город Ростов-на-Дону |
|
27 июня 2023 г. |
дело N А53-35533/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ООО "ИНИКС": представитель Давтян Б.В. по доверенности от 01.01.2023, паспорт;
от Минцифры России посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел": представитель Валиев Э.Л. по доверенности от 26.12.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 13.04.2023 по делу N А53-35533/2022
по исковому заявлению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (ИНН 7710474375, ОГРН 1047702026701)
к обществу с ограниченной ответственностью "ИНИКС" (ИНН 6164023270, ОГРН 1026103296955)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ИНИКС" (далее - ответчик) о взыскании денежных средств в размере 179 485 рублей 22 копейки в качестве задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания; пени в размере 82 822 рубля 74 копейки за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2013 года, 4 квартал 2015 года, 1 и 4 кварталы 2016 года, 1-2 кварталы 2017 года, по состоянию на 26.07.2022; пени, начисленные на сумму долга в размере 179 485 рублей 22 копейки, исходя 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 27.07.2022 по дату фактической оплаты.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ИНИКС" (далее - ответчик) о взыскании денежных средств в в размере 161 428, 78 рублей в качестве задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания; пени в размере 95 222, 99 рублей в качестве пени за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания по состоянию на 16.02.2023 года; пени, начисленные на сумму долга в размере 161 428, 78 рублей, исходя 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 17.02.2023 по дату фактической оплаты (уточненные требования в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.04.2023 ходатайство Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об уточнении исковых требований удовлетворено, уточненные требования приняты. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что срок исковой давности по заявленным требованиям не пропущен. ООО "ИНИКС" частично оплатив задолженность по отчислениям за 1 квартал 2015 года прервало течение срока исковой давности в отношении требований о изыскании отчислений, в этой связи срок исковой давности в отношении таких требований начинает течь заново с даты последнею отраженного платежа, а именно с 21.01.2022. ООО "ИНИКС" фактически признает задолженность по уплате отчислений за 1 и 4 кварталы 2015 года. 1 и 4 кварталы 2016 года, 1-2 кварталы 2017 года, чем прерывает течение срока исковой давность. Министерство не могло узнать о наличии у ООО "ИНИКС" задолженности по уплате отчислений за 1 и 4 кварталы 2015 года, 1 и 4 кварталы 2016 года, 1-2 кварталы 2017 года, а также пени за неуплату указанных отчислений ранее 13.10.2021.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Минцифры России поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Минцифры России в судебном заседании в режиме веб-конференции.
В судебном заседании представитель Минцифры России доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО "ИНИКС" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, в силу п. 12 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) оператор связи - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Таким образом, деятельность операторов сети связи общего пользования является лицензируемой деятельностью.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц. основным видом экономической деятельности ООО "ИНИКС" является деятельность по предоставлению услуг телефонной связи (ОКВЭД 61.10.1). При этом ООО "ИНИКС" осуществляет свою деятельность по настоящее время на основании лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Таким образом, ООО "ИНИКС" является оператором сети связи общего пользования.
Согласно представленным ООО "ИНИКС" сведениям о доходах за 1 и 4 квартал 2015 года, 1 и 4 кварталы 2016 года и 1-2 кварталы 2017 года общая сумма неоплаченной задолженности ООО "ИНИКС" составляет 161 428, 78 рублей (уточненные требования).
Министерство обратилось в адрес ООО "ИНИКС" с письменным уведомлением от 31.05.2022 N П14-1-03-200-28958, в котором просило оплатить обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания, а также пени за их несвоевременную уплату.
ООО "ИНИКС" уведомление оставило без ответа, выплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсальною обслуживания, а также пени за их несвоевременную уплату по настоящее время не осуществило, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Заявленные в рамках настоящего дела требования не основаны на договоре, правоотношения сторон не относятся к гражданско-правовым и регулируются положениями Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона N 126-ФЗ в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.
Частью 1 ст. 60 Закона N 126-ФЗ установлено, что источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета (часть 2 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 60 Закона N 126-ФЗ ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 (Одна целая две десятых) процента.
