город Чита |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А58-8417/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 июня 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ниникиной В.С.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровым М.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 марта 2023 года по делу N А58-8417/2022
по иску Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Момскому району (ИНН 1416001542, ОГРН 1131426000155) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435220042, ОГРН 1091435008500) о прекращении права оперативного управления и принятии в казну Российской Федерации объекта недвижимого имущества,
с привлечением третьих лиц - Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
Отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по Момскому району (далее - истец, Отделение МВД РФ по Момскому району) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) (далее - ответчик, ТУ Росимущества в РС (Я)) об обязании изъять из оперативного управления и принять в казну Российской Федерации нежилое помещение общей площадью 33,2 кв.м, кадастровый номер 14:17:020001:2201, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Момский район, с. Хонуу, ул. Советская, д. 40.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 марта 2023 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик в апелляционной жалобе, ссылаясь на свое несогласие с выводами суда, просит названное решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что процедура изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, регламентирована законом, соответствующее решение принимает Росимущество, по поручению которого действует ответчик. В рассматриваемом случае, как подчеркивает заявитель жалобы, учреждение ограничено в распоряжении закрепленным за ним имуществом а, следовательно, не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления.
От истца отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
В судебное заседание в Четвертый арбитражный апелляционный суд представители участвующих в деле лиц не явились, о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения ТУ Росимущества в РС (Я) от 11.07.2016 N 03/133-р прекращено право Управления Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия), закреплено на праве оперативного управления за Отделением МВД РФ по Момскому району объект недвижимого имущества - нежилые помещения (NN 3, 4, 6) общей площадью 33,2 кв.м, расположенные по адресу: Республика Саха (Якутия), Момский улус, п. Хонуу, ул. Советская, д. 40, РНФИ П13140000945.
Актом приема-передачи объект недвижимого имущества принят Отделением МВД РФ по Момскому району от Управления Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия).
Министерством внутренних дел Российской Федерации в адрес Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) в письме от 29.09.2020 N 22/4/1-21439 направлено согласование прекращения права оперативного управления на объект недвижимости, закрепленный за Отделением МВД РФ по Момскому району.
Отделение МВД РФ по Момскому району обратилось в ТУ Росимущества в РС (Я) с заявлением о прекращении права оперативного управления на нежилое помещение, что следует из письма от 06.10.2020 N 66/2-2348.
ТУ Росимущества в РС (Я) в ответ на обращение письмом от 01.02.2021 N 03-255 сообщило о ведении работы по выявлению потребности в недвижимом объекте среди территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Саха (Якутия) и подведомственных им учреждениях, организациях.
Отделением МВД РФ по Момскому району в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) на основании писем ТУ Росимущества в РС (Я) от 16.08.2021 (л.д. 23, т. 1), Управления ФССП по Республике Саха (Якутия) от 09.02.2021 (л.д. 22, т. 1) направлен запрос от 19.10.2021 N 66/2- 2215 о предоставлении информации о ходе работ по принятию объекта недвижимости на баланс подразделения.
Отделением МВД России по Момскому району в адрес ТУ Росимущества в РС (Я) письмом от 08.10.2021 N 66/2-2241 направлен запрос о предоставлении уточненной информации о ходе проведения работ по передаче недвижимого имущества.
Управление ФССП по Республике Саха (Якутия) в адресованном Отделению МВД РФ по Момскому району письме от 21.10.2021 N 14908/21/35951 отказалось в принятии помещений.
Отделение МВД РФ по Момскому району в письме от 22.10.2021 N 66/2-2251 просило ТУ Росимущества в РС (Я) возобновить поиск по выявлению потребности недвижимого объекта либо рассмотреть возможность передачи объекта муниципалитету.
Отделение МВД РФ по Момскому району просило ТУ Росимущества в РС (Я) принять излишнее неиспользуемое имущество, закрепленное на праве оперативного управления за отделением, что подтверждается письмом от 11.01.2022 N 66/2-64.
ТУ Росимущества в РС (Я) в адрес Отделения МВД РФ по Момскому району направлен ответ от 17.02.2022 N 03-387 о рассмотрении вопроса при предоставлении полного пакета документов.
