г. Москва |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А41-76470/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя публичного акционерного общества "Россети Московский регион" - Левина И.А. представитель по доверенности от 17 февраля 2023 года, диплом о высшем юридическом образовании;
от заинтересованного лица Администрации городского округа Химки Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица Памшева Максима Александровича - Коденцев А.В. представитель по доверенности от 10 февраля 2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 января 2023 года по делу N А41-76470/22 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Московский регион" к Администрации городского округа Химки Московской области, при участии третьего лица: Памшева Максима Александровича об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Московский регион" (далее - ПАО "Россети Московский регион", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решения от 12 июля 2022 года N Р001-1726058645-60963612, обязании принять решение о предоставлении муниципальной услуги в виде согласия на прокладку, переустройство, перенос инженерных коммуникаций в при дорожной полосе и (или) полосе отвода автомобильной дороги, содержащего технические требования и условия "Кабельная линия 6 кВ" по адресу: Московская область, г.о. Химки, Вашутинское шоссе, кадастровый номер земельного участка 50:10:0010318:40, заключить договор на прокладку коммуникаций и взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Памшев Максим Александрович (далее - Памшев М.А.).
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 января 2023 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 58-61 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация городского округа Химки Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ПАО "Россети Московский регион" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Памшева Максима Александровича возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, общество является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.
ООО "ЭНКОМ" заключен Договор технологического присоединения от 31 января 2022 года N С8-22-302-59302, согласно которому общество должно было обеспечить технологическое присоединение электрических сетей к объекту дорожного сервиса - автомоечному комплексу, расположенному по адресу: Московская область, г.о. Химки, Вашутинское шоссе.
23.05.2022 г. обществом в адрес Администрации г.о. Химки МО направлено заявление о получении согласия на прокладку, переустройство, перенос инженерных коммуникаций в придорожной полосе и (или) полосе отвода автомобильной дороги, содержащего технические требования и условия "Кабельная линия 6 кВ" по адресу: Московская область, г.о. Химки, Вашутинское шоссе, кадастровый номер земельного участка 50:10:0010318:40 (письмо от 23.05.2022 N С7С/53/57).
Решением от 12.07.2022 N Р001-1726058645-60963612 в предоставлении муниципальной услуги отказано.
Не согласившись с решением администрации, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 19 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переустройстве, переносе, эксплуатации.
В силу части 5 статьи 19 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации:
1) органом местного самоуправления городского поселения в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах городского поселения;
2) органом местного самоуправления муниципального района в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций на межселенных территориях, а также в границах сельских поселений (за исключением случая, установленного пунктом 2.1 настоящей части);
2.1) органом местного самоуправления сельского поселения в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах сельского поселения, если законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями закреплен вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения;
3) органом местного самоуправления городского округа в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах городского округа.
Постановлением Администрации г.о. Химки от 26.01.2018 N 39 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача согласия на строительство, реконструкцию в границах полосы отвода и придорожной полосы и на присоединение (примыкание) к автомобильной дороге общего пользования муниципального значения московской области" (далее - Административный регламент).
Статьей 13 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа предоставления муниципальной услуги.
Согласно пункта 13.3 Административного регламента основания отказа в предоставлении согласия на прокладку, перенос или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог, содержащие обязательные технические требования и условия, являются:
13.3.1. Наличие противоречий в документах и информации, необходимых для предоставления Муниципальной услуги, представленных заявителем и/или полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
13.3.2. Указанная в заявлении автомобильная дорога не является автомобильной дорогой общего пользования местного значения городского округа Химки Московской области (либо трасса прохождения коммуникаций не граничит с автомобильной дорогой).
13.3.3. Наличие в заявлении и документах недостоверной (искаженной) информации.
13.3.4. Коммуникации предполагается прокладывать в полосе отвода автодороги, которая планируется к реконструкции в соответствии со схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, согласно Постановлению Правительства Московской области N 230/8 от 25.03.2016 "Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области".
13.3.5. Пересечение с автодорогой коммуникациями под острым углом в соответствии с СП (Пересечения различных подземных коммуникаций с автомобильными дорогами необходимо предусматривать под прямым или близким к нему углом).
13.3.6. Прокладка коммуникаций в насыпях автомобильных дорог (за исключением мест пересечений дороги), а также в конструктивных элементах дороги согласно СП.
