "АРТ-ТРЕВЕЛ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5869/2024
06.03.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-44799/2023
04.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12488/2023
26.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16808/2023
20.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-132395/2022