г. Москва |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А41-99873/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Оператор коммерческой недвижимости" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оператор коммерческой недвижимости" на решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2023 года по делу N А41-99873/22 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оператор коммерческой недвижимости" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области об отмене предписания должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Оператор коммерческой недвижимости" (далее - ООО "Оператор коммерческой недвижимости", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания от 12.09.2022 N 07-06.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2023 года в удовлетворении заявления отказано (л.д. 127-132).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Оператор коммерческой недвижимости" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением из Подольской областной клинической больницы экстренного извещения об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку в отношении 5-ти заболевших с диагнозом пищевая токсикоинфекция, начальником Подольского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области издано распоряжение о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционного заболевания от 17.08.2022 N 24/12 в отношении ООО "Проф фуд сервис" столовой-раздаточной, находящиеся на первом этаже производственно-складского комплекса "Валищево", расположенного по адресу: Московская область, г.о. Подольск, д. Валищево, территория промышленного парка "Валищево" д. 2, стр. 1.
В ходе административного расследования установлено, что по вышеуказанному адресу организовано питание сотрудников по договору на оказания услуг от 15 июня 2022 года N 115051968, заключенному между ООО "Прод фуд сервис" и ООО "Оператор коммерческой недвижимости".
Согласно п. 2.3.1 Договора организации питания, ООО "Оператор коммерческой недвижимости" обязуется организовать своими силами и за свой счет специализированное место для приема пищи.
Результаты проверки зафиксированы в акте санитарно-эпидемиологического расследования от 12 сентября 2022 года, в котором установлено, что в нарушение ст. 29 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", действующих санитарных правил, а именно: СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" выявлены нарушения обязательных требований, а именно:
1. в производственной зоне отсутствует подводка холодной и горячей воды, отсутствует раковина для мытья рук и моечная ванна - п. 2.9, 2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
2. не обеспечивается поточность технологического процесс: отмечается перекрест использованной грязной и чистой столовой посуды, а также встречного движения посетителей и участвующих в приготовлении и раздачи продукции общественного питания персонала - п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
3. в зоне раздачи готовой продукции отсутствует бактерицидное оборудование - п. 2.14 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
4. моечные ванны подсоединены к системе канализации без воздушных разрывов - п. 2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
5. для персонала столовой отсутствует туалет с раковиной для мытья рук - имеется только один туалет для всех сотрудников складского комплекса - п. 3.7 СанПиН 2.3/2.4.3590- 20;
6. локальная вытяжная система над моечным оборудованием отсутствует - 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
На основании выявленных нарушений, заявителю выдано предписание от 12.09.2022 N 07-06, которым на ООО "Оператор коммерческой недвижимости" возлагалась обязанность в срок до 16.09.2022 устранить выявленные нарушения. Копия указанного предписания получена заявителем на руки.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Согласно пункту 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 планировка производственных помещений предприятий общественного питания, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции, их конструкция, размещение и размер должны обеспечиваться в соответствии с требованиями технического регламента. В предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала.
Пунктом 2.9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 установлено, что предприятия общественного питания для приготовления пищи должны быть оснащены техническими средствами для реализации технологического процесса, его части или технологической операции (технологическое оборудование), холодильным, моечным оборудованием, инвентарем, посудой (одноразового использования, при необходимости), тарой, изготовленными из материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств и обеспечивающими условия хранения, изготовления, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции.
В соответствии с пунктом 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 зоны (участки) и (или) размещенное в них оборудование, являющееся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла должны быть оборудованы локальными вытяжными системами, которые могут присоединяться к системе вытяжной вентиляции производственных помещений. Воздух рабочей зоны и параметры микроклимата должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Согласно пункту 2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 предприятия общественного питания должны быть оборудованы исправными системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции и освещения, которые должны быть выполнены так, чтобы исключить риск загрязнения пищевой продукции.
Пунктом 3.7. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 установлено, что в целях исключения контактного микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции для посетителей и работников предприятий общественного питания должны быть оборудованы отдельные туалеты с раковинами для мытья рук.
Материалами дела установлено, что в производственной зоне отсутствует подводка холодной и горячей воды, отсутствует раковина для мытья рук и моечная ванна, не обеспечивается поточность технологического процесс: отмечается перекрест использованной грязной и чистой столовой посуды, а также встречного движения посетителей и участвующих в приготовлении и раздачи продукции общественного питания персонала, в зоне раздачи готовой продукции отсутствует бактерицидное оборудование, моечные ванны подсоединены к системе канализации без воздушных разрывов, для персонала столовой отсутствует туалет с раковиной для мытья рук - имеется только один туалет для всех сотрудников складского комплекса, локальная вытяжная система над моечным оборудованием отсутствует.
Согласно п. 2.3.1 Договора об организации услуг питания, ООО "Оператор коммерческой недвижимости" (далее - Заказчик) обязуется организовать своими силами и за свой счет специализированное место для приема пищи.
ООО "Проф фуд сервис" является исполнителем осуществляющий непосредственное приготовление блюд на месте организованным для приготовления, распространения и употребления, а организатором пространства для перечисленных действия является ООО "Оператор коммерческой недвижимости".
ООО "Проф фуд сервис" решением Подольского городского суда Московской области по делу N 5-943/2022 привлечено к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ. Согласно указанного решения ООО "Проф фуд сервис" признав свою вину в совершенном административном правонарушении.
Управлением Роспотребнадзора по Московской области в материалы дела представлены надлежащие и достаточные доказательства, подтверждающие наличие оснований для выдачи ООО "Оператор коммерческой недвижимости" оспариваемого предписания об устранении нарушений, зафиксированных в акте эпидемиологического расследования. от 30.08.2022
Оспариваемое предписание направлено на устранение выявленных в ходе проверки нарушений, носит понятный конкретный характер, является четким, ясным, последовательным, доступным для понимания.
Признаками неисполнимости оспариваемое предписание не обладает.
Доказательств нарушения данным предписанием прав и законных интересов заявителя при осуществлении последним предпринимательской деятельности не имеется.
Таким образом, Управлением Роспотребнадзора по Московской области правомерно выдано предписание об устранении допущенных обществом нарушений действующих санитарных правил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2023 года по делу N А41-99873/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-99873/2022
Истец: ООО "ОПЕРАТОР КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ"
Ответчик: Роспотребнадзор по Московской области (Подольский территориальный отдел)
Третье лицо: Роспотребнадзор по Московской области (Подольский территориальный отдел)