13.3.7. Прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций осуществляется к объекту капитального строительства, объекту, непредназначенного для осуществления дорожной деятельности, несогласованного с Администрацией.
13.3.8. Размещение коммуникации не обеспечивает возможность выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений (ГОСТ 50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям безопасности дорожного движения").
13.3.9. Прокладка (переустройство) коммуникаций через автомобильную дорогу предполагается открытым способом (путем вскрытия проезжей части, в случае если вскрытие неаварийное и производится не по аварийному ордеру).
13.3.10. Использовать водоотводные сооружения автомобильных дорог для стока или сброса вод.
13.3.11. Обращение Заявителя за предоставлением Муниципальной услуги на маршрут трассы коммуникации, в отношении которого ранее по его заявлению (по заявлению его бывшего правообладателя) было выдано согласование, в случаях, если срок действия согласования и технических условий не истек.
Принимая решение N Р001-1726058645-60963612 от 12.07.2022 об отказе в предоставлении муниципальной услуги Администрация указала на то, что объект не был согласован с Администрацией.
Вместе с тем, согласно Проектной документации от 03.10.2013 АР 13-500-005 кабельная линия должна проводиться к объекту "Автомоечный комплекс", расположенному на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0010318:40.
Постановлением Администрации г.о. Химки от 13.04.2018 N 351 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010318:40 изменен на "объекты придорожного сервиса" (код 4.9.1).
Согласно Выписки из ЕГРН от 13.11.2022 N КУВИ-001/2020-38835082 вид разрешенного использования для земельного участка был отражен "объекты придорожного сервиса". В ходе судебного заседания представитель органа местного самоуправления пояснил, что изменение вида разрешенного использования с "для строительства и эксплуатации склада" был изменен на вид "объекты придорожного сервиса", никаких изменений вида разрешенного использования земельного участка не производилось, по каким причинам в Выписке из ЕГРН от 10.01.2023 N КУВИ-001/2023-3333990 отражены некорректные сведения пояснить затруднился.
Таким образом, прокладка инженерных коммуникаций требовалась для обеспечения электрической энергией объекта, предназначенного для осуществления дорожной деятельности, в связи с чем, его размещение согласования с Администрацией не требовало.
Поскольку для размещения объекта согласования с Администрацией не требовалось, а обществом при подаче заявления от 23.05.2022 N Р001-1726058645- 60963612 были переданы все необходимые документы, указанные в пункте 10.1.4, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании незаконным и отмене Решения Администрации городского округа Химки Московской области от 12.07.2022 NР001-1726058645-60963612.
Вопреки доводам Администрации о том, что объект капитального строительства возведен в отсутствии разрешительной документации, из пояснения третьего лица следует, что автомоечный комплекс был возведен в соответствии с проектом строительства, на него получен Технический паспорт от 31.07.2015 г. и зарегистрировано право собственности (Свидетельство о государственной регистрации права от 01.03.2016 г.), в связи с чем, основания полагать, что объект возведен в отсутствие законных на то оснований у суда отсутствуют.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, размещение во второй части здания магазина "Пятерочка" и кафе "Дастархан", принадлежащего иному собственнику, который не обращался за подключением объекта к электричеству, назначение земельного участка и его вид разрешенного использования не изменяют
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части такого решения должно быть указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Заявитель в качестве способа восстановления нарушенных прав просил обязать Администрацию городского округа Химки Московской области выдать решение о предоставлении муниципальной услуги в виде согласия на прокладку, переустройство, перенос инженерных коммуникаций в придорожной полосе и (или) полосе отвода автомобильной дороги, содержащее технические требования и условия "Кабельная линия 6 кВ" по адресу: Московская область, г.о. Химки, Вашутинское шоссе, кадастровый номер земельного участка 50:10:0010318:40, и заключить договор на прокладку коммуникаций в отношении объекта "Кабельная линия 6 кВ" по адресу: Московская область, г.о. Химки, Вашутинское шоссе, кадастровый номер земельного участка 50:10:0010318:40.
Указанный заявителем способ восстановления нарушенного права соответствует закону и характеру допущенного нарушения, направлен на полное восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 января 2023 года по делу N А41-76470/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76470/2022
Истец: ПАО РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Памшев Максим Александрович