Отделение МВД РФ по Момскому району в письме от 01.08.2022 N 66/2-1457 просило ТУ Росимущества в РС (Я) прекратить право оперативного управления отделения на объект недвижимости.
ТУ Росимущества в РС (Я) в ответ на обращение Отделения МВД РФ по Момскому району предложило рассмотреть возможность заключения договоров безвозмездного пользования на объект недвижимого имущества.
Ссылаясь на то, что нежилое помещение является излишним, не используется Отделением МВД РФ по Момскому району, принято решение об отказе от права оперативного управления данным имуществом, а ТУ Росимущества в РС (Я) не предпринимает мер по принятию имущества в казну Российской Федерации, Отделение несет бремя содержания имущества, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 209, 216, 235, 236, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, исходил из того, что истец вправе отказаться от неиспользуемого имущества, а уклонение ответчика от принятия данного имущества не основано на нормах действующего законодательства.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд полагает, что выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют установленным обстоятельствам, нормам материального и процессуального права.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.05.2022 нежилое помещение общей площадью 33,2 кв.м, кадастровый номер 14:17:020001:2201, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Момский район, с. Хонуу, ул. Советская, д. 40, номера на поэтажном плане 3, 4, 6, принадлежит на праве собственности Российской Федерации 24.01.2017 и закреплено на праве оперативного управления за Отделением МВД РФ по Момскому району 24.01.2017.
Уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) является ТУ Росимущества в РС (Я).
На основании статьи 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками (пункт 1 статьи 216 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
На основании пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным данным кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается, в частности, при отказе собственника от права собственности.
По общему правилу гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (статья 236 ГК РФ).
Учитывая, что возможность обладателя вещного права отказаться от имущества, в том числе закрепленного за ним на праве оперативного управления, предусмотрена законодательно, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об имеющемся у истца праве на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и правомерности такого отказа и в случае отсутствия согласия собственника.
Таким образом, в связи с неиспользованием спорного помещения, отсутствием необходимости в данном помещении при реализации целей своей деятельности Отделение МВД РФ по Момскому району, воспользовавшись правом на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, получив согласование Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством внутренних дел Республики Саха (Якутия), правомерно направило в ТУ Росимущества в РС (Я) соответствующее обращение.
Между тем, установив, что положительного ответа на выраженный отделением отказ от имущества со стороны ТУ Росимущества в РС (Я) не последовало, действий по принятию спорного имущества в казну Российской Федерации предпринято, суд первой инстанции, с которым апелляционная коллегия соглашается, обоснованно удовлетворил заявленные требования, обязав ответчика в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу изъять из оперативного управления и принять в казну Российской Федерации нежилое помещение общей площадью 33,2 кв.м, кадастровый номер 14:17:020001:2201, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Момский район, с. Хонуу, ул. Советская, д. 40.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку обстоятельства, на которые ссылается заявитель жалобы, были исследованы судом первой инстанции, и получили надлежащую оценку суда.
Как верно отметил суд первой инстанции, наличие или отсутствие интереса к спорным помещениям со стороны иных органов и учреждений не влечет за собой препятствий для реализации собственником данных помещений соответствующих правомочий по принятию государственного имущества в соответствующую казну.
Законодательством прямо определено, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (абзац второй пункта 4 статьи 214 ГК РФ).
При этом ответчик обладает необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, в том числе правом его изъятия из оперативного управления, на котором данное имущество находилось у истца.
Отсутствие согласия уполномоченного органа на принятие имущества в казну Российской Федерации не является основанием для отказа в иске, поскольку на Росимущество возложены полномочия по обеспечению эффективного использования государственного имущества и недопущению ситуации, при которой возникает излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
Доводы ответчика, по сути, направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Выводы суда по установленным обстоятельствам дела заявителем апелляционной жалобы не опровергнуты, законные основания для отказа в принятии спорного имущества не указаны. Само по себе несогласие с принятым судебным актом основанием для его отмены не является.
Исходя из доводов апелляционной жалобы, и в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение отмене или изменению не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 марта 2023 года по делу N А58-8417/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Ниникина |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-8417/2022
Истец: Отделение министерства внутренних дел Российской Федерации по Момскому району
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия), Министерство внутренних дел Российской Федерации