Обязанность по расчету размера обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования законодателем возложена на соответствующего оператора сети связи общего пользования (ч. 4 ст. 60 Закона N 126- ФЗ).
В свою очередь правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (ч. 2 ст. 59 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41 (зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2008 N 12410) лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
В ч. 5 ст. 60 Закона N 126-ФЗ закреплено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (часть 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" Федеральное агентство связи является главным администратором (администратором) доходов федерального бюджета посредством отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.
В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, помимо прочего, осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" Федеральное агентство связи упразднено, а Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство) переданы его функции.
Истец осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 (далее - Положение о Минцифры России).
В соответствии с абзацем 4 п. 1 Положения о Минцифры России Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.
В соответствии с частью 9 статьи 68 Закона N 126-ФЗ в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с Указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России", с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Министерство начислило обществу задолженность за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 1 и 4 квартал 2015 года, 1 и 4 кварталы 2016 года и 1-2 кварталы 2017 года в размере 161 428, 78 рублей
Ответчик заявил о пропуске срока исковой давности по периодам 1 и 4 квартал 2015 года, 1 и 4 кварталы 2016 года и 1-2 кварталы 2017 года
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлен общий срок исковой давности три года. Статьей 197 ГК РФ, установлено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Правила статьи 195, пункта 2 статьи 196 и статей 198 - 207 ГК РФ распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное.
В силу положений статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Пунктом 5 статьи 60 Закона о связи предусмотрено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
Соответственно, платежи должны быть осуществлены не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Рассматриваемое исковое заявление подано в арбитражный суд посредством системы "Мой арбитр" 18.10.2022.
Доказательства прерывания течения срока исковой давности по заявленному требованию материалы дела не содержат.
Таким образом, срок исковой давности пропущен по требованиям за периоды:
1 и 4 квартал 2015 года, 1 и 4 кварталы 2016 года и 1-2 кварталы 2017 года.
Срок исковой давности истек 01.08.2020, то есть до прекращения деятельности Федерального агентства связи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ течение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Оснований для восстановления срока исковой давности судом первой инстанции правомерно не установлено в связи со следующим.
Согласно статье 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
При этом, как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу нормы статьи 205 ГК РФ, а также пункта 3 статьи 23 ГК РФ, срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исковые требования Минцифры о взыскании с ответчика задолженности и пени за 1 и 4 квартал 2015 года, 1 и 4 кварталы 2016 года и 1-2 кварталы 2017 года удовлетворению не подлежат в связи с пропуском срока исковой давности.
Ссылка истца на признание долга ответчиком является необоснованной и не подтверждается материалами дела.
Указание в апелляционной жалобе об осведомленности юридического лица о наличии у него задолженности не является обстоятельством, препятствующим применению срока исковой давности, поскольку как указано ранее, в материалах дела ответствуют доказательства прерывания течения срока исковой давности.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что срок исковой давности по заявленным требованиям не пропущен, так как ООО "ИНИКС" частично оплатив задолженность по отчислениям за 1 квартал 2015 года прервало течение срока исковой давности в отношении требований о взыскании отчислений, в этой связи срок исковой давности в отношении таких требований начинает течь заново с даты последнею отраженного платежа, а именно с 21.01.2022.
Из материалов дела следует, что отсутствует требование по взысканию задолженности по отчислениям за 1 квартал 2015 года, предметом требования является задолженность за 4 квартал 2015 года.
В материалы дела представлены платежные поручения, из которых следует, что
обществом по платежным поручениям перечислены денежные средства в размере 1,2% в резерв универсального обслуживания за иные периоды.
Согласно приложению N 1 к положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" в поле "назначение платежа" в платежном поручении, инкассовом поручении, платежном требовании указываются назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая НДС.
Следовательно, оплата по платежным поручениям должна учитываться в соответствии с назначением платежа.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований министерства о взыскании с общества задолженности.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.04.2023 по делу N А53-35533/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35533/2022
Истец: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, МИНЦИФРЫ РОССИИ
Ответчик: ООО "ИНИКС", ООО "ИНИКС"